Культурология

Русская классическая культура

Тип работы: Реферат
Цена: Скидка 50%
(Время чтения: 4 - 7 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Семнадцатый век в России, как отмечает академик Д. Лихачев, сыграл роль, аналогичную западноевропейскому Ренессансу, роль предвозрождения, осуществив социокультурный переход к Новому времени. Правление Петра I явилось этапом качественного развития Русской государственности и культуры. Реформы Петра были определены культурным развитием России XVII века. Его называют Русским барокко.

Реформы Петра I открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и эру русского просвещения в культуре. Главное содержание петровской модернизации составила секуляризация культуры («обмирщение»). Возникают новые культурные функции феноменов быта и особенностей поведения. В жизни русского дворянства произошла настоящая революция.

С. М. Соловьев выделил следствие Петровских реформ:

1) вывод русского народа на историческую сцену как сильного исторического деятеля;

2) соединение обеих, дотоле разобщенных, половин Европы через совместную деятельность.

 В оценке значения реформ Петра I выделилось два направления:

1) усиленная идеализация допетровской Руси;

2) признание великого значения Петровских реформ.

В. О. Ключевский говорил о реформах: «совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века, и доселе не разрешенная».

Русская классическая культура XIX века – период в развитии русской культуры Нового времени, характеризующийся зрелостью, национальной самобытностью, определенностью своего самозознания, давший наибольшее число достижений, признаваемых «классическими», т. е. эталонными для данной культуры, и определяющие ее «лицо» в масштабе культуры мировой (Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин). В XIX веке дилемма «запад – восток» приняла определенный вид российской дилеммы охранения – модернизации (западники и славянофилы). Русская культура XIX века носит противоречивый характер. К концу XIX века в русской культуре обозначились два полярных идеала общественного устройства, мировоззрения и нравственно – религиозного служения. С одной стороны – это идеал самобытности России, с другой – идеал всеединства.

Реформы Петра I и их влияние на культуру

Рубеж XVII-XVIII веков – начало нового этапа в истории России. Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, определили их особенности.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре[3 с. 263].

Русская культура в послепетровскую эпоху

Фундамент, заложенный Петром I в начале века, оказался прочным, и с 40-х годов XVIII века начался новый подъем культуры. Происходят важные преобразования в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков – поэт А. Тредиаковский, механик-изобретатель А. Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П. Шувалова и М. Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт Московский университет. Обучение в нем велось на русском языке, до начала XIX века не преподавалось богословие. При нем имелись две гимназии. С университетом связана деятельность русского просветителя Н. Новикова. В 80-х годах XVIII века он развернул активную издательскую работу. Центром общественной и культурной жизни Московский университет станет только в XIX веке.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации русской культуры произошел в период правления Екатерины II. Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, продлившийся до 1815 года. Эпоха характеризовалась попыткой провести либеральные реформы при сохранении неограниченного самодержавия.

Классическая русская культура ХIХ века

XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура – это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Этапом ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII века гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли, когда проповедь личной, внесословной ценности становится доминантой. Особенности ее становления связаны с патриотическим подъемом, вызванным победой в войне 1812 года, отменой крепостного права. Все эти преобразования изменили социально-духовный облик населения, его быт, условия жизни, повлияли на рост культурных потребностей.

«Серебряный век» русской культуры

С 90-х годах XIX века русская культура переживает мощный взлет. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название «серебряный век». За короткий отрезок времени – рубеж XIX-XX веков – в русской культуре сконцентрировались чрезвычайно важные события, появилась целая плеяда ярких индивидуальностей (выдающихся поэтов, художников, актеров, режиссеров, композиторов), а также появилось множество художественных объединений.

Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература этого периода претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества. В конце ХIХ – начале XX веков выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, A. M. Горький, М. М. Пришвин. На небосклоне русской изящно вспыхнули десятки звезд первой величины – от К. Д. Бальмонта и А. А. Блока до Н. С. Гумилева и совсем молодых М. И. Цветаевой, С. А. Есенина, А. А. Ахматовой. Писатели и поэты «Серебряного века», в отличие от своих предшественников, обратили пристальное внимание на литературу Запада. Своим ориентиром они избрали новые литературные направления – эстетизм О. Уайльда, пессимизм А. Шопенгауэра, символизм Ш. Бодлера[3 с. 445].

Заключение

Классическая культура XIX века характеризуется зрелостью и наибольшим числом достижений, которые и определяют «лицо» русской культуры в масштабе мировой. В отличие от Западной Европы, где становление классики пришлось на возрождение, либо просвещение, в России классическая культура начала формироваться поздно, на рубеже XVIII и XIX веков – с процессом пробуждения русского самосознания. Первыми русскими классиками были Карамзин и А. С. Пушкин. Карамзин решил очень важную для русской культуры задачу – проблему национального самоопределения (сделал историю современной России специальным предметом художественного и национального сознания). Пушкин решил принципиально иную проблему (по Достоевскому всемирная отзывчивость) способность национальной культуры отображать идеи и образы других культур. Таким образом были заложены еще две тенденции в русской культуре:

  • ориентация на сохранение национального своеобразия;
  • направленность на размывание национальной специфики.

Эти две тенденции лежали в основе размежевания русской интеллигенции, которая оформилась в виде западничества и славянофильства. Их бинарность – ведущая роль русской культуры XIX века. Другая бинарная структура XIX века – это противостояние консерваторов – прогрессистам любого толка (либералам, демократам, позже социалистам). В XIX веке ярким проявлением этой бинарности стало восстание декабристов, которое показало неподготовленность российского общества к серьезным преобразованиям на пути сближения с Западом. Дилема Запад-Восток не была разрешена ни при Александре I, ни при Николае I, а к середине XIX века уже хроническое противостояние приобрело характер противостояния дворянской и разночинской культур.

Российская литература XIX века – это феномен, принадлежащий всей мировой культуре. В условиях авторитаризма она одновременно была и церковью, и школой, и адвокатской конторой, и испытательным полигоном. К тому же российская литература оказалась настоящей Кассандрой-прорицательницей, потому что многие ее предсказания сбылись. Вспомним роман »Бесы» Ф. М. Достоевского или »Историю одного города« М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Список использованной литературы

  1. Ильина Е. А., Буров М. Е. Культурология: Конспект лекций. – М.; МИЭМП, 2005. – 104 с.
  2. Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов – 4-е изд – М Академический Проект, Трикста, 2003 – 496 с
  3. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с.
  4. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под Ред. Н. Г. Багдасарьян. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. – 511 с.
  5. Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. Таганрог: Издательство ТРТУ, 2005. – 342 с.
  6. Столяров Д. Ю., Кортунов В. В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. – М.: МОНФ, 1998. – 102 с.
  7. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров; Под Ред. Н. И. Павленко. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001. – 560 с