gototopgototop
Главная Работы на заказ Психология и педагогика Теория и методика психологического тренинга (курсовая работа)

Еще по теме

Теория и методика психологического тренинга (курсовая работа)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение    3
I. Теория и опыт психологического анализа    4
1.    Проективное рисование как метод групповой работы. Классификация методов рисования. Способы работы с готовыми рисунками    4
2.    Принципы – нормы общения в группе, соответствующие общим правилам и принципам проведения тренинга. Нормы и системы убеждений, вырабатываемые самой группой и их влияние на групповой процесс.    7
3.    Категории людей, являющихся объектом внимания специалистов по оказанию психологической помощи    14
II. Практическое задание    16
Заключение    24
Литература    25
Введение
В «Психологическом словаре» (1990) социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии», ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
В настоящее время термин «тренинг» практикуется гораздо шире, поскольку сводится не только к социально-психологическому.
Расширение границ использования этого понятия связано с увеличением диапазона целей.
При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии [2].
Практическая часть
Упражнение для знакомства
Кто я
Цель: Упражнение особенно хорошо подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломать лед» и познакомить участников друг с другом.
Процедура: Каждому члену группы даются карандаши и бумага. Участники получают следующую инструкцию.
Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и 10 раз ответьте письменно на вопрос «Кто я?». Используйте характеристики, черты, интерес и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения («Я…»).
После того как закончите составлять этот перечень, приколите листок бумаги на видное место на груди. Затем начинаю медленно ходить по комнате, походите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке и каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников.
(В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе).
Вопрос: Вам было трудно дать себе 10 характеристик? Когда вы начали испытывать затруднения? Как другие читали ваши характеристики? Что в упражнении для вас было самым трудным? [5]
Разогревающее упражнение
Выбор траектории.
Цель: эта разминочная игра также может быть отнесена к необычным способам психодиагностики. Может служить прологом к психотехникам, ориентированным на развитие умений осознавать собственные предпочтения и склонности.
Процедура: Ведущий включает фоновую музыку (среднего темпа) и говорит:
- У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории.
Кто-то движется по кругу (показывает), кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т.е. описывает квадрат или прямоугольник (показывает), кто-то – как будто шагает вдоль сторон треугольника (показывает). И, наконец, встречаются люди, которые размышляя, движутся по траектории зигзага (показывает).
У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.
Участники начинают двигаться по комнате под музыку (упражнение применимо только тогда, когда позволяют размеры помещения). Ведущий мягко пресекает разговоры: нужно, чтобы каждый сумел настроиться на свои внутренние ощущения. 5-7 минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участниками группы разделиться: « круги», «квадраты», «треугольники» и «зигзаги» занимают разные углы помещения.
Вопросы: Кто еще оказался в одной группе с вами? Кто, так же как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо что-то объединяет вас, видимо есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отношении этой геометрической фигуры совпадают. Обсудите в группе, в чем сходство между вами – людьми, выбравшими круг, квадрат, треугольник или «восьмерку». Почему именно эта фигура оказалась для вас наиболее симпатичной?
После 5-минутного обсуждения каждая группа представляет свое обоснование, сделанного выбора. Участники объясняют, чем выбранная фигура предпочтительнее остальных и как можно охарактеризовать людей, выбирающих эту фигуру. Выслушав каждую группу, ведущий может предложить сравнить точки зрения группы с мнением психологов, работающих в таком направлении, как психогеометрия [2].
Диагностика сплоченности группы.
Для полноценной работы группы необходимо, чтобы каждый участник ощущал свою принадлежность этой группе. Тот, кто чувствует себя посторонним или слабо включенным в совместную деятельность, вынужден большую часть своей эмоциональной и умственной энергии тратить на то, чтобы искусственно поддерживать чувство собственной ценности и значимости. Особенно проблематично в этом смысле положение тех людей, которые фактически не принимают участие в групповых взаимодействиях (например, сами они молчат, а другие участники к ним не обращаются). Это упражнение обращает внимание группы на проблему включенности участников и в то же время создает предпосылки для более полной интеграции в группу «аутсайдеров»
Инструкция: Я хочу, чтобы мы проверили, насколько каждый из нас чувствует себя в данный момент включенным в группу. Для меня это упражнение очень важно, поскольку я знаю, как неприятно для любого человека ощущать себя хотя бы в какой-то ступени, но посторонним. Сейчас вам надо будет встать и, не разговаривая друг с другом, выстроиться в одну линию. Пусть тот, кто чувствует себя полностью включенным в группу, встанет около двери, а тот, кто чувствует себя слабо включенным или даже совсем не включенным, - у противоположной стены комнаты. Все остальное должно распределиться на линии, соединяющей двух крайних участников – в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью включенности. Пусть каждый найдет свое место…Теперь оглядитесь вокруг себя и посмотрите, как выстроилась наша группа.
Рефлексия: Я хочу, чтобы каждый сейчас коротко сказал о том, чтобы побудило его встать именно на это место и как он относится к решению, принятому другими участниками. В какой мере результат упражнения оказался неожиданным для вас? [6]
Развитие сплоченности группы
Цель: упражнение хорошо подходит для выявления умения вчувствоваться в другого человека, сопоставить имеющуюся о нем информацию, делать выводы.
Инструкция: Психологи говорят, что группа является сплоченной, когда наблюдается единство ценностных ориентаций. Иными словами, когда по отношению к самым важным в жизни вещам у людей примерно одинаковое отношение. Но такое единство возможно лишь тогда, когда люди хорошо знают, как каждый человек из группы относится к тому или иному вопросу, что ему нравится и что нет. Давайте проверим себя – насколько хорошо вы уже знаете друг друга, насколько вы можете проникнуть в глубину души человека из вашей группы и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая у вас уже есть о человеке, предугадать, как он ответит на те вопросы, которые в процессе нашей групповой работы еще не обсуждались? Для этого предлагаю вам следующие упражнение. Возьмите большой лист бумаги, положите его горизонтально и разделите вертикальными линиями на три части. В верхней части среднего столбца подпишите свое игровое имя. Над левым столбцом напишите имя человека, сидящего слева от вас, на не ближайшего соседа, а следующего за ним. Над правым – имя человека, сидящего справа от вас, также через одного человека. Таким образом, у каждого из вас есть два человека. Глазами которых вы должны будете «посмотреть» на мир и за которых дадите ответы на вопросы, которые я предложу.
Итак, сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.
(Достаточно 5-6 вопросов. Их содержание варьируется в зависимости от половозрастного состава группы и ее интересов).
Рефлексия. Для проверки степени «попадания» после завершения процедуры ведущий предлагает участникам сравнить свои результаты и подсчитать количество совпадающих ответов. Итоги подводятся во время общегруппового обсуждения. Обсуждается «стопроцентное попадание»: как удалось этого добиться, на чем основывались предположения[2].
Развитие социально-перцептивных способностей
Упражнение «Зубы дареного коня»
Цель: развитие средств общения
Инструкция: - Давайте пофантазируем и представим, что сегодня у все нас праздник, у всех День рождения. Такой день всегда важен. Он символизирует определенный рубеж, по прохождении которого человек может что-то изменить в своей жизни и в себе. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые действительно помогут человеку измениться, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Кто из нас не бегал по магазинам в поисках «чего-нибудь такого…»? Сегодня не надо ничего искать в магазинах. Тем более, что скорее всего там не найти того, что в самом деле нужно. Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все, что угодно: от картины кисти Леонардо до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамских островах до тысячелетнего манускрипта, хранящего мудрость древних волшебников, от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Не спешите с выбором подарка.
В данную минуту именинниками являются…(в зависимости от формы проведения упражнения). Внимательно посмотрите на этого человека. Подумайте о том, какой у него жизненный опыт. Что он познал и понял в своей жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чем мечтает? Что ему очень и очень нужно? Что он хотел бы получить в дар от вас? Сейчас вы – волшебники и вы способны дать этому человеку то, что он хочет…
А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики – независимо от того, понравились они или нет. В народе говорят: «Дареному коню в зубы не смотрят». Но сегодня – особый случай. Постарайтесь присмотреться к «зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он «попал в точку» со своим подарком. Четко аргументируйте свое решение. Если вы не хотите принимать преподнесенный дар, объясните, стараясь не обижать дарящего, почему вы это делаете.
Дарители! Не нужно спорить с именинниками, даже если вы категорически с ним не согласны и убеждены, что без вашего подарка он просто погибнет тут же на месте. Сегодня у каждого из вас будет день рождения и каждый не только сделает 5 подарков, но и получит тоже 5.
Приступайте! С днем рождения!
Рефлексия. После того, как каждый из участников получит необходимое количество подарков, обсуждаются следующие вопросы:
–    Кому из участников удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностью приняты всеми именинниками?
–    За счет чего это произошло?
–    Какого типа были подарки?
–    Какие их них оказались самыми удачными?
–    Каков был самый оригинальный подарок?
–    Были ли «именинники» принявшие все подарки без исключения? Если да, то не является ли причиной их «всеядность», нежелание обидеть дарителей? Все ли сумели быть искренними?
–    Какие подарки оказались отвергнутыми, почему?
–    Насколько трудно было отказываться от подарков?
–    Есть ли такие «именинники», кто не принял ни одного подарка? Почему?
–    Что вы чувствовали, когда ваши дары отвергались? [2]
Развитие сенситивности
Цель: развитие наблюдательной сенситивности.
Инструкция. Все участники садятся по кругу. Тренер выходит из круга и дает инструкцию, стоя за кругом.
«У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга»
(За временем следит тренер) Через полторы минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорить, обращаясь к нему, например: «Иван, я иду по кругу, прохожу 3-х человек, останавливаясь возле 4-го. Кто это?» Иван отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность отвечать до тех пор, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Ивану ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы.
Аналогичное задание дается еще 4-5 участникам.
Рефлексия. В заключении упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть друг на друга [3].
Обсуждается, насколько сложным был отвечать на вопросы, как чувствовал себя участник, про которого спрашивали.
Развитие креативности
Цель: развитие гибкости, точности, оригинальности мышления.
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция. Сейчас каждый по очереди будет, взяв свой стул, входить в круг и по очереди, садясь напротив каждого из оставшихся в кругу, задавать ему неожиданный вопрос. Задав вопрос, надо дождаться ответа.
Рефлексия. Какой вопрос был самым оригинальным? На какой было труднее всего ответить? Повлияло ли это упражнение на настроение в группе? [3]
Работа с агрессией
Цель: научить членов группы отличать уверенные, неуверенные и агрессивные ответы.
Процедура. Каждому члену группы предлагают продемонстрировать в данной гипотетической ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный ответы. Вовлекаются все члены группы, даже если участник предложит один из 3-х ответов. Можно использовать ситуации:
–    Друг продолжает занимать вас разговорами, а вы хотите уйти. Вы говорите….
–    Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему…
–    Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре мешают вам громкими разговорами. Вы обращаетесь к ним…
–    Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории про вас. Вы заявляете ему…
(Можно предложить и другие ситуации по выбору ведущего)
Рефлексия. По очереди, ведущий просит обратной связи у группы относительно уверенного, неуверенного и агрессивного ответа участника. Какой ответ оказался более легким? Какие ответы вы чаще используете в собственной жизни?[6]
Заключение
Таким образом, можно сказать, что социально-психологический тренинг располагает большими арсеналом методов работы и находит свое применение для решения широкого спектра задач. Несмотря на кажущуюся легкость проведения тренинга, всегда следует помнить о соответствующей квалификации и подготовке специалиста для решения определенного круга проблем.
Тренинг, тренинговые группы имеют свои цели, нормы, принципы, влияющие на весь рабочий процесс. И только при соответствии тренинга все необходимым критериям можно говорить о его грамотности, пригодности и эффективности.
Список использованной литературы
  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – 4-ое изд. перераб.и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  2. Волчков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехника. – 2-ое изд. перераб.и доп.– М.:Изд-во «Ось-89»; 2001.
  3. Психогимнастика в тренинге. / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Ювента», И.Г.,1999.
  4. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.– М., Дидакт,1992.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Теория и практика. / Общ. ред. и вступ.ст. Л.П.Петровской. – 2-ое изд.– М.: Прогресс, 1993.
  6. Фопель К. Психологические группы; Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. – М., Генезис, 2000.

Цена работы - 1000 рублей                   Заказать работу
 
 

Войти


 

Что останавливает от заказа работы??

Смущает

В библиотеке

Гигиена

Однажды в квартире семейства Р. раздался звонок, и маленькая девочка побежала открывать. За дверью стоял молодой человек, который на свету оказался каким-то больным, с тонкой, блестящей розовой кожицей на лице. Он сказал, что пришел предупредить о грозящей опасности. Что вроде бы в городе началась эпидемия вирусного заболевания, от которого смерть наступает за три дня, причем человека вздувает и так далее. Симптомом является появление отдельных волдырей или просто бугров. Есть надежда остаться в живых, если строго соблюдать правила личной гигиены, не выходить из квартиры и если нет мышей, поскольку мыши – главный источник заражения, как всегда.

Читать дальше

Блядский счетчик

Что общего между Александром Вторым, Чеховым и среднестатистическим русским олигархом начала XXI века? – Комплекс гепарда. Не знаю, насколько справедлива репутация животного, но считается, что гепард не может спать с одной и той же самкой дважды – ему нужны каждый раз новые жертвы. Александру Второму, одному из наиболее похотливых зверей из похотливой династии Романовых, возили но ночам девиц в Зимний дворец. Чехов, если не было свежих поклонниц, шел в бордель. Сегодняшний олигарх устраивает конкурсы красавиц и таскает их за собой по всему свету. Блядский счетчик работает на полную мощность: ни дня без добычи.

Читать дальше

Цена проститутки

Каждая женщина торгует своим телом. Поцелуи дарит, как пробные флакончики духов, а остальным торгует. Удачно и неудачно, по-крупному или по-мелкому, осознанно и неосознанно. Или же неосознанно, как феминистки.

Женщины обидчивы. Их обидчивость, готовая проступить на поверхность в любой момент женско-мужских отношений, обнажает законы рынка.

Читать дальше

Секс как спорт

Раньше было проще. Раньше все сводилось к тому, чтобы ЕЕ победить. Или, как еще раньше, совсем давно, говорили: ЕЮ овладеть. Но если я говорю, что раньше было проще, это не значит, что победа давалась легко. Напротив, те, кто жили активной половой жизнью тридцать лет назад, хорошо помнят, что они побеждали буквально в рукопашном бою.

Девушка сдавалась по кускам. Сначала овладевали рукой. Это называлось «взять за ручку». Сердце замирало – позволит ли? А если позволяла – боже, какое счастье! Так и ходили «за ручку» – счастливые, как в советском кино.

Читать дальше