gototopgototop
Главная Библиотека Учебные материалы

Еще по теме

Учебные материалы
История развития науки управления

Как видно из предыдущей главы, управление, в широком понимании этого термина, – непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Понятие «научное управление» ввел представитель американских фрахтовых кампаний Луис Брандейс в 1910 г.

Теоретик в области управления 30 – 40-х гг. XX в. Лютер Гьюлик отмечал, что управление становится наукой, так как систематически изучает явления, стремясь понять, почему и как люди работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества.

По существу первым менеджером был английский промышленник Роберт Оуэн. На своей прядильной фабрике в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1820г. Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности, взаимоотношений рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигурой.

Первым учебником по управлению считается книга английского профессора математики, инженера и предпринимателя Чарльза Бебиджа «Экономика машин и производства» (1832 г.).

Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента является Франклин Тейлор, изложивший свои взгляды в трудах «Научная организация труда» (1912 г.), «Научные основы организации промышленных предприятий», «Тейлор о тейлоризме». Тейлор пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить, как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала.

Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.

Теоретически работы Ф. Тейлора были обоснованы инженером-социологом Максом Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, – наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т. е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником.

Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено и французским инженером Анри Файолем. В своей книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.) он разбил все операции на предприятии на группы:

  технические (производство, обработка);

  коммерческие (покупка, продажа, обмен);

  финансовые (привлечение капитала и эффективное его использование);

  страховые (охрана собственности и личности);

  учетные (бухгалтерия, статистика, инвентаризация);

  административные

Файоль определил относительную важность этих операций для персонала и предприятия.

Согласно Файолю, управлять – это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций, причем последнюю Файоль и отнес к управлению.

Файоль выделил функции менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки.

Описанные выше положения характеризуют первый этап развития менеджмента – деловое администрирование

Основателем второго этапа является Энрике Мэйо, исследовавший зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места. Вот его выводы:

  человек – «социальное животное»;

  жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов не совместимы с природой человека;

  решение проблемы человека – дело бизнесменов[14 с.82].

Существует два подхода к процессу менеджмента бизнеса. Первый подход, функциональный, состоит в разделении управленческих функций, к которым относятся планирование, принятие управленческого решения, организация, укомплектование штата, эффективная коммуникация, стимулирование, руководство, контроль.

Второй подход, ролевой, являющийся более современным, фокусируется на управленческих ролях. Управленческие функции являются результатом того, ради чего осуществляется менеджмент, а роли представляют собой средства для достижения этих результатов.

Третий этап развития менеджмента связан с именем Пола Дюпон, который отмечал, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую, а не замкнутую систему. Идея менеджмента бизнеса – ориентация на получение максимальной прибыли и гибкость в удовлетворении потребностей покупателя.

Современный, четвертый, этап развития менеджмента – социальный менеджмент – связан с именем Пола Драккера. Идея этапа – каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед обществом.

Управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером.

Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:

менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;

  менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;

  менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;

  менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;

  менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;

  менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;

  менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.

 
Факторы, влияющие на организацию и имидж

Последнее десятилетие характеризуются активным интересом социологов к феномену имиджа организации и имиджа отдельных лиц (представителей компаний, политических лидеров и т. д.). Объяснить такой возрастающий интерес можно, прежде всего, спецификой развития экономики и формированием определенных запросов к социологии как науке. Социология в контексте рассматриваемой проблемы имеет своей целью объяснить, каким образом деятельность организации соприкасается с субъектами социальных взаимоотношений, и какие в этой связи возникают процессы.

Изучение понятий «имидж» и «имидж организации» в настоящее время получило широкое распространение во многих гуманитарных и экономических науках. Возрастает внимание со стороны ученых к социальной природе и роли имиджа организации в системе современных коммуникаций с позиций социологии управления.

История развития научной мысли в области понимания имиджа насчитывает несколько десятилетий, но латентные проявления феномена «имидж» заметны в трудах мыслителей различных исторических эпох. Каждая эпоха вносила свой вклад в осмысление человеческого образа, его восприятие и влияние на коммуникативные процессы. К началу XX века в науке сложилось значительное количество научных концепций и теорий, определивших базу для современного глубокого исследования феномена «имидж». Фундаментальные социологические труды (М. Вебер, X. Данкен, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, П. Сорокин, Э. Фромм, А. Щюц) обогатили сущность понятия «имидж» такими терминами, как «социальные роли», «страты», «авторитет», «идеальный тип», «социальная рациональность». Основополагающей для изучения имиджа организации представляется теория социального конструктивизма (П. Бергер, Т. Лукман), идеи которой базируются на трудах Э. Гуссерля, Э. Дюркгейма, Г. Плесснера, А. Шюца.

Подробнее...
 
Функции государства (эссе)

Если представить себе то, о чем часто и много писали писатели-фантасты, а именно: посещение нашей планеты инопланетянами, то надо признать, вот что. Вряд ли инопланетян привлекут холодные полюса нашей планеты и, следовательно, эта много раз показанная в фантастических фильмах высадка произойдет не просто на планете Земля, а на территории какого-нибудь государства.

Все мы – жители планеты, верящие или не верящие в то, что инопланетный контакт возможен, находимся на территории конкретного государства, прежде всего, а уж потом – на планете Земля.

Об этом, возможно, не знают какие-нибудь аборигены из племени, все еще живущего по законам каменного века, но территория их предков – принадлежность какого-то государства. Возможно, когда-то это было не так: существовали неоткрытые земли, жители которых верили, что есть только та земля, которая принадлежит их племени и огромный мир, принадлежащий могущественным духам, в которых они верили. Только и в те времена в государствах, которые уже существовали, снаряжались экспедиции, целью которых было найти эти неизвестные земли и сделать их собственной территорией.

Подробнее...
 
«Что случилось с историей и теорией". Опыт прочтения

Статья И. М. Савельевой была опубликована в 2011 году. В заголовке статьи использовано название известного теоретического журнала по истории «History and Theory», но, как уверяет автор, в статье анализируются новые тенденции в теоретических основаниях исторической науки в наступившем столетии – теория истории. Однако прежде чем перейти к анализу новых тенденций, автор считает своим долгом оглянуться на предшествующий период, в котором » сложилась следующая модель взаимодействия: социальная дисциплина – соответствующая историческая субдисциплина – выбор теории – ее применение к историческому материалу». В результате такой модели взаимодействия в последней трети XX века, а именно этот период анализирует автор статьи, непрерывно создавались новые исторические субдисциплины.

Отметив успехи, достигнутые в рассматриваемом периоде, автор бросает взгляд на состояние дел в исторической науке XXI века. И в качестве отправной точки обращает внимание на названия тематических выпусков журнала «History and Theory», который, как признается И. М. Савельева, был для нее главным ориентиром в сферах «теории истории».

Подробнее...
 
Основные требования к организации спортивной работы в оздоровительном лагере

Основные требования к организации и методике  проведения спортивной работы в условиях загородного оздоровительного лагеря

Спортивные мероприятия, проводимые в условиях летнего оздоровительного лагеря прежде всего должны:

  • соответствовать возрасту детей (7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15 лет. Практика показала, что для последней группы целесообразно формировать отдельный отряд);
  • соответствовать состоянию здоровья ребят (основная, подготовительная и специальная медицинские группы), их физическому развитию и уровню физической подготовленности;
  • быть неотъемлемой частью режима лагеря;
  • отвечать здоровым запросам и интересам детей, их любознательности, стремлению к риску и романтике;
Подробнее...
 
«ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 4
 

Войти