Деятели эпохи Возрождения
- Об этой работе: На странице отображается лишь часть готовой и проверенной работы. Связавшись с автором через форму обратной связи, вы сможете получить работу целиком за небольшую сумму, которая поможет развитию сайта.
- Тип работы: Реферат
- Цена: Скидка 50%
Сущность понятия Возрождения, его основные этапы
Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.) Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха Возрождения человека, как эпоха гуманизма Однако, истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово humanitas (в пер. с латинского - человеческая природа, человеческое достоинство).
Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран. Эпоха Возрождения – один из наиболее плодотворных этапов развития европейской истории. Возрождение – точка выбора в историческом процессе, когда ищутся новые пути интеллектуального и цивилизационного развития. Мыслители, с одной стороны, возвращаются к классическому античному наследию в более полном объеме, чем это имело место в средневековой культуре, а с другой – открывают новый мир человека и природу[2,с.214].
Предпосылки формирования идеологии гуманизма и индивидуализма
Уникальность Возрождения и его философии и культуры нельзя понять хотя бы без краткого анализа духовного мира Средневековья, характеристики основных философско-мировоззренческих течений, на которые пришлось и опираться, и преодолевать становящейся возрожденческой культуре.
Средние века, охватывающие почти тысячелетие (с V по XV в.), мировоззренчески пронизаны христианскими представлениями о сущем. В IV в. "слово Божье" было провозглашено официальной религией, что позволило ее сторонникам бороться с язычниками за утверждение новых ценностей. Христианство дает новую интерпретацию сути Природы, Знания и Веры. Если для язычника природа самоценна, самодостаточна и божественна, то для христианина Бог первичен, он вне природы, которая им сотворена. Истинное бытие – Бог, остальное – его творение. Всевышний сотворил мир из ничего благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение называется креационизмом (лат. creatio – творение, создание). Истолкованием исходных положений Библии занимались так называемые отцы церкви, деятельность которых по обоснованию христианства в философии называется патристикой.
На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, "есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому". Аквинат впервые ввел различение истин факта и истин веры, которое широко распространилось в религиозной философии.
Время брало свое. Средневековье, длившееся почти тысячелетие, исчерпало свои духовные силы. Общество нуждалось в новых идеях и мировоззренческих ценностях. В подобной атмосфере начинается освобождение разума, осознание человеком своих возможностей в познании и преобразовании мира. Вот почему философия эпохи Возрождения антропоцентрична по своей сути. Именно человек, его место в мироздании – основной объект формирующейся интеллектуальной традиции.
На человеке эпохи Возрождения лежит "печать" преодолеваемой теоцентрической культуры, в которой Бог – высшая и абсолютная ценность. Эпоха, которая приходит на смену этому умонастроению, разумеется, не могла быть атеистической. В подобной ситуации задача философии Возрождения была не столько в том, чтобы полностью уйти от теоцентризма, сколько сузить сферу действия религии и найти место новым ценностям, утвердить роль человека.
Титаны высокого Возрождения (Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти)
Итальянское Возрождение дало миру множество выдающихся творцов, однако талант некоторых из них настолько превосходил все, существовавшее ранее, что их по праву называют Титанами Возрождения. К ним относятся такие универсальные гении, как Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти.
Творчество Рафаэля Санти было кратковременным, но плодотворным: в нем ярко проявился новый идеал человека, выработанный эпохой Возрождения и противопоставленный аскетическому человеку Средневековья он требовал сочетания всесторонне развитых духовных и физических сил. Телесная красота считалась обязательным внешним выражением красоты духовной. Вершиной творчества Рафаэля является «Сикстинская мадонна». Необычайную прелесть образов Рафаэля современники обозначали термином «gracia» (грация, изящество). В своем творчестве он перешел от наблюдения реальной действительности к обобщенному образу прекрасного человека. Эпоха Возрождения положила начало освобождению от засилья схоластики, религиозного мракобесия, пробудила творческие силы человечества.
"Рафаэль всегда умел делать то, о чём другие только мечтали". Эти слова Иоганна Вольфганга Гете – свидетельство славы и гения величайшего художника. Рафаэль не только многое умел делать, но и очень много успел сделать за свою короткую жизнь. Все, кто был знаком с ним, вспоминали его доброту, мягкость и приветливость.
Рафаэль Санти (Рафаэлло Санти, 1483-1520) приехал во Флоренцию из провинциального Урбино, в возрасте 21 года. К этому времени он уже потерял родителей. Отец его был придворным художником урбинского герцога Гвидубальдо Монтефельтро и первые уроки сыну давал сам. С 11 лет мальчик находился на воспитании у герцогини. Затем Рафаэль учился в мастерской Пьетро Перуджино, лиричное искусство которого сильно повлияло на его раннее творчество.
Во Флоренции Рафаэль прославился как мастер изображения мадонн. По словам самого художника, "для того чтобы написать прекрасную женщину, надо…видеть множество прекрасных женщин…Но так как прекрасных женщин мало, я беру в вожатые себе некую идею…" Самая известная Мадонна Рафаэля – "Сикстинская" – хранится в Дрездене.
По заказу папы и по рекомендации своего родственника архитектора Браманте, Рафаэль выполнил росписи апартаментов в Ватиканском дворце. Станцы (комнаты) Рафаэля – четыре небольших сводчатых помещения (Станца делят Инчендио – 1514, Станца дела Сеньятура – 1509-1511, Станца ди Элиодоро -1511-1514, Станца Константина – 1518-1520) – шедевры монументальной живописи Возрождения. Часть композиции делалась учениками Рафаэля по его картонам. Росписи посвящены богословию, философии, поэзии и правосудию. Их основная идея – торжество разума и красоты – объединяла христианскую религию и античную культуру. Рафаэль был очень увлечён древнеримским искусством. Он руководил археологическими раскопками в Риме.
Список использованной литературы
-
Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП, 2005. – 104 стр.
-
Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательство «Феникс». 1995 - 576 стр.
-
Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.
-
Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. – 655 с.
-
Чернокозов А. И. Ч 84.8 История мировой культуры (Краткий курс). Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997. — 480 с.