Некоторые проблемы развития личности: социализация, достоинство, культурный идеал
- Тип работы: Вопрос - ответ
Попытка решения вопроса о взаимодействии социальной среды и личности является одной из бесспорных заслуг французского материализма, особенно Клода Адриана Гельвеция (1715-1771).
Идея зависимости человека, всего его духовного облика от внешней среды приобретает у Гельвеция характер общеметодологической значимости и пронизывает все его социально-философские взгляды. Гельвеций в работе «О человеке» пишет: «Люди не рождаются, а становятся такими, кто они есть». Человек «есть всегда то, чем его делает положение, в котором он находится». Под средой Гельвеций понимал не климат и почву, как Монтескье, а совокупность предметов и явлений, способных влиять на человека, вызывать в нем приятные или неприятные ощущения и соответственно этому определять сознание человека, его политические убеждения, моральные.
Вместе с тем, у каждого человека начиная с детства образуются личные ценностные ориентации, т. е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, а какие менее.
Сознательно или бессознательно люди стремятся как-то организовать свои ценностнные ориентации, привести их в более или. менее логически упорядоченную иерархическую систему. Эта система обычно складывается «сама собой» – люди выстраивают ее, не задумываясь над тем» как это делается. Более того, когда она в каком-то виде сформировалась, сознательно перестроить ее очень трудно, и личность не всегда в состоянии это осуществить (хотя с возрастом некоторые изменения происходят опять же «сами собой»).
В системе ценностных ориентации личности следует различать финальные, инструментальные и производные ценности. Финальные ценности – это высшие ценности и идеалы, важнее и значимее которых нет ничего. Они являются конечными целями человеческих устремлений, главными жизненными ориентирами; направленность на такие ценности определяет ведущие интересы личности и смысл всей ее жизни. Это самоценности, которые ценны сами по себе, а не потому, что служат средством для достижения каких-либо иных ценностей. Стремление к ним не нуждается ни в каких обоснованиях – наоборот, стремление к другим ценностям обосновывается тем, что они позволяют приблизиться к финальным.
Определений духовности – множество, но вряд ли кто будетспорить, что признаками духовности общества являются: отсутствиекульта стяжательства, запрет на злоупотребление, бескорыстие, признание некой глубины в личности и народе и, как правило, духовность предполагает общинность.