gototopgototop
Главная Работы на заказ Социология и философия Феминистская социологическая теория и ее развитие в истории цивилизации

Феминистская социологическая теория и ее развитие в истории цивилизации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1. Социологическая теория феминизма и ее историческое развитие.

5

1.1. Генезис феминистской теории и ее социально-философские предпосылки. (Жан Поль Сартр, Симоне Симона де Бовуар)

5

1.2: Разновидности феминизма в историческом развитии.

16

Глава 2. Проблемное поле современного феминизма

23

1.1. Гендерная асимметрия как основа феминистской проблематики (вопросы неравенства)

23

1.2. Связь феминистской теории с социальными движениями

27

Глава 3. Зарождение феминизма и его роль в истории России

35

3.1: Зарождение идей феминизма в России

35

3.2 Реализация феминистской теории в российской социологии

43

Заключение

48

Список использованной литературы

50

 

Введение

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от расстановки социальных сил, культуры и традиций.

Особое место в вопросе о равенстве и правах, равноправии и свободах занимает проблема равноправия женщин в обществе. Важную роль в достижении равноправия женщин сыграл феминизм как идеология и социально-политическое движение, в значительной степени определившее логику мирового развития начиная с конца 1960-х – начала 1970-х гг.

Феминистская социальная теория ХХ в. не может рассматриваться или пониматься в отрыве от феминизма как социального движения. Как и феминистское социальное движение, превратившееся из кампании 1920-х гг. за равные избирательные права женщин в радикальное движение за фундаментальное гендерное равенство на работе и дома, в правовом отношении и в отношении культурных практик, феминистская социальная теория эволюционировала, принимая различные формы – либерализма, марксизма и постмодернизма. В целом феминистская социальная теория стремится понять и объяснить подчиненное положение женщин в обществе, обращаясь к гендерным различиям и, в частности, основываясь на теории патриархата.

Феминизм, идеи и ценности которого бросали вызов самым фундаментальным представлениям традиционной политической мысли, преуспел в создании гендерных исследований и гендерных концепций как важных предметов в ряду академических дисциплин и в повышении осознания проблем пола в общественной жизни в целом. Феминизм своим появлением обязан долгому и тернистому пути женского движения, которое началось с доказательства необходимости наделения женщин политическими правами и свободами.

Женское движение в каждой конкретной исторической ситуации преследовало различные цели: от достижения избирательного права для женщин, обеспечения равного доступа к образованию наравне с мужчинами до увеличения количества женщин, занимающих высокое социальное положение, а также получения женщинами права развода, имущественных прав, равенства в обязанностях по уходу за детьми.

«Первая волна» феминизма была связана прежде всего с проблемой формального равенства между мужчинами и женщинами. В 1960-е гг. феминизм принял более радикальную форму – феминисты стали стремиться к революционному преобразованию общества в целом. С теоретической точки зрения этот резкий поворот был связан с принятием идей различных радикальных традиций, включая марксизм, психоанализ и анархизм.

В настоящее время феминизм завоевал большую популярность не только в обществе, но и оказывает свое влияние на современную социологию, что и определяет актуальность данной работы.

Тема данной работы: «Феминистская социологическая теория и ее развитие в истории цивилизации».

Объект исследования – феминистская социологическая теория.

Предмет исследования – эволюция идей феминизма в истории цивилизации.

Цель работы – проследить зарождение и генезис феминистических воззрений.

В числе задач, которые ставились при написании данной работы – рассмотреть историю возникновения феминизма и его генезис, который привел к возникновению различных течений феминизма. Так же ставится задача рассмотреть появление и развитие феминизма в России.

Глава 1. Социологическая теория феминизма и ее историческое развитие.

1.1. Генезис феминистской теории и ее социально-философские предпосылки. (Жан Поль Сартр, Симона де Бовуар)

Традиционно зарождение феминизма относят в XVIII веку и связывают с именем Мэри Уоллстоункрафт, о чем и пишет Т. А. Королева: «Как отдельный социально-политический феномен женское движение получило развитие только в XIX в. «Первыми ласточками», как правило, считают книгу Мэри Уоллстоункрафт «В защиту прав женщины» (М. Wollstonecraft «Vindication of the Rigths of Women»), написанную после событий Французской революции, и книгу Джона Дж. Стюарта Милля в сотрудничестве с Г. Тейлор «Подчиненность женщин» (J. S. Mill «The Subjection of Women», 1861) ».

В целом, можно сказать, что феминизм как идеология и деятельность восходит ко времени Французской революции, когда в 1790 г. возникли женские политические клубы (запрещенные через три года). В начале XIX в. во Франции феминистские писательницы печатались в феминистских изданиях, феминизм находился под сильным влиянием идей Сен-Симона, Фурье (с именем которого часто связывают употребление самого термина «феминизм»). [29].

Вместе с тем, у Мэри Уоллстоункрафт, конечно же, были предшественники и предшественницы. Так, согласно указанию Брайсона, «вопреки распространенному мнению феминистская теория не берет свое начало от Мэри Уоллстоункрафт (Mary WoLtstonecraft) в конце XVIII в., но может быть обнаружена еще е Средневековье (и нет сомнения, что проявлялась в частных высказываниях еще раньше). Насколько нам известно, первые публичные обсуждения темы представлены исключительно мужчинами, но начиная с XV в. стали раздаваться и женские голоса, и первой женщиной, писавшей о правах и обязанностях своего пола, является, вероятней всего, француженка Кристина де Пизан (1364-1430) [11 с. 23].

Существуют и другие точки зрения на предысторию феминистских идей, которая начинается в XIII-XIV вв. в странах Западной Европы, где группа женщин выдвинула ряд еретических идей в трактовке христианского учения. Речь идет, в частности об идее Юлианы Нориджской о том, что Христос – это божественная сущность, не имеющая пола, и скорее все-таки являющаяся женщиной, а никак не мужчиной. Согласно другому, более распространенному мнению, истоки феминизма следует искать в эпохе Возрождения в творчестве таких итальянских писательниц, как Изотта Ногаролла, Лаура Черета и Кристина Пизанская (1364-1430) [16].

Но все же, это были единичные проявления. Первая же заметная волна светского феминистского протеста в Британии» возникла тогда, когда впервые значительное число женщин бросили вызов общепринятым представлениям о проблемах своего пола в памфлетах и книгах. Некоторые из них публиковались анонимно, но далеко не все. Из этих авторов наиболее известны драматург Афра Бенн (Aphга Вепп, 1640-1689) и Мэри Эстелл (Магу Astell, 1666-1731), которая недавно была названа «первой английской феминисткой» и, «хотя и спорно, первым систематическим феминистским теоретиком Запада». Дискуссии этой поры отличались от тех, которые имели место ранее, отчасти из-за беспрецедентно высокого уровня участия в них женщин, но также и потому, что они происходили в условиях быстрых экономических, социальных и политических изменений. Такие обсуждения являлись отражением задач и проблем модернизирующегося общества, и в них использовались новые философские концепции и политическая терминология. Вопросы, поднятые тогда, и язык, использовавшийся в этих дебатах, сохранили свою актуальность и по сей день[11 с. 25 ].

В каком-то смысле появление феминизма явилось результатом естественного исторического развития, уверяет Брайсон. По его словам, после Реформации, когда у женщин исчезла возможность найти традиционное убежище в стенах монастыря, для все большего их числа брак становился экономической необходимостью, и их зависимость от мужей возрастала. Однако в силу демографических факторов увеличилось количество «избыточных женщин», и для таких незамужних женщин, как Мэри Эстелл, похоже, не оставалось достойных способов обеспечить свое существование. В этом контексте неудивительно, что возник вопрос о роли женщин, и, более того, как только появилась необходимость четкого разделения частного и общественного, вполне логично было задаться вопросом о подходящей для женщин сферы деятельности. Такая проблема не могла возникнуть в средневековом обществе, но остается главной для многих феминистских дискуссий в наше время.


 

 

1.2: Разновидности феминизма в историческом развитии

Во-первых, под феминизмом понимается социально-политическая теория, анализирующая процесс угнетения женщин и главенства мужского начала в прошлом и настоящем, а также выявляющая пути преодоления превосходства мужчин над женщинами. Во-вторых, под ним имеется в виду массовое социальное движение, видящее своей целью достижение равенства женщин с мужчинами. В-третьих, феминизм воспринимается в качестве идеологии, направленной против всего женоненавистнического в теории и общественной практике. В-четвертых, феминизм – это и философская концепция социокультурного развития, предлагающая альтернативу господствующей европейской традиции, не учитывающей специфику природы женщин и женского социального опыта. В-пятых, феминизм представляет собой также методологию исследований мира и общества, основанную на сугубо женском взгляде на мир и женской системы ценностей.

Либеральный феминизм. Данное течение является одним из старейших феминистских течений, по сей день не утратившим своей значимости и актуальности. Его теоретический фундамент составили идеи либерализма и демократии, концепция «естественного договора», разработанная философами-просветителями, теория естественных прав, а также принципы равенства, свободы и представительной демократии, являющиеся интегральной частью либеральной идеологии[5].

Либеральный феминизм стал идеологией реформистского направления женского движения 1960-х гг. в Америке и Европе, корнями которого явились суфражизм и борьба женщин за возможность получать образование. Вторая волна феминизма создала новые организации по защите женских прав, особенно в США, во Франции, в Англии. В некоторых странах (например, скандинавских) либеральную идеологию проводили организации, существующие с XIX в., в других – создавались новые организации. В соответствии с интерпретацией Джо Фримен, эффективность старых организаций зависела от способности воспринимать новые идеи, использовать уже существующие сети.

Либеральный феминизм, восходя к идеям Мэри Уоллстоункрафт, Гарриет Тейлор, Джона Стюарта Милля, провозглашает равенство полов, которого можно достигнуть посредством реформ. Сходство полов, гендерная нейтральность должны лежать в основе законодательства, политики[ с. ].

Либеральный феминизм «первой волны» сосредотачивался главным образом на борьбе за формально-юридическое равноправие мужчин и женщин, что в определенной степени негативно сказалось на последующей истории развития данного феминистского течения. Добившись равных с мужчинами прав, либеральный феминизм в период между двумя мировыми войнами впал в состояние определенной стагнации[29].

Марксистский и социалистический феминизм. Основы данного направления заложены Марксом и Энгельсом. Главной проблемой, которую они рассматривали, оказалось социально-классовое угнетение, но они также обратили внимание и на вопросы гендерного подавления, примером тому служит работа «Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства» (написана Энгельсом в 1884 г. с привлечением подробных заметок, сделанных Марксом ровно за год до своей смерти в 1883 г.).

Основной аргумент «Происхождения...» заключается в том, что угнетенное положение женщины – следствие не ее биологических свойств, вероятно, неизменных, а социальных отношений, которые можно исторически проследить и, вероятно, изменить. В XIX в. рассуждения о гендерном вопросе выглядели радикальными, поистине феминистскими. Подчиненное положение женщин обусловлено существованием семьи – института, само название которого происходит от латинского слова, обозначавшего слугу, – поскольку та (как это сложилось в развитых обществах) является системой, позволяющей мужчинам контролировать дей­ствия женщин. Идеология современных обществ рассматривает семью в качестве фундаментального и универсального признака социальной жизни, однако Энгельс и Маркс приводят археологические и антропологические свидетельства, показывая, что семья – сравнительно новая форма отношений, что в доисторический период мужчины и женщины существовали в рамках родовых структур, где женщины имели относительную автономность, поскольку их экономическое положе­ние как собирательниц, мастериц, заготовителей и распределителей необходимых вещей было независимым[39 с. 387].

Движения 1960-х гг. развивались в контексте общей критики капитализма и мощного подъема левых движений, распространившихся из Франции, в ситуации повсеместного увлечения интеллектуалов марксизмом, роста антибуржуазных настроений и намерений. Социалистические и марксистские феминистки видели себя участниками этой борьбы.

Главные положения марксистского и социалистического феминизма опираются на взаимосвязи гендерного и классового неравенств с институтами частной собственности. Различие направлений заключалось в том, что первые полагали классовое неравенство основной и первичной формой социальных иерархий в обществе, а вторые рассматривать класс и пол как относительно автономные системы, каждая из которых создает свою иерархию[5].


 

 

Глава 2. Проблемное поле современного феминизма

2.1. Гендерная асимметрия как основа феминистской проблематики (вопросы неравенства)

В результате разделения понятий биологического и социального в 1960-е гг. в научный оборот вводится понятие «гендер».

Термин «гендер» (gender) в англоязычной философской и социологической литературе появился в конце 60-х годов XX века. До этого он использовался только в языкознании применительно к грамматической категории рода. Смысл его заимствования социологами и философами заключался в акцентировании того, что различия между полами в области разделения общественного труда, ролей в семье, сегрегация социального пространства по признаку пола и др. столь же условны, сколь условен род существительных. То же самое относится и к гендерным различиям в разных культурах и у разных поколений людей в рамках одной культуры.

Однако не пол, а нормы социальной культуры определяют мужские и женские психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными физиологическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли[26].

Гендер создается или конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин и определяет их положение (статус) и роль в обществе и его институтах – семье, политике, экономике, образовании, СМИ и др. Он выступает как система, создающая различия в положении женщин и мужчин в социуме через соотношение власти и подчинения.

Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами.

По мере развития научных исследований стало ясно, что единственное четкое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между мужчиной и женщиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе».

То есть гендерные различия, или, иначе говоря, гендерная асимметрия, вполне объективно выражает состояние культурного развития общества и личности, характер культурного образования человека.

Более того, именно гендерная асимметрия является не только условием и продуктом культурного и биологического воспроизводства человека, но и той формой, в рамках которой осуществляется это воспроизводство, опосредованное общественными взаимоотношениями людей.

Поэтому гендерная асимметрия явно или неявно (последнее может быть связано с тем, что понятие «гендер» просто замещается многими не самостоятельными понятиями) присутствует в содержании предметов таких наук, как сексология, конфликтология, семейное (педагогическое и психологическое) консультирование, философская и педагогическая, а также и психологическая антропология, социальная антропология, философия культуры, философия образования, общая теория воспитания, педагогика и психология развития.

Как и всякая научная дисциплина, гендерные исследования предусматривают установление неких общих закономерностей и социальных типов. Одной из универсалистских посылок гендерной теории, послужившей ее изначальной основой и вытекающей из ее либерально-феминистских корней, является постулирование двух гендерных групп – «мужчин» и «женщин». «Даже тогда, когда допускаются национальные или культурные различия, последние трактуются как второстепенные феномены, вариации на единственную универсальную тему, согласно которой гендер всегда означает одно и то же: асимметричное, если не антагонистическое, отношение между мужчинами и женщинами, структурирующее функции этих гендерных групп таким образом, что они вовлечены в разные типы деятельности и существуют в разных социальных пространствах[6].

Гендерная асимметрия может быть и недискриминативной. Таковы специфические законодательные нормы, относящиеся к репродуктивной функции женщин, например предусмотренный в КЗОТе отпуск по беременности и родам. Но обычно гендерная асимметрия дискриминативна, и жертвы ее не только женщины. Так, обязательная воинская повинность может рассматриваться как форма дискриминативной гендерной асимметрии.

О гендерной асимметрии говорят в тех случаях, когда рассматривают не прямой акт целенаправленного подавления и угнетения человека, принадлежащего к данной гендерной группе [25]. Термин «дискриминация» обычно применяют, когда речь идет о конкретных актах нарушения принципа равных прав и равных возможностей (при приеме на работу, при увольнении и др.). Об асимметрии обычно говорят применительно к самому законодательству и к разнообразным культурным артефактам. Асимметрично, в частности, наше пенсионное законодательство, в соответствии с которым женщины выходят на пенсию раньше мужчин».... Гендерная асимметрия фигурирует как один из основных факторов формирования традиционной западной культуры, понимаемой как система производства знания о мире» [15]. Наглядным примером гендерной асимметрии в культуре может служить изображение обнаженного женского тела в классическом европейском искусстве.

Так, Дж. Бергер в книге «Способы видения» говорит, что в Европе «живописцы и зрители – покупатели произведений искусства, в которых отображалось обнаженное женское тело, – были обычно мужчины, а модели, которые выступали в качестве объектов изображения, – женщины. Это неравное отношение так глубоко укоренено в нашей культуре, что по-прежнему формирует и структурирует сознание многих женщин. Они сами обращаются с собой так, как с ними обращаются мужчины. Они смотрят на свою женственность так, как на нее смотрят мужчины"[6].

Понятие гендерной асимметрии используется, главным образом, как культурологический аналог политизированного понятия неравенства, или дискриминации. Синонимичны этому понятию понятия гендерного неравновесия или дисбаланса.

И все же между гендерными и феминистскими исследования существуют определенные различия.

Первый тип различия между гендерными и феминистскими исследованиями был артикулирован в 80-х годах как различие между англо-американскими «теоретиками гендера» и европейскими «теоретиками сексуального различия». Решающей точкой разделения стал вопрос об отношении к политической практике в широком смысле слова. Если для теоретиков гендера главной является практика эмансипационизма как включение внутрь мужско-доминантной системы, то для теоретиков сексуального различия главными являются, по словам Рози Брайдотти, маргинальные стратегии непринадлежности к существующему социо-символическому порядку, составляющие базу для феминистских политик. Отправной точкой этого интеллектуального проекта выступает политическая воля по созданию, легитимации и репрезентации множественности альтернативных форм феминистской субъективности как специфичности живого женского телесного эксперимента. Вместо введения гомологии в мужско-доминантную систему без изменения правил игры и простой перестановки существующих социальных условий неравенства теоретики сексуального различия деконструируют как патриархатную социальную практику, так и традиционные дискурсивные репрезентации женского в культуре.

Что касается второго типа различений, то, по мнению Рози Брайдотти, методология гендерных исследований исходит из принципа симметрического конституирования мужского и женского в культуре, требуя гендерной симметрии и для социальных наук. В отличие от гендерных феминистские исследования исходят из принципа гендерной асимметрии и маскулинной доминации в культуре[24 с. 147].

Поэтому принципами феминистской методологии в социальных науках являются:

1) критика маскулинной доминации в социальных науках;

2) развитие женской идентичности и субъективности в ее отличии от мужской;

3) дискурсивные трансформации социального знания в целом с точки зрения феминистской перспективы[24 с. 179].

Феминистскую литературу объединяет тот взгляд, что современное общество унаследовало и воспроизводит многие черты патриархатной модели, определяющей характеристикой которой является главенство мужчин в семье и простирание его в целом на социум. Если в прошлом властные позиции мужчин поддерживались и формально (с помощью права), и неформально (общепринятыми правилами повседневной жизни, обычаями и традициями), то в современном, официально эгалитарном обществе, депривация женщин осуществляется как бы в обход права. В конце 19 века, несмотря на принятые антидискриминационные законы и общую тенденцию развития общества в соответствии с эгалитарной моделью, мужское доминирование поддерживается как на уровне сознательных стереотипов, разделяемых мужчинами и женщинами (например, политика – не женское занятие), так и на уровне бессознательного. Примером последнего является язык, выступающий в качестве дополнительного фактора дискриминации женщин, и языковое функционирование, в котором кодируется властная гендерная асимметрия. Американская и британская научная литература часто демонстрирует в качестве хрестоматийных примеров использование слов man и mankind в качестве терминов для описания человеческого сообщества[13 с. 87].

2.2. Связь феминистской теории с социальными движениями

Связь феминистской теории с социальными движениями удобней рассмотреть на примере женского движения в США второй половины XX века, которое во много определило основные идейные, организационные формы современного феминизма и гендерных политик западных индустриальных стран.

Возникнув в середине XIX века как движение за равные права женщин с мужчинами, феминизм первой волны завершился в 1920-е годы решением своей главной задачи – предоставлением американкам избирательных прав.

Западное женское движение второй волны возникло в конце 60-х годов ХХ века и с этого времени стало объектом исследований в рамках социологии общественных движений[13 с. 89].

Женское движение явилось одним из конкретных движений, осмысляя которое, развивалась социология общественных движений.

В разных парадигмах женское движение определяется по-разному. В одних случаях ему даются узкие трактовки, сводящие движение к новой автономной деятельности («новой» ветви). В других – в понятие женского движения включается широкий спектр женской деятельности, в том числе в партиях, профсоюзах, общественных институтах или других социальных движениях.

Если различать употребление термина «женское движение» в узком и широком смысле, то в первом случае в него включаются те виды деятельности, которые имеют феминистский характер, автономны, независимы от политических организаций и организаций, смешанных по признаку пола[42].

Во втором (широком) смысле к движению относятся «различные исторические и современные проявления женской активности, социальных потребностей и усилий в области феминизма и политики, касающейся женщин. Исследование женского движения тогда будет включать разнообразные организации и сети, такие, как женские профсоюзы, женские политические организации внутри и вне политических партий, благотворительные и религиозные организации. К женскому движению в такой интерпретации могут быть отнесены разнообразные организации. Например, в Скандинавии: Национальные советы женских организаций (объединяющие различные женские группы, основанные в начале века и насчитывающие в середине 80-х годов до 450 тыс. членов в Финляндии и в Норвегии); ассоциации домохозяек; ассоциации женщин сельской местности (жен фермеров); организации женщин в политических партиях; организации женщин в профсоюзном движении; социальные и гуманитарные организации; религиозные организации[42].

Теория общественных движений различает организации и собственно движение. К движению в широком смысле относятся женские связи (сети) в повседневной жизни, локальные сообщества; сети феминистских писательниц, феминистские литературные круги, театральные группы.

Последователи парадигмы новых социальных движений, определяя женское движение, делают акценты на возникновении новой коллективной идентичности женщин; последователи парадигмы мобилизации ресурсов – на коллективной деятельности, направленной на социальные изменения, представляющей протест против существующей структуры власти и преобладающих норм и ценностей. Женское движение – это «коллективная деятельность женщин для улучшения положения женщин и изменения мужской доминации в обществе»[42. ].

Нужно также иметь в виду встречающиеся различения женского движения и феминизма. Термин «феминизм» чаще используют для обозначения идеологии или теории (хотя иногда феминизм является синонимом женского движения), а термин «женское движение» – для обозначения организованной деятельности, реализующей феминистские (хотя и не всегда, и не только) идеи. В зависимости от конкретных особенностей культуры, политической, экономической, социальной системы движение имеет различные формы и масштабы. В зависимости от особенностей гендерной системы движение может считать себя женским, но не феминистским (что было типично для первой волны женского движения на Западе, когда большинство движений не ставили под вопрос существующую гендерную систему, а в настоящее время – для многих организаций в постсоветском пространстве, на Востоке, в Латинской Америке).

Движение может ориентироваться на изменение гендерных отношений, а может действовать, исходя из существующих гендерных ролей. В первом случае оно может быть названо феминистским, во втором – женским движением.

Современное женское западное движение определяется главным образом как феминизм, женское движение «одновременно и является и не является новым общественным движением», и некоторые авторы высказывают мнения о неадекватности теорий общественных движений для его интерпретации[42]

Пик женского движения приходился на 1960-1970-е годы, десятилетия массовых социальных потрясений, названных в американской историографии «революциями»: студенческой, афроамериканской, этнической, контркультурной. «Женская революция», которую ее участницы называли «второй Американской революцией», с момента возникновения была неоднородной по типам феминистских идеологий и формам коллективных действий. Учитывая всю совокупность факторов, исследователи выделяют два основных направления: движение за права женщин (the women s rights movement) и женское освободительное движение (the women s liberation movement или Women s Lib) [35].


 

Глава 3. Зарождение феминизма и его роль в истории России

3.1: Зарождение идей феминизма в России

Предыстория русского феминизма берет начало в XVIII в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 и идей Просвещения. Передовое русское общество следило за событиями во Франции, где в общем хоре требований освобождения от деспотизма свой голос подняли женщины. Возникновение нового отношения к женщине в обществе, зародившись в эпоху Петра Великого, подкрепило появление женщин нового типа – готовых и стремящихся участвовать в общественной жизни (Екатерина II, Е. Р. Дашкова, графини М. Г. Разумовская, А. К. Воронцова, М. А. Нарышкина). Появление на литературном небосклоне женщин-писательниц и поэтесс (Е. А. Княжниной, Е. А. Вельяшевой-Волынцевой, В. А. Волковой, Е. С. Меньшиковой), рождение женской литературы и женской автобиографической и мемуарной прозы свидетельствовало о появлении социального женского самосознания.

Целям «усиления социализации» женщин способствовало Женское патриотическое общество – «первая на русской почве организация для достижения общественных целей». Созданное в 1812, оно положило начало истории организованной женской политической активности в России. В известной степени, его деятельность была продолжена последовавшими за своими мужьями и братьями в Сибирь «декабристками» (Е. И. Трубецкой, М. Н. Волконской, Е. А. Уваровой, А. Г. Муравьевой и др.). Через этих женщин осуществлялась переписка заключенных, некоторые брались за передачу из Сибири в столицу и распространение в Москве и Петербурге вынесенных из острога политико-философских произведений. Создавая в Сибири публичные библиотеки, пункты медицинской помощи населению, организовывая лекции и концерты, «декабристки» сплачивали тех, кто оказался на поселении. Самой своей жизнью они выстраивали модель возможной для женщины внесемейной (публичной) инициативы. Аналогичный пример являют современницы декабристок из числа писательниц начала 19 в. (А. В. Зражевская, К. К. Павлова, А. П. Зонтаг, Е. А. Тимашева и др.). Отстаивая идеи женского равноправия, они также шли нелегким путем самопознания и самоопределения и, рассказывая о своем несогласии со стереотипами общепринятого, выступали против общегосударственного принципа «благонамеренности»[40 с. 125].

Россия XIX в. в сравнении с европейскими странами считалась достаточно патриархальной страной, как, собственно, и большинство других аграрных обществ. Причинами тому были влияние восточных культур еще со времен татаро-монгольского ига, доминирующая ортодоксальная православная религия, имперский характер государства, вынужденного постоянно воевать. По мере зарождения капиталистических отношений на повестку дня встал и женский вопрос, такие публикации появляются уже в начале XIX в[40 с. 126].

Вместе с тем, история женского движения в России в 50-60-е гг. XIX столетия имела много общего с Западом.

И в Западной, и в Восточной Европе у истоков женского движения стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоев (жены профессоров – как М. Вернадская, владелицы больших состояний как сестры Трубниковы, представительницы старинных дворянских родов, как А. Философова – из рода Дягилевых (она была теткой С. Дягилева, инициатора «Русских сезонов» в Париже); Н. Стасова родилась в семье придворного архитектора и т. д.)


 

3.2 Реализация феминистской теории в российской социологии

Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившим в Конституции 1918 г. юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни. В эти годы на страницах революционной прессы бушевали споры о роли женщин в семье и новом обществе, о свободе половых и сексуальных отношений. Взгляды общественных деятелей и рядовых партийцев тех лет, порой противоречивые и меняющиеся во времени, подробно освещены, в частности, в работах Е. Б. Груздевой, С. И. Голода, В. З. Роговина, З. А. Янковой. С современных позиций суть большинства этих воззрений является достаточно прогрессивной (марксистская и социалистическая школы феминизма, впоследствии распространенные на Западе, в значительной мере опирались на взгляды классиков марксизма).

В последующие периоды методология исследований женских проблем в значительной мере, особенно в рамках научного коммунизма, отражала акценты в государственной идеологии, обусловленной, в свою очередь, социально-экономическим контекстом развития страны. Исходя из государственных нужд менялись и приоритеты в отношении женских ролей («общественница», «труженица», «мать») [40 с. 341].

В середине 80-х годов XX века в официальной политике и научных работах пересматривается концепция вечной женской проблемы: дом – работа, переоцениваются достижения советского периода в решении «женского вопроса», хотя еще и на платформе «социалистического проекта», артикулируется плюрализм позиций ученых. Дискуссии были стимулированы низкими количественными и качественными характеристиками населения, дезорганизацией семейной жизни (что, безусловно, было результатом множества факторов, но квалифицировано как «женская проблема»), а также переходом к новой экономической политике. В рамках социологии семьи концептуально ставился вопрос о необходимости предоставления женщине выбора между профессиональной деятельностью (в том числе при расширенных возможностях неполной занятости) и посвящением себя семье, материнству. Это был уже откат от марксистской идеи экономической независимости женщин и устоявшегося в советском обществе мнения, что неработающая женщина, даже если она мать, является «тунеядкой» и непременно «сидит» дома.

Во многих монографиях и специальных статьях тех лет переосмысливается советский опыт «решения женского вопроса». Некоторые авторы хотя и подчеркивают достижения социализма, особенно в ранее отсталых в социально-экономическом отношении регионах СССР, большинство акцентирует внимание на безосновательности этой идеологемы, но опять же с разных позиций. Это и закономерно, так как советское общество было обществом двойной морали и в какой-то мере двойной социальной реальности.

Переход к рыночным отношениям не только обнажил прежние, но и обусловил возникновение новых женских проблем. С начала 90-х растет интерес к гендерной проблематике. В 1991 г. на базе Института социально-экономических проблем народонаселения Госкомтруда и Академии наук при непосредственном содействии директора этого института Н. М. Римашевской образуется Московский центр гендерных исследований, в числе научных задач которого – и осмысление опыта западной феминистской традиции. Если вначале активность центра в основном была сосредоточена на социально-экономических аспектах занятости в новых условиях, позднее тематика и методология исследований расширяются[40 с. 401].

В начале 90-х гг. происходит расширение традиционной предметной сферы изучения женских проблем, что отразило специфику новых реалий. В рамках политической социологии – это активность женщин в политической сфере и особенности женского электората, анализ женских движений.

В начале 90-х обозначается новая методология в анализе женских проблем – культурологическая. Это направление оформилось в западном постмодернизме и предполагает, в частности, анализ не только сферы общественного сознания – культурных представлений, стереотипов, но прежде всего механизмов и источников их формирования Гендерный подход в рамках культурологии впервые обозначается О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой. Они отмечают, что для преодоления системы устоявшихся гендерных ролей «нельзя ограничиваться только юридическими и социально-экономическими мероприятиями. Сегодня очевидно, что гораздо более серьезного внимания заслуживает преодоление дискриминации женщин и традиционной идеологии в области культуры». Впоследствии методология постмодернистского феминизма, в частности, выдвигающего тезис о патриархатности техногенной культуры модерна, используется в ряде монографий для анализа современной российской действительности. К этому направлению можно отнести работы, применяющие гендерный подход к анализу средств массовой информации и дошкольной детской литературы.


 

Заключение

Таким образом, существуют различные точки зрения на историю идеей, которые легли в основу феминистской теории. Традиционно зарождение феминизма относят в XVIII веку и связывают с именем Мэри Уоллстоункрафт, другие же исследователи находят в истории ее предшественников и прешественников, в том числе обнаруживают их в эпохе Возрождения.

Нет единства во мнениях и относительно того, кто ввел в оборот сам термин «феминизм», однако все сходятся во мнение, что женское движение как организованное движение началось в США в 1840-х. в Англии – в 1850-х, во Франции и в Германии в 1860-х, в скандинавских странах – в 1870-1880-х гг.

Обычно выделяются два пика движения: первая волна – конец XIX – начало XX в., вторая волна 1960-1970-е гг. ХХ век принес дальнейшее развитие идей феминизма. После окончания Второй мировой войны на большей части Европы и Америки женщины добились значительных успехов в отношении политического и юридического равенства с мужчинами.

Дальнейшее развитие идей феминизма связано с именами Сартра и Симоны де Бовуар, которая утверждала, что недостаток физической силы и детородная роль женщины исключали ее из процессов производства.

Однако с появлением новых технологий и контрацепции подчинение женщин перестало быть обусловленным физическими причинами. Единственное, что препятствовало восприятию женщинами себя как субъектов собственного права, была сформированная обществом искусственная идея женственности, в соответствии с которой женщина рассматривается как вторичный объект, значимый только по отношению к мужчине.

Критический подход к существующим социально-экономическим условиям породил феминистские идеи, направленные на защиту прав женщин, предоставление им равных прав с мужчинами сначала в труде и образовании, а впоследствии в гражданских правах, и, в первую очередь, в предоставлении права голоса, и все это предопределило появление различных видов феминизма.

В дальнейшем базисным понятием феминистской теории стало понятие «гендер», употребляя который исходят из определенных социокультурных дефиниций понятия женщины и мужчины и предполагают изначально установленное различие их социального положения.

Гендерные различия, или, иначе говоря, гендерная асимметрия, вполне объективно выражает состояние культурного развития общества и личности, характер культурного образования человека.

Предыстория русского феминизма берет начало в XVIII в. и коренится во влиянии на русское общество идей Великой Французской революции 1789 и идей Просвещения.

Как и на Западе, русские женщины, стремившиеся к тому, чтобы за ними были признаны гражданские и политические права, видели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.

Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившим в Конституции 1918 г. юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни. В эти годы на страницах революционной прессы бушевали споры о роли женщин в семье и новом обществе, о свободе половых и сексуальных отношений.

Одно из важных направлений в будущем – более тщательная проработка вопросов, связанных с гносеологическими и социокультурными основами феминистской ориентации в условиях России.

Список использованной литературы

  1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. издание 2-е, перераб. и доп. М: Экономика, – 2004 г. – 620 с.
  2. Айвазова С. Идейные истоки женского движения в России//Общественные науки и современность, 1991, N 4. № 4.
  3. Айвазова С. К истории феминизма//Общественные науки и современность, 1992, N 6.
  4. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. II. Гаповой и А. Р. Усмановой. – Мн.: Пропилеи, 2000. – 384 с.
  5. Ахмедшина Ф., Шнырова О., Школьников И.. Основные направления феминистской теории. // Введение в теорию и практику гендерных отношений. Сборник научных статей. – Ташкент, – 2007.
  6. Барчунова Т. В. «Эгоистичный гендер», или Воспроизводство гендерной асимметрии в гендерных исследованиях. Общественные науки и современность – 2002 – №5.
  7. Батлер Дж. Феминизм под любым другим именем. Интервью с Рози Брайдотти // Гендерные исследования. №2,1999.
  8. Бовуар С. Второй пол. М.: «Прогресс»», СПб.: «Алетейя». – 1997 – 832 с.
  9. Бовуар С. Сила обстоятельств: Мемуары / Пер. с фр. – М.: «ИД «Флюид», 2008. – 496 с.
  10. Брайдотти Р. Женские исследования и политики различия//Введение в гендерные исследования. ч. II. Харьков – 2001.
  11. Брайсон В. Политическая теория феминизма. Пер. с англ. О. Лиnовской и Т. Лиnовской. М.: Идея-Пресс, 2001. – 304 с.
  12. Брандт Г. А. Человек на обочине, или «место» женщины в истории европейской философии// Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М.: ИВИ РАН – 2002. № 4.
  13. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под Ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. – 708 с.
  14. Виноградова Т. История науки: версия феминизма. // Высшее образование в России. – 2001. – Выпуск № 6.
  15. Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. – 2000. – № 4.
  16. Ворошилова О. Н. Феминистские концепции женщины. // Теория и практика общественного развития – 2008. – Выпуск № 1.
  17. Гидденс, Энтони Социология. Науч. Ред. В. А. Ядов. М., Эдиториал УРСС, – 1999. – 704 с
  18. Гурьева К. А. Христианский феминизм: истоки и современность. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2014. – Выпуск № 3 / том 15.
  19. Дашкова Т. Гендерная проблематика: Подходы к описанию // Исторические исследования в России – II. Семь лет спустя / Под Ред. Г. А. Бордюгова. М.: АИРО-ХХ, – 2003.
  20. Джоан Уоллах Скотт Женская история и переписывание истории. Перевела А. Бородина.. // Пол и гендер в науках о человеке и обществе / Под Ред. В. Успенской. – Тверь: Феминист-Пресс, 2005.
  21. Дороти Смит Женская перспектива как радикальная критика социологии. Перевела А. Бородина. // Пол и гендер в науках о человеке и обществе / Под Ред. В. Успенской. – Тверь: Феминист-Пресс, 2005.
  22. Елисеев О. П.. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер. – 560 с.
  23. Ельникова Г. А. Духовные и социокультурные основания российского феминизма: автореферат диссертации на соискание степени доктора социологических наук. – Белгород. – 2004.
  24. Жеребкина И. «Прочти мое желание...». постмодернизм. психоанализ. феминизм. Идея-Пресс, 2000. – 256 с.
  25. Кирилина А. В. О применении понятия гендер в русскоязычном лингвистическом описании // Филологические науки. – 2000. – № 3.
  26. Клецина И. С., Санкт-Петербург Интеграция гендерной проблематики в систему психологического знания. // Пол и гендер в науках о человеке и обществе / Под Ред. В. Успенской. – Тверь: Феминист-Пресс, 2005.
  27. Клименкова Т. А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов// Вопросы философии. – М., 1988. – № 5.
  28. Колос Л. Н. Женское освободительное движение в России: русские женщины в борьбе за образование (1861-1917). Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова 2009 – Выпуск № 2 / том 15.
  29. Королева Т. А. Женское движение: генезис и эволюция. // Вестник Томского государственного университета. – 2013. – Выпуск № 368.
  30. Королева Т. А. Феминизм как идейно-политический феномен. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2010. – Выпуск № 126.
  31. Крадецкая С. В. Журнал «Союз женщин» (1907-1909 ГГ.): история издания и основные особенности. // Вестник Пермского университета. Серия: История. – 2012. Выпуск № 3 (20).
  32. Крыкова И. В. Феминизм: происхождение понятия и его трактования в современной науке. // Аналитика культурологии. – 2008 – Выпуск № 11 /
  33. Малкина-Пых И. Г.. Гендерная терапия. Справочник практического психолога, 2003 – 245с
  34. Мольтманн-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину. Феминистская теология и человеческая идентичность // Вопросы философии. 1991 № 3. C. 94.
  35. Попкова Л. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США. // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под Ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
  36. Пушкарева Н. Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук // Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999.
  37. Пушкарева Н. Л. Позорящие наказания для девушек в традиционной русской культуре XIX-начала XX в. как следствие гендерной асимметрии. // Вестник ТГЭУ – 2009. – № 3.
  38. Пушкарёва Н. Л. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и отв. Ред. Г. А. Тишкин. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  39. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
  40. Социология в России / Под Ред. В. А. Ядова.-2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. – 696 с.
  41. Страхова К. А. Проблема равенства полов в конфронтации антифеминизма и феминизма. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2007. – Выпуск № 24 (96).
  42. Темкина А. Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты. // // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под Ред. И. А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
  43. Успенская В. И. Суфражизм в истории феминизма // Женщины в социальной истории России. Тверь, 1997.
  44. Успенская В. И.. Феминистская критика современного социологического знания// Пол и гендер в науках о человеке и обществе / Под Ред. В. Успенской. – Тверь: Феминист-Пресс, 2005. – 384 с.
  45. Ушакин, С. А. Пол как идеологический продукт / С. А. Ушакин // Человек. – 1997. – № 2.
  46. Ушакин, С. А. Поле пола: в центре и по краям. Вопросы философии, – 1999. – № 5.
  47. Ушакова В. К. Общественная роль женщины и идеология феминизма. Дисс. на соиск. канд. филос. наук. – М. – 1984.
  48. Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб. – М., Соцэкгиз, 1938. – 312 с.
  49. Шведова Н. А. Гендер и развитие: проблемы и достижения // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2007. – № 3.
  50. Шнырова О. В. Женская история в России. // Пол и гендер в науках о человеке и обществе / Под Ред. В. Успенской. – Тверь: Феминист-Пресс, 2005. – 384 с.
  51. Щепкина Е. Н. Из истории женской личности в России. Сост. и общ. Ред. В. Успенская. – Тверь: Феминист-Пресс, 2005. (Серия «Феминистская коллекция») – 320 с.
  52. Юлина Н. С. Проблемы женщин: философские аспекты // Вопросы философии. – М., 1988. – № 5.

 

 
Цена работы – 1000 рублей

 

 

 
 

Войти


 

Что останавливает от заказа работы??

Смущает

В библиотеке

Гигиена

Однажды в квартире семейства Р. раздался звонок, и маленькая девочка побежала открывать. За дверью стоял молодой человек, который на свету оказался каким-то больным, с тонкой, блестящей розовой кожицей на лице. Он сказал, что пришел предупредить о грозящей опасности. Что вроде бы в городе началась эпидемия вирусного заболевания, от которого смерть наступает за три дня, причем человека вздувает и так далее. Симптомом является появление отдельных волдырей или просто бугров. Есть надежда остаться в живых, если строго соблюдать правила личной гигиены, не выходить из квартиры и если нет мышей, поскольку мыши – главный источник заражения, как всегда.

Читать дальше

Блядский счетчик

Что общего между Александром Вторым, Чеховым и среднестатистическим русским олигархом начала XXI века? – Комплекс гепарда. Не знаю, насколько справедлива репутация животного, но считается, что гепард не может спать с одной и той же самкой дважды – ему нужны каждый раз новые жертвы. Александру Второму, одному из наиболее похотливых зверей из похотливой династии Романовых, возили но ночам девиц в Зимний дворец. Чехов, если не было свежих поклонниц, шел в бордель. Сегодняшний олигарх устраивает конкурсы красавиц и таскает их за собой по всему свету. Блядский счетчик работает на полную мощность: ни дня без добычи.

Читать дальше

Цена проститутки

Каждая женщина торгует своим телом. Поцелуи дарит, как пробные флакончики духов, а остальным торгует. Удачно и неудачно, по-крупному или по-мелкому, осознанно и неосознанно. Или же неосознанно, как феминистки.

Женщины обидчивы. Их обидчивость, готовая проступить на поверхность в любой момент женско-мужских отношений, обнажает законы рынка.

Читать дальше

Секс как спорт

Раньше было проще. Раньше все сводилось к тому, чтобы ЕЕ победить. Или, как еще раньше, совсем давно, говорили: ЕЮ овладеть. Но если я говорю, что раньше было проще, это не значит, что победа давалась легко. Напротив, те, кто жили активной половой жизнью тридцать лет назад, хорошо помнят, что они побеждали буквально в рукопашном бою.

Девушка сдавалась по кускам. Сначала овладевали рукой. Это называлось «взять за ручку». Сердце замирало – позволит ли? А если позволяла – боже, какое счастье! Так и ходили «за ручку» – счастливые, как в советском кино.

Читать дальше