gototopgototop
Главная Работы на заказ Литература, язык Трансвременной континуум в романе Виктора Пелевина "Чапапев и Пустота" (курсовая работа)

Трансвременной континуум в романе Виктора Пелевина "Чапапев и Пустота" (курсовая работа)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 
3
Роман В. Пелевина «Чапаев и Пустота» глазами литературной критики 5
Понятие пространственно-временного континуума 9
Реальное и нереальное в романе
11
Внутренний мир главного героев и реальность
15
Заключение 20
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Виктор Олегович Пелевин с момента своего появления в отечественной литературе был назван фигурой загадочной. Определение это в равной степени относилось и относится до сих пор как к творчеству молодого прозаика, так и к самой личности Пелевина. Он до сих пор не дал ни одного интервью в обычном понимании этого слова – исключение составляют только транслиты его форумов в сети Интернет и нечастое участие в телефонных блиц-опросах. Хотя Пелевин известен читающей публике более десяти лет, фотографические изображения его, появлявшиеся в прессе, немногочисленны. Проблемы возникали даже с установлением года рождения Виктора Пелевина – дата варьируется в разных источниках от 1960 до 1970-го годов.

Творчество Пелевина сложно отнести к какой либо школе. В его произведениях можно найти черты сюрреализма, постмодернизма, символизма, фантастики. Сам он себя относит к школе поп-арта. Объединение опыта множества школ даёт ему право использовать приёмы каждой из них. Пелевин в своих произведениях мастерски играет событиями, местом действия произведения. Часто он приятно запутывает читателя, чтобы потом привести его к неожиданной кульминации и тем самым в полной мере выразить авторскую позицию.

Несмотря на несомненную популярность произведений Виктора Пелевина и интерес к нему издателей как российских, так и зарубежных, однозначного признания в литературных кругах писатель так и не получил.

Более того, как писала Виктория Шохина, говоря о романе «Чапаев и Пустота», Наш литературный истеблишмент роман «Чапаев и Пустота» встретил в штыки. Критики не сговаривались, они просто безошибочно точно определили мишень – самое талантливое произведение. И Букеровское жюри, выбирая лучший роман 1996 года, даже не включило «Чапаева и Пустоту» в шорт-лист. Это было смешно, это было грустно, это было симптоматично.

В «Записках «Начальника» премии» (Вопросы литературы. 1998, №3) председатель того жюри Игорь Шайтанов писал: «... «Чапаева» назвали десять номинаторов. Это рекорд нынешнего года, не знаю, претендующий ли на абсолютный». Но члены жюри, несмотря на рекорд, «расстались с романом Виктора Пелевина». Жюри, объяснял И. Шайтанов, пошло наперекор постмодернизму и «крепко «сбитой литературной тусовке», которая «верховодит, утверждая своей коллективной волей новую эстетическую категорию – омерзительного»; «В желании пойти дальше действительности наш постмодернизм умеет лишь удвоить и утроить «свинцовые мерзости». Далее «начальник премии» сказал, что «Пелевин не писатель, а слагатель текстов, речевых, но лишенных языка». И сравнил его с компьютерным вирусом, пожирающим культурную память[12].

Мировоззрение В. Пелевина, основанное на философии дзен-буддизма, мистическом учении Карлоса Кастанеды выражено с удивительной легкостью. Решая «вечные проблемы» человечества автор далёк от скучной назидательности или безжизненной сухости философского трактата. Он погружает нас в свой особый мир, где каждая деталь насыщена смыслом, который невольно входит в наше сознание, заставляя переоценивать нашу собственную систему ценностей. Авангардный писатель использует различные традиционные и нетрадиционные литературные приёмы. Сложное и интересное отношение пространства и времени – это тоже один из «фирменных» приёмов Пелевина. Нам захотелось разобраться в особенностях пространственно-временного континуума писателя, этим и объясняется наш выбор темы.

Рамки нашего исследования мы ограничиваем романом «Чапаев и Пустота



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» при появлении на свет с интересом встреченный читателями и зачастую враждебно литературной критикой спустя 10 лет доказал, что является ярким и интересным событием в русской литературе.

Кажущаяся пестрота событий в романе, смена пространственно-временных координат, пестрота литературных жанров, используемых в романе – он анекдотов, до притч дзен-буддизма – все это увлекало читателей и пугало литературную критику, которая не знала с какими мерками подходить к анализу романа.

Ценным подспорьем при анализе романа оказывается понимание современной наукой соотношение таких изначальных категорий бытия как «пространство» и «время». В свете последних достижений науки уместно вспомнить при анализе романа, что специальная теория относительности объединила трехмерное пространство и одномерное время в единый четырехмерный пространственно-временной континуум. Это понятие и дает ключ к разгадке тайн романа.

Понятие континуума является одним из вариантов конституирования целостности. Как способ бытия произведения культуры, он самовоспроизводит себя через единство формы и содержания.

В романе Пелевина автором описаны события разных временных и пространственных измерений, но все они оказываются связаны сознанием главного героя романа, и несмотря на кажущуюся пестроту событий, в основе своей имеет один фабульно-тематический узел: это история пути главного героя по дорогам человеческого сознания к постижению «правды» жизни, которая осмысливается автором как восхождение к познанию истины.

Становится ясным, что главной целью, идеей романа, является попытка, помочь читателю хоть на миг осознать, почувствовать небывалую внутреннюю свободу, скрытую от него его же собственным обыденным сознанием. Вовлеченное в порочный круг отражения внешнего мира в себе, себя во внешнем мире и, в конечном счете – себя в себе, наше сознание строит внутреннюю тюрьму, почему-то называя это жизнью.

Автор романа разными способами убеждает читателя в многомерности мира, в отсутствии одного объективно существующего пространства и времени, иными словами транс-временного континуума.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архангельский А. Обстоятельства места и времени. // Дружба народов. – 1997. – №5. – стр. 191.
  2. Баркова Э. В. Пространственно-временной континуум как форма целостности культуры: к постановке проблемы// В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  3. Басинский П. Из жизни отечественных кактусов / П. Басинский // Лит. газ. – 1996. – 29 мая. – С. 4.
  4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 235.
  5. Генис А. Беседа десятая: Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. – 1997. – №12. – стр. 232
  6. Закуренко А. Искомая пустота. // Литературное обозрение. – 1998. – №3. – стр. 95
  7. Иванов В. В. Космическая одиссея наступающего тысячелетия. Литературная газета, 2000, №1-2. С. 10.
  8. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? // Новое литературное обозрение. – 1997. – №28. – стр. 250.
  9. Кузнецов С. Василий Иванович Чапаев на пути воина. – КоммерсантЪ-daily, 27 июня, 1996
  10. Пелевин В. «Чапаев и Пустота». М.: Вагриус, 1997.
  11. Степанян К. Реализм как спасение от снов. Знамя. 1996. – №11. – стр. 195.
  12. Шилова Н. Л. Традиции жанра видений в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота». //Опубликовано в сб.: Литература в контексте современности: Материалы III Международной научно-методической конференции (Челябинск, 15-16 мая 2007 года). Челябинск, 2007. С. 264-268.
  13. Шохина В. Чапай, его команда и простодушный ученик// НГ-Ex libris. 2006-10-05
  14. Ю. В. Пальчик. К структуре современного русского романа («Чапаев и Пустота» В. Пелевина) // Вестник СамГУ (Литературоведение) – 2002 г.

 

Цена работы – 1000 рублей

 

 

 
 

Войти


 

Что останавливает от заказа работы??

Смущает

В библиотеке

Гигиена

Однажды в квартире семейства Р. раздался звонок, и маленькая девочка побежала открывать. За дверью стоял молодой человек, который на свету оказался каким-то больным, с тонкой, блестящей розовой кожицей на лице. Он сказал, что пришел предупредить о грозящей опасности. Что вроде бы в городе началась эпидемия вирусного заболевания, от которого смерть наступает за три дня, причем человека вздувает и так далее. Симптомом является появление отдельных волдырей или просто бугров. Есть надежда остаться в живых, если строго соблюдать правила личной гигиены, не выходить из квартиры и если нет мышей, поскольку мыши – главный источник заражения, как всегда.

Читать дальше

Блядский счетчик

Что общего между Александром Вторым, Чеховым и среднестатистическим русским олигархом начала XXI века? – Комплекс гепарда. Не знаю, насколько справедлива репутация животного, но считается, что гепард не может спать с одной и той же самкой дважды – ему нужны каждый раз новые жертвы. Александру Второму, одному из наиболее похотливых зверей из похотливой династии Романовых, возили но ночам девиц в Зимний дворец. Чехов, если не было свежих поклонниц, шел в бордель. Сегодняшний олигарх устраивает конкурсы красавиц и таскает их за собой по всему свету. Блядский счетчик работает на полную мощность: ни дня без добычи.

Читать дальше

Цена проститутки

Каждая женщина торгует своим телом. Поцелуи дарит, как пробные флакончики духов, а остальным торгует. Удачно и неудачно, по-крупному или по-мелкому, осознанно и неосознанно. Или же неосознанно, как феминистки.

Женщины обидчивы. Их обидчивость, готовая проступить на поверхность в любой момент женско-мужских отношений, обнажает законы рынка.

Читать дальше

Секс как спорт

Раньше было проще. Раньше все сводилось к тому, чтобы ЕЕ победить. Или, как еще раньше, совсем давно, говорили: ЕЮ овладеть. Но если я говорю, что раньше было проще, это не значит, что победа давалась легко. Напротив, те, кто жили активной половой жизнью тридцать лет назад, хорошо помнят, что они побеждали буквально в рукопашном бою.

Девушка сдавалась по кускам. Сначала овладевали рукой. Это называлось «взять за ручку». Сердце замирало – позволит ли? А если позволяла – боже, какое счастье! Так и ходили «за ручку» – счастливые, как в советском кино.

Читать дальше