Философия

Поможем написать

О философии Дэвида Юма

  • Тип работы: Вопрос-ответ

Вопрос целиком:

Каковы основные темы в философии Юма, обсуждаемые в Расселе и в Интервью Маги с Пассмором? Почему вы согласны или не согласны с решением Рассела о том, что, согласно Юму, нет такой вещи, как рациональная вера?

Давид Юм (1711-1776) – выдающийся английский философ-эмпирик. Основной задачей философии считал всестороннее изучение человека с позиции эмпиризма. Философии Юма присущи идеи сомнения и скептицизма. Одно из центральных мест в его философии занимает проблема причинности. Юм сделал вывод, будто мы в принципе не знаем и не можем знать, существует или же не существует материальный мир как внешний источник ощущений.

«Трактат о человеческой природе» центральная философская работа Д. Юма. Главные эпистемологические идеи высказаны Юмом в первой книге «Трактата...». Поначалу Юм рассматривал ее как логическое введение в «науку о человеческой природе», которая понималась им как учение о присущих человеку склонностях определенным образом реагировать на те или иные ситуации, в которых он оказывается, т.е. как учение об аффектах.

Первая книга построена на фундаменте самонаблюдения и рациональной аргументации. Она состоит из четырех частей. В первой части под названием «Об идеях, их происхождении, составе, связях, абстрагировании и т. д.» Юм начинает с различения между двумя видами перцепций — впечатлениями и идеями. Под впечатлениями он понимает разного рода чувственные данные, под идеями — «слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении».
Именно эту книгу и рассматривает Рассел.

У Бертрана Рассела вера занимает одно из центральных мест в теории познания. Рассел трактует веру как то, что имеет место уже на доинтеллектуальном уровне и может проявляться в наших телесных состояниях и в поведении животных. Выше этого расположены другие различные виды веры, поэтому вера является широким родовым термином, а состояние веры не отличается резко от близких к нему ментальных состояний. При этом Рассел считает, что знание есть разновидность веры и что к последней применимы характеристики истинности и ложности. В результате всякое знание рассматривается им как пример истинной веры, хотя не всякая истинная вера является знанием, поскольку она может оказаться истинной случайно.

Нет такого явления, как разумная вера: «Если мы верим, что огонь согревает или вода освежает, так это оттого, что иное мнение стоило бы нам слишком больших страданий». Мы не можем перестать верить, но никакая вера не может быть основана на разуме. И не может одна линия поведения быть более рациональной, чем другая, так как все они одинаково основаны на иррациональных убеждениях. Однако это последнее заключение Юм, кажется, не вывел, - пишет Расссел. И продолжает: «Даже в его наиболее скептических главах, в которых он подытоживает выводы книги I, он говорит: «Вообще же говоря, религиозные заблуждения опасны, а философские – только смешны». Он не имел права говорить это. «Опасные» – это причинное слово, а скептик касательно причинности не может знать, что что-нибудь является «опасным».

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь