gototopgototop
Главная Работы на заказ История и культурология Ответы к экзамену по Отечественной истории

Ответы к экзамену по Отечественной истории

История и культурология

Попытка государственного переворота 1991 г. Распад СССР.

После выборов в России в июне 1991 г., когда Б. И. Ельцин был избран Президентом РСФСР, а два других известных лидера «Демократической России» – Г. X. Попов и А. А. Собчак – мэрами Москвы и Санкт-Петербурга (восстановление исторического названия Ленинграда также произошло по результатам голосования 12 июня 1991 г.), радикальные подходы в решении проблем политического развития достигли своего апогея. Стало очевидно, что эпоха перестройки, неразрывно связанная с именем М. С. Горбачева, безвозвратно уходит в прошлое. В связи с этим последний и единственный президент СССР и все еще Генеральный секретарь ЦК КПСС сохранил только одну возможность остаться у власти – завершив процесс реформирования СССР путем заключения' нового союзного договора. В конце июня был опубликован согласованный с руководителями союзных республик проект Договора, где аббревиатура СССР расшифровывалась как Союз Советских Суверенных Республик и по которому права субъектов Союза были существенно расширены. С одной стороны, этот проект не устраивал высших руководителей КПСС и Кабинета министров СССР, потребовавших наканунеего опубликования чрезвычайных полномочий и так и не получивших их на заседании Верховного Совета СССР. А с другой стороны, этот документ уже не удовлетворял только что избранного Президента России. Горбачев, таким образом, испытывал резкое давление как со стороны высшего союзного руководства, особенно глав КГБ, МВД и МО СССР, так и со стороны радикального крыла сторонников продолжения демократических реформ. Наиболее авторитетные представители радикалов (А. И. Вольский, Э. А. Шеварднадзе, А. А. Собчак, А. Н. Яковлев и др.) 2 июля выступили с обращением «За объединение сил демократии и реформ». Вскоре большинство из этих политических деятелей заявили о своем выходе из состава КПСС. В то же время Президент РСФСР Ельцин усилил нажим на союзное руководство. 22 июля был опубликован его указ о прекращении деятельности структур политических партий в государственных органах и учреждениях на территории РСФСР. Это подразумевало слом организационной структуры КПСС. Неспособность М. С. Горбачева отстоять интересы собственной партии побудила руководителей консервативного крыла в КПСС к подготовке ответных мер для защиты КПСС – СССР, ибо без коммунистической партии существование Союза как целостного государственно-политического образования было невозможно. Подписание нового варианта союзного договора было намечено на 20 августа. Этот проект был разработан в ходе переговоров 9 лидеров республик в Ново-Огарево, на правительственной даче под Москвой. (Не принимали участия в переговорах руководители Прибалтийских республик, Грузии, Армении и Молдовы.) Согласно проекту договора, республики, входящие в новый Союз, получали значительно больше прав, центр превращался из управляющего в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел, частично – налоговой и социальной политики. Часть вопросов принадлежала к совместной союзно-республиканской компетенции (прежде всего принятие новых законодательных актов, определение размеров налоговых отчислений на нужды центра, а также основных направлений их расходования). Все остальные стороны жизни общества были в пределах компетенции республик. Не принявшие участия в переговорах республики отказались подписывать даже этот вариант союзного договора, отражавший довольно радикальные подходы к реформированию унитарного, по сути, государства, и объявили о намерении следовать курсу на полный суверенитет и обретение независимости от союзного центра.

Попытка государственного переворота. Чтобы сорвать подписание этого договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 19 августа 1991 г. в стране было введено чрезвычайное положение, на улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска, включая танки, почти все центральные газеты, за исключением «Правды», «Известий», «Труда» и некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.

Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: и. о. президента СССР Г. И. Янаев, секретарь ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Обороны О. Д. Бакланов, председатель КГБ СССР В. А. Крючков, премьер-министр СССР В. С. Павлов, министр внутренних дел СССР Б. К. Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, министр обороны СССР Д. Т. Язов и президент Ассоциации госпредприятий А. И. Тизяков. Главную задачу переворота ГКЧП видел в восстановлении в СССР порядков, которые существовали до 1985 г., т. е. в ликвидации многопартийности, коммерческих структур, в уничтожении ростков демократии.

Основным политическим соперником центрального руководства СССР было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР («Белого дома») были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддержать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против граждан своего государства. Уже 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Эти события были весьма негативно восприняты за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.

Переворот был крайне плохо организован и подготовлен, отсутствовало деятельное оперативное руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а члены ГКЧП были арестованы. В результате событий 19-21 августа 1991 г. около «Белого дома» погибли три его защитника.

Культура советской России (1961-1991 гг.)

Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе.

С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему фактически происходил некоторый отход ряда авторов от принципов социалистического реализма.

После смерти Сталина возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союза работников кинематографии СССР). Наметились изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957,1962,1963 гг.

В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений.

Культура и искусство оставались под жестким партийно-государственным контролем. Действовал отдел ЦК по культуре, было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е. А. Фурцевой). В полной мере продолжал осуществляться принцип партийности в искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961 г.) перед творческой интеллигенцией вновь были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.

Шестидесятники. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране.

Лидером последнего направления в литературе являлся поэт, главный редактор журнала Новый мир А. Т. Твардовский. Выдвинулось новое поколение поэтов – А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. В это время работади писатели критического направления Ю. Нагибин, А. Яшин, И. Эренбург и др. (авторы сборника Литературная Москва).

65. Суверенизация России (1990-1992 гг.)

• Характеристика РСФСР как союзной республики СССР.

• Принятие 12 июня 1990 г Декларации О государственном суверенитете России.

• Реформы нового политического устройства РФ.

• Б. Н. Ельцин – первый президент России.

66. Радикальные экономические реформы в России начала 1990-х гг. Либерализация цен

Свобода торговли.

Приватизация государственной собственности.

Конституционный кризис в России 1992-1993 it.

В 1992 г. в России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Б. Н. Ельцина. 12 июня 1990 г. еще в рамках СССР была принята Декларация о суверенитете РСФСР.

Демократизация политического процесса, начавшаяся в период перестройки, привела к утверждению в политической системе РСФСР принципа разделения властей: на исполнительную (в лице Президента) и законодательную (Верховного Совета РСФСР). Переходный характер российской государственности обусловил в 1993г. противостояние двух ветвей власти. В сложившейся ситуации Президент настойчиво защищал позиции радикальных демократов и их курса реформ. На Всероссийском референдуме 25 апреля 1993 г. большинство граждан высказалось за доверие Президенту.

Первый «бой» между командой Ельцина и растущей оппозицией произошел на VI Съезде народных депутатов России, открывшемся 6 апреля 1992 г. Доклад Президента сопровождался протестующими и насмешливыми репликами, в зале стоял гул.

Еще более возмутило депутатов выступление и. о. премьер-министра Е. Т. Гайдара, в котором главным основанием для оптимизма была названа обещанная Западом экономическая помощь: якобы только в 1992 г. будет выделено 24 млрд долларов. 11 апреля в ходе голосования поправок к постановлению об экономической реформе министры покинули зал заседаний и подали Президенту прошение об отставке. 15 апреля этот демарш вынудил Съезд принять политическую декларацию, составленную так, что каждая из сторон конфликта могла найти в ней отражение своих стремлений.

Остальные заседания Съезда посвящались приведению Конституции России в соответствие с новыми реалиями, возникшими из-за распада СССР. При этом ни одно предложение, касающееся распределения власти (как со стороны Президента, так и со стороны оппозиции), не набрало необходимого для принятия решения числа голосов. 21 апреля Съезд завершил работу.

VII Съезд народных депутатов (1-14 декабря 1992 г.) стал самым напряженным и драматическим из всех. Накануне его открытия, 30 ноября, Конституционный суд РФ завершил рассмотрение «дела КПСС». Суд признал конституционными указы Президента Ельцина от 23 августа 1991 г. «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 г. «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 г. «О деятельности КПСС и КП РСФСР».

Открывающий Съезд доклад Президента Ельцина депутаты даже не стали обсуждать. Напротив, доклад председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова завершился бурной овацией и задал тон 5-дневным дебатам, в которых вновь жестко критиковалось правительство. Два дня депутаты обсуждали поправки к Конституции. Из числа принципиальных для распределения власти прошла следующая: депутаты получили право утверждать или отклонять кандидатуры силовых министров и министра иностранных дел. Внесенную Президентом на должность председателя правительства кандидатуру Гайдара Съезд 9 декабря отклонил («за» – 467 голосов, «против» – 486).

В речи 10 декабря Президент заявил, что «с таким съездом работать невозможно». Он жестко оценил деятельность Хасбулатова как «главного проводника обанкротившегося курса». Ельцин призвал решить спор посредством референдума по вопросу: «Кому вы поручаете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение Российской Федерации: нынешнему составу Съезда и Верховного Совета или Президенту России?»

Политический кризис разразился осенью 1993 г. 21 сентября Президент подписал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти и референдуме о новой Конституции. Вслед за этим открыто в ряды оппозиции перешел вице-президент А. В. Руцкой, председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов. Апогеем конституционного кризиса стали события 3-4 октября 1993 г., когда на улицах Москвы произошли вооруженные столкновения и пролилась кровь.

Политическое развитие России (1994-1999 it.)

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый законодательный орган России – двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума). Выборы проходили по избирательным округам и по партийным спискам.

Результаты выборов свидетельствовали о растущем недовольстве населения социально-экономическим положением в стране, падением уровня жизни значительных. Ощутимой для людей стала проблема слабости власти, ее коррумпированность, неспособность обеспечить общественную безопасность, остановить преступность и решить другие насущные проблемы. Имел значение и рост национально-патриотической идеи в обществе. При этом определенная часть электората оставалась на позициях продолжения либеральных реформ. Четверть голосов избирателей получила ЛДПР во главе с В. В. Жириновским, значительное количество голосов получили представители КП РФ (лидер Г. А. Зюганов). 15% голосов было отдано за Выбор России во главе с Е. Т. Гайдаром;

3.2.2. Принятие новой Конституции. Ликвидация советской политической системы. 12 декабря 1993 г. в ходе всенародного голосования была принята новая Конституция России. Российская Федерация провозглашалась президентской республикой. Ликвидировалась система Советов на местах, их функции переходили к представителям Президента. Новым органом законодательной власти объявлялось двухпалатное Федеральное Собрание.

Конституция существенно упрочила позиции Президента. Он становился одновременно главой государства и главой правительства. Президент сосредоточил в своих руках всю полноту исполнительной власти и наделялся существенными законодательными полномочиями (включая право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра).

В то же время так и не сложилась единая система власти на местах. В ряде мест в управлении практически не участвуют представительные органы. Управляют мэры, губернаторы и т. д. Причем в большинстве случаев это – выборные должности, хотя иногда речь идет о назначаемом сверху руководителе. В отдельных регионах преобладающим является влияние представительных выборных органов.

69. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации 

Противоречивость реформ привела к тому, что в течение 1990-х гг. валовой внутренний продукт России сократился на 55%. Инвестиции в российскую экономику сократились на 73%. На 84% сократились расходы на военную промышленность. В 1990 г. ВВП России составлял 5% мирового (СССР – 8,5%). К 1999 г. на долю РФ приходилось лишь чуть больше 1% мирового валового продукта.

Между 1990 и 1998 гг. страны СНГ снизили уровень добычи нефти почти в 2 раза по сравнению с добывавшейся в СССР (менее 300 млн.  т в год вместо 590 млн.  т). В России добыча нефти упала до 40% от уровня 1990 г. Лишившись после приватизации государственной поддержки, предприятия сокращали производство. В итоге за 1993 г. промышленное производство сократилось на 25%, сельскохозяйственное – на 5,5%. Из-за отсутствия денег начались массовые невыплаты зарплат.

Нерешенность макроэкономических проблем, усиленных политической борьбой, становилась причиной периодических кризисов. В 1994 г. это был «черный вторник». За один день 11 октября 1994 г. курс американского доллара подскочил на 27%. Естественно, это увеличило недоверие населения к рублю. Валютный кризис вызвал новый рост инфляции.

Для решения ситуативных проблем правительство привлекало внешние заимствования. Внешний долг России постоянно увеличивался. Так, в 1992 г. он составлял 108 млрд долларов, в 1998 г. – 123,2. Аналогично обстояли дела с государственным долгом в государственных краткосрочных обязательствах (ГКО). В 1995 г. он составлял 1 трлн рублей, а в 1998 г. – 10,3.

Параллельно правительство предпринимало попытки стимулировать деловую активность. Начался новый этап приватизации. Решено было перейти к открытой продаже всех акций предприятий по рыночной стоимости. Были предприняты попытки реформирования госпредприятий. С 1 июля 1994 г. отменялись квотирование и лицензирование товаров и услуг, поставляемых на экспорт. Теперь к внешней торговле допускались предприятия, которые могли конкурировать на международном рынке. На деле ими оказались лишь предприятия топливно-энергетического комплекса.

Было сокращено общее количество налогов, на 10-12% снизился уровень налогов на прибыль и добавочную стоимость. Чтобы привлечь инвестиции в экономику, правительство стимулировало создание финансово-промышленных групп, предполагая, что деньги населения удобнее собирать и использовать через банковскую систему.

Однако вместо инвестиций в экономику финансово-промышленные группировки занялись спекулятивными операциями. Правительство стало выпускать официальные заемные бумаги под высокие проценты (до 300% в рублях), пытаясь компенсировать дефицитный бюджет. Одновременно для привлечения средств из-за рубежа правительство стало гарантировать валютные займы, сделанные российскими банками для закупки ГКО. Именно скупкой и продажей этих ценных бумаг занимались финансово-промышленные группы и банки.

В период президентства Б. Н. Ельцина системообразующим фактором нового социального строя стали олигархи. В нынешнем его значении термин стал употребляться с декабря 1997 г. Под олигархами понимался чрезвычайно узкий круг лиц; любой список олигархов и олигархий включал следующие 8 групп и фамилий: ОНЭКСИМ-банк (В. Потанин), ЛогоВАЗ (Б. Березовский), Мост (В. Гусинский), МЕНАТЕП (М. Ходорковский), СБС-Агро (А. Смоленский), Альфа-групп (М. Фридман), Газпром (Р. Вяхирев) и Лукойл (В. Алекперов).

Российские олигархи представляли собой не экономическое, а скорее политическое явление. Это лица, сделавшие своим бизнесом близость к власти и влиявшие на принятие государственных решений. Они осуществляли своего рода узурпацию власти.

Возникновение олигархов тесно связано с двумя событиями – залоговыми аукционами 1995 г. и приватизационными сделками 1996-1997 гг.

Чеченская проблема

В 1990-е гг. продолжилось ухудшение национальных отношений. Активное разрушение общегосударственного сознания привело к росту этнического самосознания. Очень важно в этом плане заметить волну переименований субъектов Российской Федерации: Марий Эл, Саха, Ичкерия и т. д. Новые названия отражали рост этнического или национального самосознания.

Существовала и проблема русскоязычного населения, которую правительство не смогло достойно решить. 25 млн.  русских и 5 млн.  представителей других российских народов оказались за пределами России. Им и еще 2 млн.  беженцев не была оказана должная помощь.

Вершиной кризиса Федерации стали события в Чечне. В сентябре 1991 г. «Объединенный комитет чеченского народа» во главе с Дж. Дудаевым захватил власть в Чечне, объявив о создании республики Ичкерия. Дудаев демонстрировал предельное подозрение к федеральной власти и собственную силу публичными акциями: разгоном умеренной оппозиции в Грозном, смертными казнями с выставлением напоказ отрубленных голов на площадях и т. д. В 1992-1994 гг. из месяца в месяц в южных регионах России захватывались автобусы с заложниками, разворовывались поезда, из Чечни изгонялось нечеченское население.

Российское руководство решило пойти на силовые меры. В ноябре 1994 г. Президент Ельцин отдал приказ о подавлении вооруженного мятежа в Чечне. Началась так называемая Первая чеченская война (1994-1996). Российское командование недооценило противника. Зимой 1994/1995 гг. прошли кровавые сражения за город Грозный. Летом 1995 г. группа боевиков под командой Ш. Басаева захватила больницу в городе Буденновске Ставропольского края. Спешно стянутые в город федеральные силы готовились к штурму, но возможные потери оценивались как доходящие до половины всех заложников. Премьер-министр B. C. Черномырдин взял на себя ответственность и вступил в переговоры с Басаевым. В итоге бандиты оставили город и ушли в Чечню. Начавшиеся после этого мирные переговоры сепаратисты использовали для восстановления и перегруппировки своих сил.

В конце 1995 г. боевые действия активизировались на всей территории республики. В декабре развернулись ожесточенные бои в Гудермесе – втором по величине городе республики. Затем были атака боевиков на дагестанский город Кизляр, бои в селе Первомайском, атака мятежников на Грозный 6-8 марта 1996 г. Затем чеченское командование перешло к оборонительным действиям в удерживаемых населенных пунктах и ударам по российским коммуникациям. К концу апреля федеральным силам удалось переломить ход военных действий в свою пользу. В ночь на 22 апреля был уничтожен президент республики Ичкерия Дудаев. Правительственные войска нанесли ряд поражений боевикам.

В преддверии президентских выборов 27-28 мая 1996 г. в Кремле состоялась встреча российской и ичкерийской делегаций (с участием Б. Ельцина и З. Яндарбиева), в ходе которой было достигнуто соглашение о перемирии с 1 июня 1996 г. и обмене военнопленными в двухнедельный срок по принципу «всех на всех».

После победы Ельцина на президентских выборах 1996 г. федеральный Центр по инициативе секретаря Совета безопасности А. И. Лебедя предпринял еще одну попытку разгромить мятежников. Но она оказалась безуспешной. В августе 1996 г. в Хасавюрте (Республика Дагестан) представителями Федерации и чеченских региональных властей были подписаны соглашения об урегулировании ситуации.

Хасавюртовские соглашения – мирный договор от 31 августа 1996 г., прекративший Первую чеченскую войну. Итогом договоренности стало окончание военных действий и вывод федеральных войск из Чечни. 27 января 1997 г. президентом Ичкерии был избран А. Масхадов. Де-факто Чечня стала независимой.

Подписанный договор не решил проблему. Чеченское руководство установило связи с международными террористическими сетями. На территории Чечни была сформирована террористическая инфраструктура, включающая лагеря подготовки боевиков, налаженные каналы проникновения в пределы России эмиссаров террористических организаций, поставок оружия и поступления денежных средств. Чечня, не таясь, готовилась к реализации плана, вынашиваемого в XIX столетии имамом Шамилем, – захвату Дагестана, а затем всего Северного Кавказа.

При этом в Чечню продолжали поступать федеральные средства. Однако получаемые из Москвы трансферты тратились не на восстановление республики, а на подготовку и оснащение новой армии.

После нападения боевиков на Дагестан в 1999 г. Российская Федерация в одностороннем порядке расторгла хасавюртовские соглашения.

Попытка Ельцина остановить развал страны дала неоднозначный результат. В условиях непрерывной борьбы с оппозицией, развала армии, деградации экономики военная компания только усилила кризис. Оказалось, что руководство страны не смогло решить чеченскую проблему ни силовыми, ни политическими средствами. Фактически Чечня выпала из состава России. Однако в ходе военных действий было доказано не только то, что сецессия (выход отдельного региона из состава страны) возможна, но и то, что платой за это является война. Это резко умерило накал сепаратизма в других республиках и охладило горячие головы. Сепаратистские движения в регионах России во многом маргинализировались и перестали быть влиятельной политической силой.

Россия в XXI в.

31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин в предновогоднем обращении к гражданам страны сообщил о своем решении досрочно уйти в отставку. В эмоциональном выступлении он подвел итоги своего правления.

Досрочные выборы Президента России были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента стал Владимир Путин. Ельцин не зря назвал его человеком, с которым практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее. В декабре рейтинг доверия Путину составлял 49%, в январе возрос до 55%.

За день до добровольной отставки Бориса Ельцина Владимир Путин выступил в крупнейших газетах со статьей «Россия на рубеже тысячелетий», в которой обрисовал свое видение ситуации в стране и направления, в которых должна развиваться Россия. По признанию главы правительства, за 1990-е гг. объем ВВП России сократился почти в 2 раза, снижаются денежные доходы россиян, ухудшилось состояние здоровья граждан, сократилась средняя продолжительность жизни.

На тот момент Россия перестала входить в число государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира. Перед ней стоял целый комплекс непростых экономических и социальных проблем. По совокупному размеру ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю в 5 раз. После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов. Это в 5 раз ниже среднего показателя стран «Большой семерки» (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада).

Председатель правительства счел необходимым сформулировать уроки, которые следует извлечь из исторического опыта, в особенности из пережитого Россией в 1990-е гг. По его оценкам, Россия исчерпала свой лимит на политические и социально-экономические потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования. Только фанатики или глубоко равнодушные, безразличные к России, к народу политические силы были в состоянии призывать к очередной революции. Под какими бы лозунгами – коммунистическими, национально-патриотическими или радикально-либеральными – ни развернулась очередная ломка всего и вся, государство и народ ее не выдержат. Было понятно – еще одного круга коренных изменений общество просто не выдержит и рухнет – экономически, политически, психологически и морально.

Впервые было заявлено, что ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Кроме того, утверждались принципы политической стабильности и стабилизация условий жизни российского народа, всех его слоев и групп.

Тем самым была обозначена принципиальная грань между ельцинскими и путинскими реформами. В ходе реформ 1990-х гг. закладывались основы рыночной экономики, но уровень жизни народа приносился в жертву ради достижения этой цели. «Реформы любой ценой!» – эта формула могла бы служить девизом ельцинского правления. Путин в основу своей государственной деятельности заложил иной принцип – улучшение условий жизни народа является приоритетной задачей.

25 февраля 2000 г. Владимир Путин развил высказанные в статье идеи в «Открытом письме» к избирателям, решив «без посредников – коротко и ясно – рассказать, что думаю про нашу сегодняшнюю жизнь и что надо сделать, чтобы она стала лучше». В качестве кандидата в президенты Путин изложил свою программу:

«Любая программа начинается с обозначения главных целей. Государственная – с того, что способно объединить всех нас, граждан своей страны. Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье и которые составляют самый стержень патриотизма. Это главное. Без этого невозможно договариваться ни о чем, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете. Это наша отправная точка».

Национальный суверенитет далеко не очевидная вещь. Определение суверенитета общеизвестно – это верховенство и независимость государственной власти, суверенитет означает, что государство само определяет, каким будет его внутренний строй и какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Однако на практике далеко не все существующие государства реально обладают суверенитетом. На деле (а не на словах) проводить самостоятельную политику могут сравнительно немногие страны, и это не только современный феномен. Так было практически на протяжении всей мировой истории.

Реальный суверенитет требует способности самостоятельно производить вооружения, требует собственной, устойчивой к внешним воздействиям банковской системы, контролируемой государством и национальным капиталом. Огромное значение в современных условиях имеет наличие у государства сильной финансовой системы с невысокой степенью зависимости от внешних заимствований. На рубеже 1999-2000 гг. перед Россией стояла проблема внешнего долга, и потому суверенитет страны находился под угрозой.

Владимир Путин определил основную проблему России как ослабление государства и боязнь принимать решения. Примером волевого государственного решения и. о. Президента назвал уничтожение бандитского режима в Чечне. Владимир Путин указал на отсутствие четких правил, установленных государством и принимаемых и исполняемых обществом. Он призвал провести инвентаризацию России, чтобы определить, кто чем владеет и кто за что отвечает. Наконец, были четко сформулированы четыре приоритетные задачи государства.

Культура современной России

Культурная жизнь первых постсоветских лет чутко реагировала на происходившие перемены. Главной характеристикой культурной панорамы стала мозаичность, стилевое многообразие, сосуществование разных направлений при отсутствии «социального заказа», направлявшего развитие культуры советской эпохи. Утвердилась свобода творчества.

Частная инициатива стимулировала становление новых для отечественной культуры направлений деятельности. Появились многочисленные частные книгоиздательства. Рынок стал насыщаться пользовавшейся спросом литературой, ушло в небытие понятие «дефицит». Открылись частные картинные галереи, появились многочисленные театральные и выставочные проекты, рассчитанные на разные вкусы.

Исчезло размежевание между «официальной» и «неофициальной» сферами художественного творчества. В первой половине 1990-х гг. резко сократилось государственное финансирование объектов культуры – музеев, театров, библиотек. После невиданного взлета перестроечных лет столь же стремительно упали тиражи газет и журналов. Большинство бывших читателей были просто не в состоянии их выписывать. Но во многом такое падение интереса было связано с ростом влияния телевидения, в изобилии предлагавшего информационные и развлекательные программы. Огромную аудиторию стали собирать игровые развлекательные телевизионные проекты и нескончаемые сериалы. Широкое распространение на радио и ТВ получили многочисленные заимствованные из западной практики интерактивные формы взаимодействия с аудиторией. На российский рынок хлынул поток зарубежных потребительских товаров и культурной продукции, причем в основном низкого качества. Но они имели коммерческий успех, так как спрос на них долгое время искусственно сдерживался, и требовалось время, чтобы насытить рынок. Быстрыми темпами стала развиваться индустрия досуга – коммерческие развлекательные центры и ночные клубы появились в больших и малых городах. Шоу-бизнес превратился в одну из самых динамичных и прибыльных сфер новой экономики. Ответом на пропаганду здорового образа жизни стали разнообразные коммерческие фитнес-центры; в то же время закрывались спортшколы и клубы, резко сократились возможности для бесплатных занятий спортом.

Массовая культура в первые послеперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствованные образцы. В кинопрокате успех имели в основном кассовые американские фильмы («Парк юрского периода», «Годзилла», «Звездные войны» и др.). Лидерами книжных продаж стали переводные зарубежные издания, рассчитанные на массовую аудиторию. В молодежной культуре распространилась мода на западные музыкальные стили и модели поведения. Панков и металлистов быстро потеснили рэперы и готы.

Символы западного образа жизни – рестораны быстрого питания «Макдональдс», торговые марки «Кока-кола» и фирменная реклама стали неотъемлемой частью пейзажа российских городов.

Быстро сформировался и рынок продукции масскульта отечественного образца. Первыми заявили о себе глянцевые журналы, рассчитывавшие на приверженность российской аудитории печатному слову. Этот рынок быстро дробился на сегменты развлекательного чтения для всех («Семь дней»), для женской и мужской аудитории («Лиза», «Космополитен» и др.), по интересам (кулинария, садоводство, дизайн, спорт и т. п.). Широкое хождение получили книги легкого жанра, особенно детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин и др.), любовные романы, фэнтези (Ник Перумов, А. Бушков и др.).

Размежевание на рок и легкую развлекательную музыку (попсу) происходило на эстраде. Попса заняла значительную часть телевизионного эфирного времени. В отечественном кино появились коммерческие ленты, эксплуатировавшие общие для мировой кассовой кинопродукции приемы (такие, как «Ночной дозор» или «Турецкий гамбит»). Они вступили в конкурентную борьбу за отечественного зрителя. В начале 2000-х гг. аудитория кино составляла около 50 млн.  человек, и каждый третий зритель смотрел российские фильмы.



 
 

Войти


 

Что останавливает от заказа работы??

Смущает

В библиотеке

Гигиена

Однажды в квартире семейства Р. раздался звонок, и маленькая девочка побежала открывать. За дверью стоял молодой человек, который на свету оказался каким-то больным, с тонкой, блестящей розовой кожицей на лице. Он сказал, что пришел предупредить о грозящей опасности. Что вроде бы в городе началась эпидемия вирусного заболевания, от которого смерть наступает за три дня, причем человека вздувает и так далее. Симптомом является появление отдельных волдырей или просто бугров. Есть надежда остаться в живых, если строго соблюдать правила личной гигиены, не выходить из квартиры и если нет мышей, поскольку мыши – главный источник заражения, как всегда.

Читать дальше

Блядский счетчик

Что общего между Александром Вторым, Чеховым и среднестатистическим русским олигархом начала XXI века? – Комплекс гепарда. Не знаю, насколько справедлива репутация животного, но считается, что гепард не может спать с одной и той же самкой дважды – ему нужны каждый раз новые жертвы. Александру Второму, одному из наиболее похотливых зверей из похотливой династии Романовых, возили но ночам девиц в Зимний дворец. Чехов, если не было свежих поклонниц, шел в бордель. Сегодняшний олигарх устраивает конкурсы красавиц и таскает их за собой по всему свету. Блядский счетчик работает на полную мощность: ни дня без добычи.

Читать дальше

Цена проститутки

Каждая женщина торгует своим телом. Поцелуи дарит, как пробные флакончики духов, а остальным торгует. Удачно и неудачно, по-крупному или по-мелкому, осознанно и неосознанно. Или же неосознанно, как феминистки.

Женщины обидчивы. Их обидчивость, готовая проступить на поверхность в любой момент женско-мужских отношений, обнажает законы рынка.

Читать дальше

Секс как спорт

Раньше было проще. Раньше все сводилось к тому, чтобы ЕЕ победить. Или, как еще раньше, совсем давно, говорили: ЕЮ овладеть. Но если я говорю, что раньше было проще, это не значит, что победа давалась легко. Напротив, те, кто жили активной половой жизнью тридцать лет назад, хорошо помнят, что они побеждали буквально в рукопашном бою.

Девушка сдавалась по кускам. Сначала овладевали рукой. Это называлось «взять за ручку». Сердце замирало – позволит ли? А если позволяла – боже, какое счастье! Так и ходили «за ручку» – счастливые, как в советском кино.

Читать дальше