gototopgototop
Главная Библиотека Учебные материалы Жизненный путь Н. А. Бердяева

Жизненный путь Н. А. Бердяева

1.Дореволюционный период

Бердяев родился 6 марта 1874 г. в Киеве в семье, к которой принадлежали известные военные (его дед был атаманом войска Донского, прославившимся в Отечественной войне 1812г.). Несколько поколений Бердяевых по мужской линии служили военными. Не стал исключением и отец: Александр Николаевич Бердяев, вышедший в отставку лишь в 1878 году Родители мечтали увидеть и Николая в военном мундире. По традиции Николай был зачислен в пажи с самого детства, а затем учился в Киевском и Владимирском кадетских корпусах. Казарменная жизнь с жесткой дисциплиной, несмотря на данное Бердяеву разрешение возвращаться по вечерам домой, была непростым испытанием для необычного юноши, уже в 14-летнем возрасте читавшем книги Канта и Гегеля.

Практически все занятия, бывшие в почете среди кадетов, вызывали у Николая плохо скрываемое отвращение или скуку: он не любил гимнастику и физические упражнения, плохо танцевал и отчаянно скучал на балах, ненавидел маршировки, ему был абсолютно чужд коллективизм, возведенный в ранг бесспорной ценности в кадетской среде. Тем не менее, Бердяев провел в кадетском корпусе в общей сложности около шести лет. Когда по логике событий он должен был перевестись для дальнейшего образования в пажеский корпус в Петербург, Николай уговорил родителей разрешить ему оставить корпус. В конце концов, он смог убедить родных, что военная стезя – не для него[4].

Выйдя в 1891году из кадетского корпуса, Бердяев начал наверстывать упущенное, – он не один год серьезно готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости, что открывало бы для него дорогу в университет. Аттестат был получен лишь со второй попытки (Бердяев, чрезвычайно много читавший и интеллектуально развитый не по годам, никогда не отличался, тем не менее, особыми успехами в учебе). В 1894 году Николай Бердяев поступил в Киевский университет имени св. Владимира, первоначально – на естественный факультет. Через год он перевелся на юридический.

В 1897 году он был арестован за участие в демонстрации, а через год, в 1898, – арестован во второй раз за организацию беспорядков. В этот раз Бердяев провел месяц в тюрьме, откуда его смогли «выхлопотать» родственники. Разбирательство дела тянулось почти два года, а после суда Бердяев был выслан на три года в ссылку – в Вологодскую губернию.

В Вологодской губернии одновременно с Бердяевым отбывали ссылку известный теоретик марксизма А. Богданов, будущий Нарком просвещения и теоретик искусства А. Луначарский, автор ненаписанного еще тогда «Коня бледного» эсер Б. Савинков, именно в ссылке решивший посвятить себя литературе А. Ремизов и другие. Вологодским губернатором был в то время дальний родственник Бердяева, что отчасти ставило его в привилегированное положение, хотя сам Бердяев считал недопустимым для себя пользоваться какими-либо льготами и предпочтениями по сравнению с другими ссыльными.

Последний ссыльный год Бердяеву разрешили провести в Житомире, после чего он вернулся в Киев. Значительное влияние в этот период его жизни оказало на Бердяева общение с Сергеем Николаевичем Булгаковым (1871-1944).

В 1904 году Бердяев и Булгаков переехали в Петербург и вошли в редакцию религиозно-общественного журнала «Новый путь». В личной жизни Бердяева переезду предшествовало важное событие: он женился на Лидии Юдифовне Трушевой (1874-1945), с которой прожил до самой ее смерти[4].

Революция 1905-07 года подтвердила уверенность Бердяева в том, что революционные марксистские схемы не могут привести к положительным результатам. Более того, в этой «репетиции» грядущей «большой» революции мыслитель увидел не только ростки тоталитаризма, но и бессмысленность революционных жертв. Хотя Бердяев считал неизбежной революцию в России, ее враждебность гуманности, свободе, духу ужаснула его. После этого революционность его изменилась: отныне он приветствовал революцию не политическую, а духовную, – в сознании общества. Стало другим и отношение Бердяева к революционной интеллигенции, – романтический ореол героизма и жертвенности исчез, и для мыслителя очевидными стали сужение сознания и тоталитаризм, характерные для кружков революционеров. Свое ощущение судьбы русской интеллигенции Бердяев передал в статье 1907 г. «Духовный кризис интеллигенции», в которой предсказал трагический итог революционной борьбы в России. Зиму 1907-1908 гг. Бердяев провел в Париже, где много общался с Мережковскими и окружавшими их людьми.

В 1909 г. он перебрался с семьей в Москву, где и оставался вплоть до эмиграции. В этом же году Бердяев принял участие в сборнике «Вехи».

Первую мировую войну 1914-1918 гг. Бердяев воспринял как начало грандиозных перемен, которые завершают период новой истории и ставят вопрос о новых путях развития человечества. В его размышлениях сильнее звучит русская тема. «Конец Европы» ставит вопрос о вхождении в мировую историю «всех рас», «всех частей земного шара«; вопрос о «Востоке-Западе», решаемый Россией.

Когда в феврале 1917 г. пало самодержавие, Бердяев приветствовал «народный характер» революции, участвуя в политических акциях по предотвращению «большевизации» революционного процесса. Его усилия были направлены на то, чтобы удержать социальное развитие России в пределах общественной эволюции, а политическое – в рамках парламентаризма.

2. Революция и эмиграция

Падение самодержавия в феврале 1917 года Бердяев встретил восторженно, как шаг вперед по пути всемирного предназначения России. Но Октябрьскую революцию философ оценил уже иначе: для него большевистский переворот стал победой разрушительного начала в русской революции. Заключение же правительством Ленина Брестского мира, когда абсолютно небоеспособной уже и обескровленной Германии отошли земли, которые обессиленные германские войска иногда не могли даже занять, Бердяев воспринял как предательство национальных интересов и гибель «эмпирической» России. В период 1917-18 гг. им было написано более 40 статей. (Некоторые из них вошли позднее в сборник «Духовные основы русской революции. Опыты 1917-18 гг».).

Он дважды был арестован. В 1920 году его арест был связан с раскрытием деятельности подпольного «Тактического центра». Несколько дней философ провел во внутренней тюрьме ЧК и был допрошен лично Дзержинским. После длинной бердяевской речи и нескольких вопросов, заданных Дзержинским, Бердяева не просто отпустили, а отвезли домой на мотоциклетке. К обширному процессу по делу Тактического центра он привлечен не был.

Но летом 1922 года последовали обыск и второй арест. В этот раз он был приглашен уже к обычному следователю, так как речь шла о выполнении простых формальностей по решенному уже делу. Бердяев был обвинен в антисоветской деятельности и просидел в тюрьме около недели. В конце этого срока ему было объявлено, что по решению Политбюро ЦК РКП (б) и Президиума ВЦИК он высылается за пределы России[4].

Высылка в августе 1922 года по решению ОГПУ группы интеллигенции (по некоторым сведениям – 160 человек) явилась характерной иллюстрацией процессов, происходивших в стране. В эту группу входили философы Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, Ф. А. Степун, С. Булгаков, И. Лапшин, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Б. П. Вышеславцев, Г. В. Флоровский, Н. О. Лосский, ректор МГУ М. М. Новиков (зоолог), группа математиков во главе с деканом физико-математического факультета МГУ астрофизиком В. В. Стратоновым, историки А. А. Кизеветтер, В. А. Мякотин, А. А. Боголепов и другие, столь же далекие от политики и реального сопротивления режиму люди, единственным «грехом» которых было умение мыслить. Многие из них не хотели уезжать (Бердяев, например, даже написал Ленину письмо с просьбой разрешить ему остаться на родине, которое осталось без ответа), хотя, возможно, им все же повезло, – они выжили, смогли работать, получили признание.

Два года жизни в Берлине были наполнены активной деятельностью. Бердяев не был кабинетным ученым. По его инициативе и при содействии Американского христианского союза молодых людей (YMCA), оказавшим колоссальную поддержку культурной жизни русской эмиграции, в декабре 1922 года была создана Религиозно-философская академия, продолжившая традиции ВАДК в Москве. А в 1923 году в Берлине для обучения русских молодых людей, оказавшихся в эмиграции, был открыт Русский научный институт, деканом отделения которого стал Бердяев.

Летом 1924 году Бердяев переехал во Францию, где прожил в пригороде Парижа четверть века, лишь ненадолго выезжая в Англию, Австрию, Италию, Латвию, Польшу, Бельгию, Швейцарию, Эстонию, Чехословакию и другие страны для чтения лекций и публичных выступлений. Вместе с женой, ее сестрой, Е. Рапп, и их матерью он снимал квартиру в Кламаре, а в 1938 году переехал в собственный дом, оставленный ему в наследство другом семьи и поклонницей его философии англичанкой Ф. Вест. Многие свои занятия и привычки Бердяев привез и во Францию. Начиная с 1928 года в доме Бердяева устраивались регулярные воскресные собеседования, похожие на московские «вторники».

В 1939 г. разразилась вторая мировая война. Ожидания Бердяевым последнего единоборства сил добра и зла, кажется, оправдывались. Он думал, что такой лихорадочный темп событий мировой истории продлится до конца 20 века и не ошибся. Как всегда философ много работает. В 1939 г. им закончена книга «О рабстве и свободе человека». Декабрем 1941 г. он помечает окончание «Опыта эсхатологической метафизики». В 1944-1945 гг. он написал «Экзистенциальную диалектику божественного и человеческого». В 1940 г. стареющий мыслитель завершает работу над книгой «Самопознание. Опыт философской автобиографии», рассматривая ее как своеобразный итог своего творчества. Это уникальный по форме и содержанию труд, аналогов которому нет во всей мировой литературе. Вот как характеризовал его сам автор: «В книге, написанной много о себе, не будет выдумки, но будет философское познание и осмысливание меня самого и моей жизни. Это философское познание и осмысление не есть память о бывшем, это есть творческий акт, совершаемый в мгновении настоящего. Ценность этого акта определяется тем, насколько он возвышается над временем, приобщается ко времени экзистенциальному, то есть вечности»[4].

Тяжело переживал Бердяев нападение Германии на Советский Союз, он никогда не переставал верить в нашу победу. После освобождения Парижа от немецких оккупантов у Бердяева завязываются тесные контакты с антифашистской и просоветской эмигрантской организацией «Русский патриот». По окончании войны философ будто бы собирался возвратиться на Родину. От этого гибельного шага его удержало выступление А. А. Жданова против М. М. Зощенко и А. А. Ахматовой.

Еще во время войны Бердяев начал работу над «Русской идеей», в которой осмысливает особенности нашей истории и своеобразие русской мысли и национального характера. Он ощущает себя до мозга костей русским человеком. «Несмотря на западный во мне элемент, я чувствую себя принадлежащим к русской интеллигенции, искавшей правду. Я наследую традиции славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского (несмотря на различие миросозерцаний), более всего – Достоевского, Толстого, Владимира Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель. И мой универсализм, моя вражда к национальному – русская черта».

В 1947 г. Бердяеву было присвоено почетное звание доктора Кембриджского университета.

23 марта 1948 г. в пригороде Парижа, Кламаре, философ скончался за письменным столом в собственном доме, завершив незадолго до смерти свою последнюю книгу «Царство духа и царство кесаря».

 

 

Литература

  1. Бердяев Н. А. Самопознание. – М.: Междунар. отношения, 1990. – 336 с.
  2. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. – 224 с.
  3. Бердяев Н. А.. Новое средневековье. М., «Феникс», 1990. – 83с.
  4. Волкогонова О. Д. Бердяев / Ольга Волкогонова. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 390 с.
  5. История русской философии / Под общ. Ред. проф. А. Ф. Замалеева. – СПб.: Изд-во филос. ф-та СПбГУ, 2012. – 354 с.
  6. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М. А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001. – 639 с.
  7. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. – 1376 с.
  8. Ковалева Г. П. История русской философии: учебное пособие / Г. П. Ковалева, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2006. – 108 с.
  9. Кувакин В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века. – М.: Мысль, 1980. – 309 с.
  10. Лосский Н. О. История русской философии. Москва «Высшая школа» 1991. – 560с.
  11. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2004. – 880 с.
  12. Николай Бердяев. Философия неравенства. – М.: ИМА-пресс, 1990. – 288 с.
  13. Ольга Волкогонова. Н. Бердяев: интеллектуальная биография [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.">http://krotov.info/libr_min/03_v/ol/kogonova. html (дата обращения: 10.04.2013).
  14. Радугин А. А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2004. – 336 с.
  15. Страхов, А. М. История русской философии: учебник / под Ред. М. А. Маслина. – изд. 2-е. – М.: КДУ, 2008. – 638с.
  16. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2001. – 704 с.

 

 
 

Войти