gototopgototop
Главная Работы на заказ История и культурология Ответы к экзамену по Отечественной истории

Ответы к экзамену по Отечественной истории

История и культурология

 1. Предмет и методы изучения истории

История – одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания (культорологии, исторической психологии, социологии и др.), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов). Многие факты, события, явления кашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять – десять лет назад. Все это – свидетельства того, что историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.

История как наука оперирует точно усыновленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, вес свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники во всей их совокупности, не имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения.

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой – историк должен осмыслить всю совокупность фактов с целью выявления причин закономерностей развития общества.

2. Периодизация российской истории (формационный подход)

Отечественная история делится на периоды:

1. Период первобытнообщинного строя. Этот период охватывает время примерно от 1 миллиона лет до нашей эры и до конца первого тысячелетия нашей эры на территории РФ.

ПОС это период когда люди жили и трудились сообща и имели общее имущество. Под влиянием развития производительных сил общества усложняется социальная структура первобытно общества. В конце периода происходит переход от присваивающей экономике к производящей. Возникает социальное расслоение: на богатую родоплеменную верхушку и обедневших сородичей. Разложение этого строя сопровождалось ослаблением кровнородственных отношений.

2. В соответствии с формационной теорией Карла Маркса вслед за первобытнообщинным строем происходит переход к рабовладельческому строю, однако на территории РФ на смену ПОС на большей части территории пришел феодальный строй в европейской части России в конце первого тысячелетия нашей эры. Лишь на небольшой части территории РФ на юге современного Краснодарского края и юге Ростовской области во второй половине первого тысячелетия до нашей эры в первые века нашей эры существовал рабовладельческий строй. Здесь возникли греческие рабовладельческие города-государства затем объединившиеся в Скифское царство.

Феодализм это такой общественный строй при котором экономически, политически и юридически господствует слой феодалов-землевладельцев. В основе феодального способа производства лежит труд феодально зависимых крестьян. Феодализм в России существовал до 1861 года, а пережитки его сохранялись до 1917 года.

В рамках феодализма принято выделять:

1. Период Древнерусского государства (9-12 века).

2. Период феодальной раздробленности (12-15 века).

3. Период становления русского централизованного государства (15-середина16 века).

4. Период сословно представительной монархии (16-середина 17 века).

5. Период абсолютной монархии (вторая половина 17 века и до 1861 года).

3. Период 1861-1917 годов, период бурного развития капитализма, переход от абсолютной монархии к конституционным формам государства дуалистической монархии 1905-1907 годов, а затем и к буржуазной республики.

Февраль 1917 года в этот период происходит разложение сословного строя, происходит уравнение российских сословий в правах, крестьяне освобождаются от личной зависимости в которой они находились несколько столетий под властью феодала-помещика.

Для российского капитализма характерно: а) бурное развитие рыночных отношений б) острые социальные противоречия, которые закончились для России вступлением в полосу революционного кризиса, завершившегося победой коммунистов в октябре 1917 года.

4. С октября 1917 года и до начала 90-х годов советский период в истории России. В этот период коммунисты предприняли попытку построения в России бесклассового, самоуправляемого, коммунистического общества, в котором не будет ни государства ни права.

При коммунизме должны были отмереть товарно-денежные отношения, утвердится господство общественной собственности на средства производства, должен быть уничтожен институт брака, обеспечено фактическое равенство людей. Должен быть реализован принцип: От каждого по способностям каждому по потребностям.

Однако попытка построения социализма и коммунизма закончилась провалом. Основной причиной крушения социалистической системы явилась ее низкая экономическая эффективность по сравнению с рыночным капиталистическим хозяйством.

Советский социализм не позволил обеспечить высокий уровень жизни населения, постепенно нарастали частнособственнические настроения, большинство населения утратило веру в победу коммунизма, в преимущество советской социалистической системы по сравнения с капиталистической системой.

Советский период делится:

А) период революции и гражданской войны 1917-20-ее годы.

Б) период НЭПА 1921-29-ее годы.

В) период сталинской диктатуры, утверждение тоталитарного режима 1929-53-ее годы.

Г) период либерализации общественных отношений 1953-64-еегоды.

Д) период застоя и постепенного нарастания кризиса системы партийно-государственного социализма 1964-85-ее годы.

Е) период реформ Горбачева, которые ускорили крушение советской социалистической системы и реставрации капитализма в России 85-начало 90-х годов.

5. С начала 90-х годов Россия находится в процессе реставрации и развитии капиталистических отношений.

Заселение древнерусских земель. Славянский этнос

Имя «славяне» появляется в исторических источниках в VI столетии. Его носители включились тогда в процесс Великого переселения народов – грандиозного миграционного движения IV-VIII веков, перекроившего карту европейского континента. Именно славяне стали главными действующими лицами последнего этапа Великого расселения в VI-VIII веках. Их миграции в этот период, называемый Расселением славян, стали определяющими для дальнейших судеб славянства.

До VI века славяне, по-видимому, занимали территорию от Средней Вислы до Среднего Днепра (включая Верхнее Поднестровье). В течение же VI-VIII столетий они заселили весь Балканский полуостров, лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, Немана и среднего течения Западной Двины на западе, верховьев Волги, Оки и Дона на востоке, Нижнее и Среднее Подунавье, междуречье Одера и Эльбы, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до междуречья Одера и Вислы. Выделяются три крупных направления Расселения: Балканский полуостров, Восточно-Европейская равнина, территория между средним течением Дуная и Балтийским морем. Соответственно этим направлениям славяне разделились на три ветви – южные, восточные и западные.

Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: 1) поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье «в полях» и потому так и прозвавшиеся; 2) древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; 3) северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по реке Десне, Суле и Северский Донец;

4) дреговичи – между Припятью и Западной Двиной; 5) полочане – в бассейне р. Полоты; 6) кривичи – в верховьях Волги и Днепра; 7-8) радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами – Радимом, который «пришел и сел» на р. Соже (приток Днепра) и Вятко – на р. Оке; 9) ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р. Волхов; 10) бужане или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; 11) белые хорваты – в Прикарпатье; 12-13) уличи и тиверцы – между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором.

Образование и расцвет Киевской Руси

• Процесс образования единого древнерусского государства.

• Теории возникновения Киевской Руси (норманнская, древнеславянская).

• «Русская Правда» – первый свод писаных законов, закрепивший феодальные порядки на Руси.

• Максимальный экономический и политический расцвет Киевской Руси в конце Х – начале XI вв.

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов. На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходило вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходило появление системы полюдья, т. е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги. На втором этапе (2-ая половина IХ – середина Х в.) процесс складывания государства ускорился, во многом, благодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и норманнов (варягов).

Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся». В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами: «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет» решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю – Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (по другим сведениям – в Старой Ладоге), Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег хитростью захватил Киев, убив правивиших там Аскольда и Дира – норманнов, ушедших ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти. Так, согласно летописной легенде, произошло образование русского государства. Норманнская теория происхождения древнерусского государства. Эти летописные данные легли в основу т. н. «норманнской теории».

Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

В ходе дискуссий сформировалось две позиции, два лагеря, так называемых норманистов – сторонников скандинавского происхождения Рюрика, и антинорманистов, выводивших Рюрика откуда угодно, но только не из Скандинавии. Особняком стоит позиция советских историков, которые с конца 1940-х годов вообще пришли к отрицанию Рюрика как такового и понятия «династия Рюриковичей», «держава Рюриковичей», на которых стояла вся российская историография, вообще перестали употреблять. Ломоносов, например, выводил Рюрика из южнославянских племен.

Древнейшим сводом законов Руси является Русская Правда.

Под этим общим названием известны три памятника: Краткая Правда, являющаяся древнейшей, Пространная, относящаяся ко второй половине XII в., и Сокращенная, основанная как на Пространной Правде, так и на некоторых не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь, Краткая Правда делится на Правду Ярослава (ок. 1016), Правду Ярославичей (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи.

Само появление Русской Правды в начале ХΙ в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что в, свою очередь, укрепляло его престиж, а, следовательно, и власть.

Культура Руси до монгольскою периода (IX-XIII ВВ.)

• Влияние на развитие единой культуры Древней Руси географическою положения, восточнославянских и соседних племен, языческого мировоззрения.

• Грамотность на Руси. Летописание. Литература Искусство. Архитектура и зодчество. Народная культура и быт.

• Значение для развития Руси принятия общегосударственной религии – христианства (православия). Русь – духовный преемник Византии.

Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.

Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени т. д.

Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.

Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.

Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.

Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.

Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских племен.

Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом.

Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках – греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.

О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содержащие бытовые записи характера, письма и т. д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий – граффити.

Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести.

Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные (по летам) записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.

Древнейшая русская летопись – Повесть временных лет, составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора и датируют 1113 г. Повесть временных лет дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них – Лаврентьевская и Ипатьевская летописи.

Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) – разновидность литературы путешествий. Их главное назначение – рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра – Хожение игумена Даниила в Палестину.

– Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является Слово о полку Игореве, (конец ХII в.) призывающее к единству русских земель, выступающее против усобиц, противопоставляющее два состояния человечества – мира и войны. Своеобразие Слова о полку Игореве обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.

Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.

Выдающееся развитие в домонгольское время получило русское художественное ремесло. По подсчетам Б. А. Рыбакова, в русских городах работали ремесленники более 60 специальностей.

Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство.

Большое распространение получил на Руси песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах. гуслях. В светской музыке еще не произошло выделение элитарных форм, чему способствовала любовь к народным играм и празднествам. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах.

Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее развитию.

Несмотря на то, что Русь позже других европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII веку она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.

XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных стилей летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры.



 
 

Войти


 

Что останавливает от заказа работы??

Смущает

В библиотеке

Гигиена

Однажды в квартире семейства Р. раздался звонок, и маленькая девочка побежала открывать. За дверью стоял молодой человек, который на свету оказался каким-то больным, с тонкой, блестящей розовой кожицей на лице. Он сказал, что пришел предупредить о грозящей опасности. Что вроде бы в городе началась эпидемия вирусного заболевания, от которого смерть наступает за три дня, причем человека вздувает и так далее. Симптомом является появление отдельных волдырей или просто бугров. Есть надежда остаться в живых, если строго соблюдать правила личной гигиены, не выходить из квартиры и если нет мышей, поскольку мыши – главный источник заражения, как всегда.

Читать дальше

Блядский счетчик

Что общего между Александром Вторым, Чеховым и среднестатистическим русским олигархом начала XXI века? – Комплекс гепарда. Не знаю, насколько справедлива репутация животного, но считается, что гепард не может спать с одной и той же самкой дважды – ему нужны каждый раз новые жертвы. Александру Второму, одному из наиболее похотливых зверей из похотливой династии Романовых, возили но ночам девиц в Зимний дворец. Чехов, если не было свежих поклонниц, шел в бордель. Сегодняшний олигарх устраивает конкурсы красавиц и таскает их за собой по всему свету. Блядский счетчик работает на полную мощность: ни дня без добычи.

Читать дальше

Цена проститутки

Каждая женщина торгует своим телом. Поцелуи дарит, как пробные флакончики духов, а остальным торгует. Удачно и неудачно, по-крупному или по-мелкому, осознанно и неосознанно. Или же неосознанно, как феминистки.

Женщины обидчивы. Их обидчивость, готовая проступить на поверхность в любой момент женско-мужских отношений, обнажает законы рынка.

Читать дальше

Секс как спорт

Раньше было проще. Раньше все сводилось к тому, чтобы ЕЕ победить. Или, как еще раньше, совсем давно, говорили: ЕЮ овладеть. Но если я говорю, что раньше было проще, это не значит, что победа давалась легко. Напротив, те, кто жили активной половой жизнью тридцать лет назад, хорошо помнят, что они побеждали буквально в рукопашном бою.

Девушка сдавалась по кускам. Сначала овладевали рукой. Это называлось «взять за ручку». Сердце замирало – позволит ли? А если позволяла – боже, какое счастье! Так и ходили «за ручку» – счастливые, как в советском кино.

Читать дальше

24option демо счет http://binarki.pro/