Положение осложнялось внешнеполитическими обстоятельствами, связанными в начале XVIII в. с боевыми действиями в годы Северной войны. Речь Посполитая стала «заезжим двором и корчмой» для иноземных войск. Такое положение позволяло соседним государствам вмешиваться в ее внутренние дела.
В 1772г. в Петербурге был подписан документ о первом разделе Речи Посполитой между Российской империей. Пруссией и Австрией. К России отошла Восточная Беларусь.
Попыткой спасти государство от гибели стало принятие сеймом 3 мая 1791г. Конституции Речи Посполитой. Конституция ликвидировала раздел Речи Посполитой на Польшу и ВКЛ, провозгласила единое государство с единым правительством, общим войском и финансами. Хотя Конституция и заложила основу для вывода Речи Посполитой из кризиса, однако время на реформирование государства было уже упущено.
В 1793г. произошел второй раздел Речи Посполитой. Под власть российской императрицы Екатерины II отошла центральная часть белорусских земель.
Попыткой сохранить независимость Речи Посполитой в рамках 1772 г. (до первого раздела) стало восстание 1794 г. во главе с уроженцем Беларуси Тадеушем Костюшко.
Призыв Костюшко к воссозданию Речи Посполитой в пределах 1772г. нашел отклик только среди магнатов и шляхты ВКЛ. Достигнуть массовой поддержки населения руководителям восстания не удалось. Оно было подавлено царскими войсками.
В 1795г. было подписано соглашение о третьем, окончательном разделе Речи Посполитой между Россией, Австрией, Пруссией. К России отошли западнобелорусские земли. Речь Посполитая прекратила свое существование.
Европейские государства в условиях крупных военно-политических столкновений периода 1804-1815 годов не могли не учитывать польский вопрос. Принималось во внимание географическое положение польских земель, стратегическое значение, крупная политическая роль, которую могла играть Польша в обстановке тех лет. В очередной раз польский вопрос был поднят в период наполеоновских войн.
Князь Адам Чарторыйский выступал инициатором восстановления польской государственности. Он предлагал восстановить Речь Посполитую в ее прежних границах (то есть с литовскими, белорусскими и украинскими землями) под скипетром Александра I как польского короля. Александр I относился к этому плану не как к реальной политической программе, а как к средству дипломатического давления на колебавшуюся Пруссию. Александру I удалось заключить союз с Фридрихом Вильгельмом III. Но параллельно Александр I стремится укрепить свои позиции и в среде польской шляхты. Наполеона же Польша интересовала лишь как военный плацдарм и выгодная карта в дипломатической игре. Когда за победой французской армии под Фридландом (14 июля 1807) последовали русско-французские переговоры в Тильзите, Наполеон пытался использовать польские земли и польскую корону в качестве «приманки» для русского царя.
Во время мирных переговоров Наполеон и Александр I заключили соглашения об образовании герцогства Варшавского. Оно создавалось из части польских земель, захваченных Пруссией в результате второго и третьего разделов Речи Посполитой. Во главе герцогства был поставлен саксонский король Фридрих Август. Гданьск с округом объявлялся вольным городом. Белосто-кский округ отходил к России. Пруссия сохранила часть земель, захваченных при первом и втором разделе Речи Посполитой. 22 июля 1807 года Наполеон даровал полякам конституцию, по которой он сам являлся действительным правителем, действовавшим через послушных ему князя и министров.
Политическая обстановка в Европе после 1809 года свидетельствовала о возрастании напряжения в отношениях между Францией и Россией. В приготовлениях Наполеона к войне с Россией герцогству Варшавскому отводилась видная роль. Оно приковало внимание России в двух отношениях: во-первых, как вражеский военный плацдарм; во-вторых, как источник шляхетского брожения в литовских, белорусских и украинских землях, ранее находившихся под властью Речи Посполитой. Александра I беспокоило присутствие французских оккупационных войск в герцогстве и ослабление Пруссии и Австрии, которых он не переставал считать своими будущими союзниками в борьбе с Наполеоном. Огромная французская армия была сосредоточена в Пруссии на границах России и герцогства Варшавского. Франко-русскую конвенцию 1810 года, в которой Франция обязалась не расширять территорию герцогства Варшавского, Наполеон отказывался ратифицировать, и продолжал шантажировать Александра I «восстановлением Польши».
После изгнания Наполеона из России в марте 1813 вопрос о будущей судьбе Польши оставался открытым, он превратился в один из основных объектов дипломатической борьбы европейских держав.
По мере наступления русской армии государства Европы стремились присоединиться к антинаполеоновской коалиции. Это сделали в первую очередь Пруссия и Австрия – соперницы России в польском вопросе. В этих условиях Александр I на первых порах скрывал свои намерения по этому вопросу. Он не желал осложнять отношения с Пруссией и Австрией. При переговорах с Австрией в Рейхенбахе Александр I был очень осторожен, когда речь шла о Польше.
Русско-прусская конвенция предусматривала восстановление Пруссии в границах до 1806 года. Англия одобряла план создания Королевства Польского, пока шла война с Францией, но летом 1813 года, встревоженная быстрым продвижением русских войск, Англия начала активно противодействовать польским планам Александра I. Англия стремилась сохранить польский вопрос неразрешенным, чтобы использовать его для своих дипломатических интриг против России и других европейских держав.
На Венском конгрессе основные противоречия между державами вскрывались в сущности именно при обсуждении польского вопроса.
3 мая 1815 года были подписаны договоры между Россией, Пруссией и Австрией о герцогстве Варшавском, а 9 июля – генеральный акт Венского конгресса. Главными причинами, обусловившими успех царского правительства в польском вопросе были прочная позиция России на конгрессе, оправдывавшаяся ее военной мощью и решающей ролью, которую она сыграла в разгроме наполеоновской Франции, умелое использование противоречий между державами и сочувствие польского шляхетского общества планам Александра I. Пруссия получила Познанский и Быдгацский департаменты герцогства Варшавского, Австрия – район Велички. Краков с окрестностями были превращены в «вольную республику» под протекторатом Австрии, Пруссии и России. Оставшаяся территория была присоединена к России и составила Царство Польское. В 1815 году Александр I даровал Польше Конституцию.
II польское восстание 1830-1831 гг. ухудшило международное положение Польши и решительно укрепило позиции Николая I. Завоевательные устремления польской шляхты в отношении Литвы, Белоруссии, Украины уже до 25 января 1831 года (когда Николая I низложили с польского престола) облегчали России переговоры с западноевропейскими дипломатами. Царское правительство заявило, что повстанцы подняли оружие вовсе не во имя сохранения хартий 1815 года, а ради захвата русских губерний. Меттерних и Фридрих-Вильгельм III заключили конвенцию с Николаем I. Она была направлена против восставших поляков.
Во время польского восстания 1863 года Бисмарк обнародовал содержание Петербургской конвенции, по которой русским войскам позволялось преследовать польских повстанцев даже на прусской территории. Наполеон III и Англия заявляли, что Польша стала предметом правовых соглашений и дипломатических переговоров России и Пруссии и что они желают вступить с Александром II в переговоры по поводу Польши.
Французское правительство под предлогом заступничества за Польшу желало развязать войну, чтобы совершить территориальные захваты на левом берегу Рейна и упрочить гегемонию Франции в Европе. Первые ноты Франции, Англии и Австрии Горчаков отклонил, и была торжественно объявлена амнистия, при условии, что в условленный срок будет сложено оружие. Английские и французские послы в России доложили своим правительствам, что Александр II не уступит без вооруженной борьбы, и если они не собираются воевать, надо бросить эту опасную затею.
Но Англия и Франция отправили вторые ноты, требования которых были уже решительно и безусловно отклонены. Польский вопрос объявлялся делом, касающимся исключительно России, но не Европы. 26 сентября 1863 года Англия заявила, что ничто не заставит ее начать из-за Польши войну с Россией. Так дело кончилось дипломатической победой России. Результаты этого восстания для Польши и поляков оказались просто катастрофическими. Царство Польское как автономное образование прекратило своё существование.
]]>Еще в первой трети XIX в. выявилось два подхода к американской внешней политике. Приверженцы первого полагали, что долг Америки – защищать идеалы свободы и справедливости во всем мире; им возражали те, кто считал необходимым для США избегать участия в чужих конфликтах, чтобы сохранить демократическую природу своей внешней политики. Вторая, изоляционистская, точка зрения восторжествовала с принятием «доктрины Монро» (1823), суть которой была в разделе мира на две системы: американскую и европейскую, и вмешательство первой в дела второй рассматривалось Соединенными Штатами как угроза их безопасности. «Доктрина Монро» «замкнула» Америку в Западном полушарии, и этот региональный детерминизм постепенно преодолевался на протяжении XIX в. за счет экспансии на Тихом океане.
Оплотом изоляционизма в США традиционно является конгресс, нередко вступающий в конфронтацию с интернационалистски настроенным президентом.
Изоляционизм породил еще одну важнейшую черту американской внешней политики – склонность к односторонним действиям (унилатерализм). «Доктрина Монро», по сути, была декларацией стремления действовать в одиночку, без союзников. Вашингтон, всегда демонстративно осуждавший принцип «баланса сил», крайне негативно относился к самой идее блоков и коалиций и стремился по возможности избежать обязательств перед другими государствами. Складывание англо-американского союза, сотрудничество в рамках «Большой тройки», участие США в создании НАТО и других военных блоков стало отходом от этой традиции, однако уже в конце XX в. Америка вернулась к односторонности. Подобная «свобода рук» давала Вашингтону возможность регулярно и довольно легко на протяжении XX-XXI вв. прибегать к использованию силы в международных отношениях.
Внешняя политика США после окончания Первой мировой войны базировалась на солидной экономической и военной мощи и имела целью утвердить лидерство США в послевоенном мире. Это вело к экспансионистских шагов с их стороны, к покорению мировых рынков. США выступали в роли арбитра при решении сложных международных проблем (репарационные платежи на Версальской конференции). Послевоенные годы были годами утверждения США как ведущей державы мира. Ситуация для этого была достаточно благоприятная. Одни конкуренты разгромлены, другие – ослабленные.
Неудивительно, что в США не хотели смириться с решением Парижской мирной конференции. Считали, что США ничего не получили, поставили себя под угрозу выполнение обязательств перед европейскими государствами. Изоляционисты (те, кто не хотел связывать США обязательствами перед Лигой Наций, где руководящая роль принадлежала европейским государствам) не допустили ратификации Версальского договора. США не стали членом Лиги Наций.
США не смирились с фактом появления на международной арене нового государства – Советской России. Они ее не только не признавали, но и взяли курс на уничтожение путем экономической и политической блокады, оказание военной помощи белогвардейцам и прибегли к прямой вооруженной интервенции. Их войска в апреле 1918 г. высадились с военных кораблей на севере России в Мурманске и Архангельске. В августе того же года США осуществили высадку своих войск на Дальнем Востоке. США намеревались отторгнуть от России Дальний Восток и Сибирь, восстановить там власть буржуазии. Таким образом, США фактически были в состоянии войны с советской Россией. Граждане США, которые проявляли симпатии к советской России, подвергались репрессиям, вплоть до тюремного заключения, увольнения с работы и проч.
Вооруженная интервенция империалистических стран против Советской России потерпела поражение. США и после этого продолжали проводить в отношении России политику непризнания, блокады и изоляции, политику собирания антисоветских сил. Это был курс на то, чтобы заставить советскую Россию вернуться на капиталистический путь развития. Они пытались не допустить и соглашений стран Западной Европы с советской Россией, считая, что это ускорит ее падение. Даже личные контакты граждан США и России были слишком усложненными.
После Первой мировой войны монополии США, имея большие экономические, финансовые возможности, проникали на европейские рынки. Это привело к обострению американо-английских, американо-французских противоречий. Заметим, что характер противоречий не был опасен для сохранения мира.
Конференция в Вашингтоне, созванная 12 ноября 1921 по инициативе США, должна была предоставить их курса на экспансию на Дальнем Востоке международного признания и согласия. Анализ документов, подписанных участниками конференции, это подтверждает. Борьба ведущих стран Запада за новый передел мира вступила в стадию своего решения. США не желали никому ничего уступать.
]]>210 лет назад, 21 октября 1805 г., произошло Трафальгарское сражение – решающая битва между английским флотом под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона и франко-испанским флотом адмирала Пьера Шарля Вильнёва. Сражение завершилось полным разгромом франко-испанского флота, который потерял двадцать два корабля, в то время как британский флот – ни одного.
Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и самым известным морским противостоянием XIX века. Эта морская битва имела стратегические последствия. Решительная победа британского флота подтвердила морское превосходство Британии. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через всё XVIII столетие. Морское противостояние, начавшееся ещё битвами Англии с Испанией, и Англии с Голландией, а затем Англии с Францией (при поддержке Испании), завершилось убедительной победой британцев. Англия надолго завоевала статус «владычицы морей». Наполеону, несмотря на убедительные победы на суше, пришлось отложить замысел десантной операции в Англию.
С этого времени вплоть до ХХ в. морское могущество Англии не оспаривает никто, поэтому она держит гегемонию в колониальной политике, единственный серьезный соперник – Франция.
Два десятилетия в 1850-1860-е стали «золотым веком» в развитии английской экономики. Бурное развитие машиностроения, железнодорожного строительства, использование силы пара на суше и на море сделали Англию не только «мастерской мира», но и «мировым извозчиком» и «мировым банкиром». В 1852 г.. был спущен на воду «Агамемнон» – первое в мире паровое судно с винтовым двигателем. Многие страны мира закупали у Англии суда для перевозки товаров и продукцию машиностроения. В мире, в котором все активнее развивалась единая индустриальная цивилизация, Англия выступала бесспорным лидером.
Половина населения Англии уже тогда жила в городах. Английская буржуазия была самой могущественной в мире, вывозя из страны не только товары, но и огромные денежные средства. Английская денежная единица – фунт стерлингов – стала главным средством расчетов-между странами мира, а английская биржа являлась регулятором мирового валютного рынка.
Земля по-прежнему принадлежала лендлордам, сдававшим ее в аренду фермерам-капиталистам, стремившимся применять в хозяйстве машинную технику. Огромный поток продовольствия и сырья шел в Англию из других стран и собственных колоний.
В эпоху индустриального процветания улучшилось положение квалифицированных рабочих. Часть огромных прибылей предприниматели, не забывая о событиях чартистского движения, тратили на повышение заработной платы и жизненного уровня рабочих. В стране активизировались тред-юнионы (профессиональные союзы), целью которых была борьба за улучшение условий труда и ослабление эксплуатации в рамках существующего строя. Состоявшие, как правило, из квалифицированных, высокооплачиваемых рабочих, тред-юнионы обеспечивали своим членам страхование от несчастных случаев, болезней, безработицы. Профсоюзная политика защиты экономических интересов трудящихся, классового сотрудничества и легальных форм борьбы получила название тред-юнионизм.
Однако в 1860-е гг. произошло несколько забастовок судостроительных рабочих. Их опыт подсказал мысль об объединении профсоюзов в более крупные организации. В 1860 г. в Лондоне был создан Профессиональный совет для защиты интересов труда, а в 1868 г. – Национальный конгресс тред-юнионов, существующий и по сей день.
Часть населения, жившая по-прежнему в нужде, отправлялась искать счастья за океан. С 1852 по 1868 г. в Канаду, Австралию и другие колонии эмигрировало около 3 млн человек.
С 1837 по 1901 г. на престоле Англии была королева Виктория, волевая, энергичная личность. В честь нее целая эпоха культурно-исторического развития страны получила название викторианская. У власти по-прежнему попеременно находились тори и виги, но название и состав этих политических партий менялись.:
Тори стали называть консерваторами; они представляли крупную землевладельческую аристократию, а также крупных судовладельцев и колониальных коммерсантов. Консерваторы легче шли на уступки рабочим, но ревностно защищали традиционные институты государства – англиканскую церковь, монархию, аристократию. Виги, получив название либералы, представляли фабрикантов, торговую буржуазию, часть лендлордов. Они легко шли на реформы в пользу буржуазии, но бывали неуступчивы к требованиям рабочих.
Обе партии проводили политику колониальных захватов и стремились не допустить повторения массового рабочего движения. Наиболее значительным лидером тори был Бенджамен Дизраэли (впоследствии – лорд Биконсфилд). Среди вигов выдвинулись лорды Пальмерстон и Гладстон.
К середине 1850-х гг. в Англии сословные привилегии потеряли свое значение, все большую роль стала играть сама личность, ее способности и предприимчивость. В стране в значительной степени сложилось гражданское общество.
Согласно закону об избирательной реформе от 15 августа 1867 г. было увеличено число избирателей за счет квалифицированных рабочих, мелкой буржуазии промышленных городов и зажиточной части фермеров. Право голоса получила половина взрослого мужского населения страны. Либеральное правительство Гладстона продолжило курс на демократизацию страны, было введено бесплатное начальное образование, создано много государственных школ.
Внешняя политика Англии носила агрессивный колониальный характер. В сентябре 1853 г. Англия в союзе с Францией выступила на стороне Турции против России (Крымская, или Восточная, война). Английские колониальные власти жестоко подавили в Индии восстание 1857-1859 гг. В 1850-1860-х гг. колониальные захваты распространились на всю Малайзию и запад Африки. Продолжалась колонизация Австралии и Новой Зеландии и освоение Канады. Физически истребляя или выселяя на малопригодные для жизни земли местное население, переселенцы из Англии и Ирландии распространяли на новых землях духовную и материальную культуру европейской индустриальной цивилизации. Над огромными просторами английской колониальной империи, как любили говорить в Лондоне, «никогда не заходит солнце»
]]>Осмысление места Франции в политической системе государств Европы, путей, способов и инструментов достижения ее главенствующего положения во второй половине XVII в., роли личности монарха в этом процессе, пагубного влияния амбициозной внешней политики на состояние дел внутри государства началось в XVII в. и продолжается до сих пор.
Становление и укрепление французского абсолютизма проходило на протяжении XVI – первой половины XVII в., сопровождаясь активизацией общественной мысли.
Утвердив абсолютную власть, французские монархи заявили о стремлении установить «равновесие» в европейской политике, а затем и о своих претензиях на гегемонию Франции в Европе. В этой связи представляет интерес мемуарное наследие первого министра короля Генриха IV – герцога Сюлли, в котором изложен так называемый «Великий замысел» Генриха IV. Сюлли мечтал о гегемонии Франции над христианским миром, достижение которой требовало низвержения могущества Австрийского дома: необходимо изгнать Габсбургов «из империи, лишить их всего, чем они владеют в Германии, в Италии и в Нидерландах; одним словом, оставить им лишь Испанию, зажатую между Океаном, Средиземным морем и Пиренеями...».
Правда, эти предложения служили Сюлли обоснованием поддержания баланса сил, необходимого для создания нового европейского порядка.
По мысли этого государственного деятеля, число европейских государств должно быть сокращено до пятнадцати, «между которыми вся Европа будет пропорционально поделена, дабы не возникало между ними зависти и поводов опасаться за баланс сил».
Если XVI век для Франции был веком гражданских смут, то XVII век стал веком гегемонии Франции на континенте.. Обобщая горький опыт прошедшего столетия, европейские политики и дипломаты формулировали положения, носившие характер международных принципов. И несмотря на то, что эти принципы часто нарушались тем или иным европейским государством, именно они легли в основу образования норм касательно международных отношений. Подобный ‘’нормативный’’ характер имели идеи ‘’естественных границ’’ и ‘’политического равновесия’’. Именно этих принципов и придерживались король Франции Генрих IV, его главный помощник Сюлли и кардинал (с 1622 г.) и первый министр (1624-1641 гг.) Решелье.
Ко времени прихода Ришелье к власти грандиозная Тридцатилетняя война (1618 – 1648) в Германии между католическими государями во главе с императором Священной Римской империи и союзом протестантских князей и городов была уже в полном разгаре. Дом Габсбургов, включая правящие фамилии в Испании и Австрии, больше столетия являлся главным врагом французской монархии, однако поначалу Ришелье удерживался от вмешательства в конфликт. Тем не менее Франция все же была вовлечена в войну. К концу 1620-х годов католики добились столь внушительных побед в пределах Империи, что, казалось, австрийские Габсбурги станут полными хозяевами Германии. В 1635 году Испания оккупировала епископство Триер, что послужило причиной объединения французских католиков и протестантов, которые рука об руку выступили против внешнего врага – Испании.
Это было началом Тридцатилетней войны для Франции. Весной 1635 года Франция формально вступила в войну – сначала против Испании, а затем, год спустя, против Священной Римской империи. Сначала французы потерпели ряд досадных поражений, однако к 1640 году, когда стало проявляться превосходство Франции, она начала одолевать своего главного врага – Испанию. Более того, французская дипломатия достигла успеха, вызвав антииспанское восстание в Каталонии и ее отпадение (с 1640 по 1659 годы Каталония находилась под властью Франции) и полномасштабную революцию в Португалии, которая покончила с правлением Габсбургов в 1640 году. Наконец, 19 мая 1643 года при Рокруа в Арденнах французская армия добилась такой сокрушительной победы над знаменитой испанской пехотой, что это сражение принято считать концом испанского доминирования в Европе.
После смерти Ришелье внешняя политика Франции оказалась в руках кардинала (с 1641 г.) и первого министра (с 1643 г.) Джулио Мазарини. К скорейшему заключению мира Мазарини побуждали и внутриполитические обстоятельства. Поэтому, после ряда побед и дипломатических уловок с выгодой для Франции, 24 октября 1648 года был заключен Вестфальский мир, завершивший общеевропейский конфликт – Тридцатилетнюю войну Вестфальский мир положил начало истории европейских конгрессов.
Окончательные условия мира были подписаны в Мюнстере 24 октября 1648 года, куда незадолго до этого приехали уполномоченные из Оснабрюка. Результатом Вестфальского мира в Европе стали территориальные изменения. Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и закрепила за собой три ранее приобретенных ею епископства – Мец, Туль и Верден. Французское требование «естественных границ» стало, таким образом, воплощаться в жизнь. Политическая раздробленность Германии была закреплена. Обе ветви Габсбургов – испанская и австрийская – оказались ослабленными. Вестфальский мир был торжеством политики Ришелье, хотя самого кардинала уже не было в живых.
Франция в период правления Людовика XIV (1643-1715 гг.) была втянута в четыре войны. В целом Франции сопутствовали успехи, однако любой прогресс подразумевает регресс. Так дело обстояло и с Францией. Если первые войны привели к расширению территорий Франции, то последующие стали причиной того, что Франция оказалась окруженной врагами. Четвертая война Людовика, знаменитая война за испанское наследство, совпала со временем длительной войны с Англией, которая длилась весь XVIII век. Но если те потери, которые понесла Франция, не привели к ее полному ослаблению и потери гегемонии в Европе, то правление Людовика XV (1715-1774 гг.) это обеспечило.
]]>В XVII веке Россия была изолирована от остальной Европы Речью Посполитой и Османской империей. Но когда Речь Посполитая ослабла и Россия получила выход к Балтийскому морю, она заявила о себе на европейской арене, стала участвовать в общеевропейских коалициях и в результате удачных войн и эффективного использование своих ресурсов вошла в число сильнейших держав Европы.
Европеизация, которая началась в в XVII в проявилась, прежде всего, в полонизации. Она началась после войн середины XVII века, в ходе которых из Речи Посполитой было вывезено большое количество пленных и к России была присоединена Левобережная Украина. Именно выходцы из Речи Посполитой были столь многочисленны, что смогли постепенно начать европеизацию.
В ходе Северной войны Россия участвовала в широкой коалиции европейских держав, более того, играла там ключевую роль. В результате Россия вошла в общеевропейскую систему международных отношений.
Северная война была важна, всё же, не для всей Европы, а только для Балтийского региона. Статус великой европейской державы Россия приобрела когда в ходе Семилетней войны сыграла ключевую в разгроме Пруссии, которая претендовала на роль гегемона общеевропейского. После этого она регулярно участвовала в европейских коалициях и учитывалась всеми европейскими державами при оценке баланса сил.
Южное направление – это традиционное направление борьбы с татаро-монгольским игом. В XVI веке и позже это направление было важно во-первых, потому, что здесь необходимо было предотвратить набеги татар, которые иногда доходили даже до Москвы, а во-вторых потому, что здесь периодически была возможность присоединить обширные земли.
Россия в этом направлении решала следующие задачи
Задачи:
К концу XVIII века удалось решить почти все задачи, кроме последней по времени (и в списке) и самой амбициозной. Именно поэтому об этой задаче не любят вспоминать, как и о походе кораблей Балтийского флота в Средиземное море, который был направлен непосредственно на решение этой задачи.
Восточное направление внешней политики России, бывшее в XVI в. едва ли не основным, утрачивало свое приоритетное значение в XVII-XVIII вв.
В XVII веке Россия была изолирована от общеевропейской политики, которая ограничивалась отношениями с Речью Посполитой и Швецией и торговыми контактами через Архангельск. В XVIII веке Россия стала активно участвовать в общеевропейских международный отношениях (см. ответ на вопрос 1). То есть южное направление не потеряло своей важности, просто возросла важность и отношений с Европой за счёт их расширения.
Значительный рост национального самосознания проявлялся в дворцовом перевороте 1741 года, который прекратил Бироновщину, а также в вытеснении иностранцев из науки и культуры в начале XIX века (хотя в некоторых областях науки этот процесс не завершился и в начале XX века). Культура XIX века (например, знаменитое стихотворение А. С. Пушкина) демонстрирует рост имперского самосознания.
Обретение такого статуса великой мировой державы связано с разгромом Наполеона I и активны участием в создании нового европейского порядка на Венском конгрессе.
К 1850 годам Россия считалась первым номером в Европе в связи с победой над Наполеоном. После смерти Александра ІІ, Николай І принял Священный Союз для поддержания мира в Европе. В отличие от Александра ІІ, Николай І предпочитал политику вмешательства в дела других стран. Так, например, видя притязания Пруссии на роль гегемона в Германских землях, он вынудил пруссаков подписать отказ от притязаний под угрозой интервенции. В 1849 г. Николай подавил венгерское восстание и спас от развала Австро-Венгрию.
К 1852 г. (к началу Крымской войны) всем казалось, что Россия мощнее всех. Однако в Крымской войне Россия потерпела поражение.
Политической причиной поражения России в ходе Крымской войны стало объединение против нее основных западных держав (Англии и Франции) при благожелательном (для агрессора) нейтралитете остальных. В этой войне проявилась консолидация Запада против чуждой им цивилизации. Если после разгрома Наполеона в 1814 году во Франции началась антироссийская идеологическая компания, то в 50-е годы Запад перешел к практическим действиям.
Техническая причина поражения состояла в относительной отсталости вооружения русской армии. Англо-французские войска имели нарезные штуцера, которые позволяли рассыпному строю егерей открывать огонь по русским войскам до того, как те приближались на расстояния, достаточное для залпа из гладкоствольных ружей. Сомкнутый строй русской армии, рассчитанный преимущественно на один групповой залп и штыковую атаку, при таком различии в вооружениях становился удобной мишенью.
Социально-экономическая причина поражения состояла в сохранении крепостного права, что неразрывно связано с ограничивающей промышленное развитие несвободой как потенциальных наемных рабочих, так и потенциальных предпринимателей. Европа к западу от Эльбы смогла оторваться в промышленности, в развитии техники от России благодаря произошедшим там социальным переменам, способствующим созданию рынка капиталов и рабочей силы.
Следствием войны стали правовые и социально-экономические преобразования в стране в 60-е годы XIX века. Чрезвычайно медленное преодоление крепостного права до Крымской войны побудило после военного поражения форсировать реформы, что привело к перекосам в социальной структуре России, на которые наложились разрушительные идейные влияния, пришедшие с Запада.
]]>В середине 17 в. Османская империя вступила в период глубокого внутри – и внешнеполитического кризиса. После разгрома турок австрийцами и поляками под Веной в 1683 их продвижение в Европу было остановлено. В конце 17-18 в. Турция потерпела ряд серьезных поражений в войнах с Австрией, Венецией, Речью Посполитой и Россией. Ее ослабление способствовало подъему национально-освободительного движения балканских народов (молдаван, валахов, болгар, сербов, черногорцев, албанцев, греков), в большинстве своем православных. С другой стороны, в 18 в. в Османской империи усилились политические и экономические позиции Франции и Великобритании, которые, желая сохранить свое влияние и помешать территориальным приобретениям других держав (особенно Австрии и России), стали выступать за сохранение ее территориальной целостности и против освобождения покоренных христианских народов.
С середины 18 в. роль главного противника Османской империи перешла от Австрии к России. Ее победа в русско-турецкой войне 1768-1774 привела к кардинальному изменению ситуации в Черноморском бассейне. По условиям Кючук-Кайнарджийского мира 1774 Россия окончательно утвердилась на северном побережье Черного моря и получила право протектората над христианским населением Турции; Дунайские княжества (Молдавия, Валахия, Бессарабия) обрели внутреннюю автономию; была ликвидирована зависимость Крымского ханства от турецкого султана. В 1783 Россия аннексировала Крым и Кубань. Резкое ослабление Османской империи создало условия для выхода России в Средиземное моря и для ликвидации турецкого господства на Балканах. На авансцену европейской политики выдвинулся Восточный вопрос – вопрос о судьбе турецкого наследства и христианских балканских народов: понимая неизбежность распада Османской империи, крупнейшие европейские государства – Россия, Великобритания, Франция и Австрия – активизировали свое вмешательство в дела Восточного Средиземноморья.
В 1780-х – первой половине 1790-х развернулась острая дипломатическая борьба австро-русского блока, стремившегося форсировать процесс расчленения Турции, с Великобританией и (до 1789) Францией, пытавшимися сохранить статус-кво на Балканах. Екатерина II (1762-1796) выдвинула проект полного изгнания турок из Европы, восстановления Греческой (Византийской) империи (на ее трон она планировала возвести своего внука Константина Павловича), передачи Австрии западной части Балканского п-ва и создания из Дунайских княжеств буферного государства Дакия. В то же время Порта (османское правительство), надеясь взять реванш за поражение в войне 1768-1774, при активной поддержке Великобритании и Франции начала новую войну против России (русско-турецкая война 1787-1791), на стороне которой в 1788 выступила Австрия. В 1788 англо-французской дипломатии удалось спровоцировать нападение на Россию Швеции (русско-шведская война 1788-1790). Но действия антирусской коалиции оказались неудачными: в 1790 из войны вышла Швеция (Верельский мир), а в 1791 Турции пришлось согласиться на заключение Ясского мира, подтвердившего условия Кючук-Кайнарджийского договора и отодвинувшего русско-турецкую границу до Днестра; Порта отказалась от притязаний на Грузию и признала право вмешательства России во внутренние дела Дунайских княжеств.
Борьба европейских держав против революционной Франции (с 1792) на время отвлекла их внимание от Восточного вопроса, что позволило Османской империи укрепить свое внешнеполитическое положение.
Разгром Наполеоновской Франции (1814-1815) вновь привлек внимание европейских держав к судьбе Османской империи. Александр I (1801-1825) вернулся к планам Екатерины II и начал покровительствовать тайным греческим национальным организациям, однако не смог добиться поддержки других участников Священного союза и в конце 1810-х под давлением Австрии и Великобритании смягчил свою антитурецкую политику. Но в 1821 в Греции вспыхнуло восстание против османского ига (1821-1829), вызвавшее большое сочувствие в европейских странах (филэллинское движение). С 1825 Россия развернула дипломатическую активность в поддержку греков; это побудило Англию и Францию также вмешаться в конфликт.
В 1827 на Лондонской конференции три державы потребовали от Турции предоставить автономию Греции; когда же та отказалась удовлетворить их требования, они отправили к берегам Пелопоннеса объединенную эскадру, которая разгромила турецко-египетский флот под Наварином. В ответ Османская империя объявила войну России (русско-турецкая война 1828-1829). Эта война, в которой туркам оказала помощь только Австрия, завершилась очередной победой русского оружия. По Адрианопольскому миру 1829 Россия приобрела устье Дуная и черноморское побережье Кавказа; Турция признала все Закавказье российским владением, расширила автономию Дунайских княжеств, предоставила Греции независимость, а Сербии – статус вассального автономного княжества, обещанный ей еще по Бухарестскому миру 1812.
В результате русско-турецкой войны 1877-1878 Османская империя потерпела полное поражение и была вынуждена заключить Сан-Стефанский мир, по которому вернула России Южную Бессарабию, признала независимость Румынии, Черногории и Сербии и согласилась на предоставление самоуправления Боснии и Герцеговине и на создание обширной Великой Болгарии в составе Северной Болгарии, Фракии и Македонии. Однако успехи России вызвали противодействие остальных европейских держав во главе с Великобританией и Австро-Венгрией, которые добились пересмотра условий Сан-Стефанского договора на Берлинском конгрессе 1878: он подтвердил передачу России Южной Бессарабии и независимость Румынии, Сербии и Черногории, но Болгария оказалась разделенной на три части – Северная Болгария в статусе вассального княжества, Восточная Румелия на положении турецкой провинции с внутренней автономией и Македония, которая возвращалась в состав Турции; Босния и Герцеговина были переданы под управление Австро-Венгрии.
Несмотря на дипломатическое поражение России, русско-турецкая война 1877-1878 стала решающим этапом в решении Восточного вопроса, в процессе освобождения южнославянских народов и создания ими национальных государств; турецкому владычеству на Балканах был нанесен смертельный удар.
]]>Именно с этого времени в качестве главной формы политической организации общества повсеместно утверждается национальное государство (в западной терминологии – «государство-нация»), а доминирующим принципом международных отношений становится принцип национального (т. е. государственного) суверенитета. До этого времени, как подчеркивал известный юрист-международник прошлого века Ф. Мартене, международные отношения характеризовались разобщенностью их участников, бессистемностью международных взаимодействий, главным проявлением которых выступали кратковременные вооруженные конфликты или длительные войны.
В основе идеи национального государства, обладающего суверенитетом, были четыре главные характеристики: – наличие территории; – наличие населения, проживающего на данной территории; – легитимное управление населением; – признание другими национальными государствами. При отсутствии хотя бы одной из этих характеристик государство перестает существовать, или становится резко ограниченным в своих возможностях. Основой государственно-центристской модели мира стали «национальные интересы», по которым возможен поиск компромиссных решений (а не ценностные ориентиры), в частности религиозные, по которым компромиссы невозможны). Суверенные национальные государства, взаимодействовали м/у собой, образуя «систему международных отношений». Последовавшие за Французской революцией наполеоновские войны закончились поражением Франции. В 1815г. Венский конгресс подвел им итог и восстановил нарушенный принцип национального суверенитета.
Династия Бурбонов, восстановленная во Франции после падения наполеоновской империи, жестоко расправлялась с теми, кто поддерживал императора, но вынуждена была считаться с конституцией 1814 т., гарантировавшей частную собственность ее новым владельцам. Однако политическая власть находилась в руках старой аристократии. Избирательное право получили лишь 90 тыс. человек из 30 млн населения. Усилилось влияние той части дворян и духовенства, которые желали возвращения к старым порядкам. Либеральная буржуазия выступила с резкой критикой режима Реставрации. Ширилось республиканское движение, опиравшееся на мелкобуржуазные слои, интеллигенцию, студенчество. Попытки короля Карла X распустить палату депутатов и отменить свободу печати привели к революции, вспыхнувшей в июле 1830 г.
Революция 1830 г. во Франции в целом ускорила революционные взрывы в ряде соседних государств.
25 августа 1830 г. в Бельгии началась революция, принявшая характер национально-освободительного движения. Бельгийцы боролись за полную политическую независимость своей страны. Четыре дня продолжались баррикадные бои в Брюсселе. Голландские войска вынуждены были покинуть город. Временное правительство, сформированное в ходе борьбы, не сумело добиться провозглашения республики, хотя бельгийские провинции отделились от Голландии. Бельгия была провозглашена конституционной монархией. Лондонская конференция послов европейских держав в 1831 г. признала Бельгию суверенным государством.
В марте 1821 г. в Греции вспыхнуло антитурецкое восстание, положившее начало национально-освободительной революции, движущей силой которой выступило крестьянство. Оно стремилось к избавлению от иноземного ига и к получению земли, конфискованной у турецких феодалов. В январе 1822 г. повстанцы добились провозглашения независимости Греции и принятия временной конституции созванным Национальным собранием, по которой в Греции устанавливался республиканский строй.
Важную роль в национально-освободительных движениях, революциях, процессе образования национальных государств сыграли идеи либерализма, сформировавшиеся в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. Хотя либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, Просвещению, поворотным пунктом в формировании либерализма стала Великая французская революция, декларировавшая те ценности, которые стали составляющими либерализма, – свобода, собственность, безопасность и сопротивление насилию. Само понятие «либерализм» первоначально было использовано в Испании, где в 1812 г. либералами назвали группу делегатов-националистов в испанском парламенте в Кадисе. Затем оно вошло в лексикон крупнейших европейских языков.
Различают две исторически образовавшиеся либеральные традиции. Англо-саксонская традиция ассоциировалась со свободой торговли, предпринимательства, развитием конституционных норм и утверждением демократических ценностей. Носительницей ее стала Англия и ее либеральная партия. В континентально-европейской традиции акцент делался на процессах национальной консолидации и отказа от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. Либерализм стал одним из мобилизующих факторов объединения Италии и Германии.
Либеральные принципы в той или иной степени воплотились в конституционном строе, который утвердился во Франции после революции 1830 г. и в Третьей республике 1870 г. Либералы добились успехов в Швейцарии, Голландии, Скандинавских странах, принимали активное участие в борьбе за объединение Италии и Германии.
]]>Великие географические открытия конца XV в. положили начало острой борьбе между Испанией и Португалией за новые, неведомые земли и за морские пути к ним.
Колониальная деятельность остальных европейских держав до начала XVII в. ограничивалась предварительными разведками. Разведки велись в двух основных формах: во-первых, поиски новых путей, не захваченных испанцами и португальцами, главным образом путей в Индию; во-вторых, собирание сведений о путях в Индию и Америку, которыми пользуются испанцы и португальцы, выявление возможностей подрыва их монополии. Широко практиковались пиратские нападения на колонии и корабли испанцев и португальцев. В этом отношении в конце XVI в. особую известность приобрели английские пираты Рэли, Дрейк и др. До XVII в. попытки основать постоянные колонии, предпринятые Рэли в Северной Америке (1584 и 1585 гг.), голландцами в Суринаме (Гвиана) (1581 г.), были неудачны.
Вслед за пиратами-разведчиками с начала XVII в. выступают на борьбу за колониальную добычу торговые компании Голландии, Англии, Франции и других европейских государств. Зарождающимся буржуазным обществом выдвигаются новые формы и методы колониальной политики, отличные от тех, которые были характерны для колониальных империй феодальных государств. Основное в новых методах заключалось в том, что государственная власть непосредственно не принимала участия в захвате и эксплуатации колоний.
Громоздкая и дорогая государственная феодально-бюрократическая машина, выкачивающая из колоний доходы для королевской казны, заменялась частными лицами – пайщиками компаний, организующими всё дело эксплуатации колоний исключительно в интересах своего личного обогащения. Тесная связь между интересами государства и компаний, прямая военная помощь и поддержка их колониальной деятельности проявлялись открыто в самых разнообразных формах. Однако сам аппарат колониальной эксплуатации находился в частных руках, колониальная добыча не растрачивалась на династические войны, а прежде всего непосредственно служила концентрации капитала в частных руках, служила делу первоначального накопления.
Среди многочисленных торговых компаний, возникших в XVII в., наибольшее значение имели две: голландская и английская Ост-Индские компании.
Для колониальной политики периода первоначального накопления капитала характерны: стремление к установлению монополии в торговле с покорёнными территориями, захваты и разграбление целых стран, использование или насаждение хищнических феодальных и рабовладельческих форм эксплуатации местного населения. Эта политика сыграла огромную роль в процессе первоначального накопления. Она привела к концентрации в странах Европы крупных капиталов на основе ограбления колоний и работорговли, которая особенно развернулась со 2-й половины XVII века и послужила одним из рычагов превращения Англии в наиболее развитую страну того времени.
С началом промышленной эпохи крупнейшей колониальной державой становится Великобритания. Нанеся поражение Франции в ходе длительной борьбы в 18-19 вв., она увеличила свои владения за её счёт, а также за счёт Нидерландов, Испании и Португалии. Великобритания подчинила себе Индию. В 1840-42 и совместно с Францией в 1856-60 вела так называемые Опиумные войны против Китая, в результате которых навязало Китаю выгодные для себя договоры. Она завладела Сянганом (Гонконг), пыталась подчинить Афганистан, захватила опорные пункты в Персидском заливе, Аден.
Колониальная монополия, вместе с промышленной монополией, обеспечивала Великобритании положение самой мощной державы на протяжении почти всего 19 в. Колониальная экспансия осуществлялась и др. державами. Франция подчинила Алжир (1830-48), Вьетнам (50-80-е гг. 19 в.), установила свой протекторат над Камбоджей (1863), Лаосом (1893). В 1885 Конго становится владением бельгийского короля Леопольда II, в стране устанавливается система принудительного труда. В начале ХХ века империя Цин объявила о «новой политике» колонизации Тибета и Монголии.
Понятие империализма ввёл в оборот английский экономист Дж. А. Гобсон в своей одноимённой книге («Империализм», 1902), где он рассматривал соответствующие явления, как новую стадию развития капиталистического общества.
Основными признаками империализма Ленин считал следующее.
Марксистское понимание империализма описывает основные факторы, тенденции и процессы развития, свойственные капитализму, хотя и не охватывает всё происходящее в современном мире. Тем не менее широко распространено традиционное понимание, согласно которому экспансия, захваты территорий, разделы сфер влияния, наличие господствующих и зависимых стран и народов всегда были объективно обусловлены независимо от существующего социально-экономического строя.
В XXI веке содержание империализма во многом перекрывается и развивается в понятии глобализма – фазы, на которой борьба за сферы влияния в мире протекает в условиях, близких к однополярному миру.
По отношению к современному уровню развития может использоваться понятие «неоимпериализм», описывающее коллективный империализм группы наиболее развитых стран в отношении всего остального мира, в отличие от традиционного империализма, проводившегося отдельно взятыми державами.
Большинство западных исследователей считают, что принципы, одобренные в Вене в 1814-1815 годах, создали основу для более гармоничных международных отношений. Они считают, что до Крымской войны Европа не знала прямых военных конфликтов между великими державами. Отсюда в международной лексике утвердился термин «концерт Европы», «европейский концерт «или «европейская согласие», что символизировало новый уровень управляемости межгосударственными отношениями.
Одной из основ европейского концерта стал принцип поддержания баланса сил. Ответственность за это полагалась на большие государства. Эта ответственность реализовывалась через проведение большого количества международных конференций для урегулирования проблем, которые угрожали миру. Среди таких конференций важное значение имели Парижский конгресс 1856 года, Лондонская конференция 1871 года, Берлинская конференция 1878 года.
В пределах баланса сил государства могли изменять состав союзников для обеспечения собственных интересов, не в нарушение при этом общей структуры союзов и характера международных отношений.
Европейский концерт, оставаясь формой гегемонии больших государств, впервые эффективно ограничил свободу действий этих государств на международной арене.
Хотя аннексии и контрибуции оставались формами международной практики, большие государства уже не рассматривали в качестве реальной цели расчленение или ликвидацию другой большой державы.
Во времена существования Венской системы понятие политического равновесия приобретает более широкое толкование. Благодаря установленному Венской системой балансу сил войны и вооруженные конфликты в Европе временно почти прекращаются за исключением незначительных.
Венская система зафиксировала новую географическую карту Европы, новое соотношение геополитических сил. В основу этой системы был положен, во-первых, имперский принцип контроля географического пространства в пределах колониальных империй. При Венской системы окончательно сформировались империи (Британская – 1876 Немецкий – 1871; Французский – середина XIX века, у 1877 году турецкий султан взял себе титул «император османов». Россия стала империей значительно раньше, еще в 1721 году.
Новая система геополитических отношений установила новый баланс сил великих держав – России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Существует мнение, суть которого заключается в том, что Венская система международных отношений просуществовала до 1871 года и окончательно распалась в результате франко-прусской войны. Сторонники этой версии утверждают, что после Крымской войны Венская система не претерпела существенных изменений, Россия осталась в геополитическом европейском пространстве, поддерживая то Пруссию против Франции, то Францию в ее противостоянии с Германией.
Еще одна версия: Венская система международных отношений просуществовала до начала Первой мировой войны и окончательно была разрушена во время войны. Сторонники этой версии придерживаются мнения, что после серии локальных конфликтов, кульминацией которых стала франко-прусская война, усложнилась конфигурация Венской системы, но опять, вплоть до начала XX века, она набрала устойчивости и стабильности. Венская система оставалась действовать, поскольку, во-первых, никто ни de facto, ни де – юре не отменял ее базовых решений, принятых на конгрессе в Вене. Во-вторых, консервативно-охранительные принципы, которые составляли костяк системы, продолжали определять динамику межгосударственных отношений. В-третьих, баланс сил не был нарушен: вместо Пруссии появилась Германия, которая достигнув своих целей, еще не стремилась просмотра status quo.
На рубеже веков в недрах Венской системы стали накапливаться качественные изменения. Например, вместо «большой пятерки" возникла «большая восьмерка" – Англия, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия, США, Япония и Италия. Так же система, будучи чисто европейской, стала терять принципы европоцентризма. Она стала постепенно превращаться в глобальную, которая охватывала своим влиянием весь мир. В ней появились новые центры силы, которые находились за пределами Европы, что не было предусмотрено создателями Венской системы.
Далее – на рубеже веков завершился раздел мира, резко сократило возможности для маневра, поиска компромиссов в случае возникновения конфликтных ситуаций между великими державами. Как раз тогда, в конце XIX века прокатилась ряд локальных войн. Это отражало конец «согласия «, «европейского концерта «. Наконец, последнее: серьезные внутренние изменения в развитии ведущих стран мира привели к корректировке и усложнение их государственных интересов. Достичь их реализации наедине было невозможно, как и привести к одному общему знаменателю.
Отсюда быстро росла поляризация элементов системы, получившее отражение в создании двух противоположных союзов – Антанты и Тройственного союза. Если за существование баланса сил, союзы создавались для поддержания равновесия системы, то теперь вновь блоки, особенно Тройственный союз, были направлены на слом существующего status quo. Только большой запас прочности, который был заложен в самом начале в этой системе, позволил оттянуть катастрофу. Однако в 1914 году этот запас прочности иссяк и найти решение очередного кризиса не удалось – Первая мировая война.
]]>Первой, хотя и весьма несовершенной моделью системы международных отношений, считается Вестфальская, оформление которой связано с завершением Тридцатилетней войны и заключением в 1648 г. Вестфальского мира. Ее итогом стало формирование в Западной Европе ряда крупных, национальных государств. Вокруг них группировались более слабые государства, и таким образом в Европе возникли первые сравнительно устойчивые центры силы, противоборство между которыми определяло общую динамику международной жизни.
Историю этой модели отличает исключительная длительность фазы консолидации, растянувшейся вплоть до Утрехтского мира (1713 г.), и протекавшей на фоне практически не прекращавшихся войн. Важной чертой этой модели была географическая ограниченность сферы ее действия. Она носила отчетливо выраженный европоцентристский характер, а на ранней стадии ее влияние ограничивалось лишь Западной и Центральной Европой.
Утрехтский мир расширил и адаптировал условия Вестфальского мира на расширяющееся европейское сообщество. Система международных отношений вступает в сферу стабильного развития. Была ликвидирована асинхронность в развитии основных компонентов системы. Происходит дальнейшее расширение сферы действия системности.
Версальская модель рухнула под натиском Великой Французской революции, открывшей новую эру в развитии мирового сообщества. Она оказала огромное воздействие на все стороны жизни европейских стран, в том числе и на характер межгосударственных отношений.
Итоги войн наполеоновской эпохи детерминировали конфигурацию новой Венской модели системы международных отношений. Державы-победительницы видели смысл своей коллективной международной деятельности в создании надежных барьеров против распространения революций. Отсюда обращение к идеям легитимизма.
Венскую систему отличала высокая стабильность. Ее гарантам удавалось избегать лобовых столкновений и находить развязки основных спорных проблем. Это и неудивительно, ибо на международной арене тогда не было сил, способных противостоять творцам Венской системы. Наиболее взрывоопасной проблемой считался Восточных вопрос, но и здесь вплоть до Крымской войны великие державы удерживали конфликтный потенциал в легитимных рамках. Водоразделом, отделяющим фазу стабильного развития Венской системы от ее кризиса стал 1848 г., когда под напором внутренних противоречий, порожденных бурным, нерегулируемым развитием буржуазных отношений, произошел взрыв и по всему европейскому континенту прокатилась мощная революционная волна.
Начавшаяся подвижка сил резко сузила возможности для поиска компромиссов в межгосударственных конфликтах. В итоге без серьезной модернизации Венская система уже не могла эффективно выполнять свои функции.
Крымская война – первое открытое военное столкновение великих держав после создания в 1815 г. Венской системы, убедительно продемонстрировала, что весь системный механизм дал серьезнейший сбой, и это во весь рост поставило вопрос о ее дальнейших перспективах. 50-60-е гг. XIX в. – время глубочайшего кризиса Венской системы. На повестку дня встала следующая альтернатива: либо на волне кризиса начнется формирование принципиально новой модели международных отношений, либо осуществится серьезная модернизация прежней модели международных отношений.
История сделала достаточно убедительный выбор в пользу второго варианта развития событий.
После бурных событий 50-60-гг. XIX в., кульминацией которых стала франко-прусская война, система международных отношений возвращается в состояние равновесия. Восстанавливается «европейское согласие» или «Концерт Европы». Важную роль в этом сыграл Берлинский конгресс (1878 г.), заполнивший вакуум, оставшийся после Венского конгресса; был создан механизм, позволявший в какой-то мере поддерживать статус-кво в ситуации на Балканах.
Вместе с тем, в последней трети XIX в. в сфере международных отношений накапливались крупные качественные изменения. К концу XIX в. мир практически был полностью поделен на сферы влияния, внешняя политика в полном смысле слова стала глобальной. Возросло количество держав, претендующих на роль великих, причем к концу века в этом списке впервые появляются неевропейские державы, что подтачивало европоценстрискую основу существовавшей модели международных отношений. Это заметно усложняло общий баланс сил, вело к дисперсии мощи в «клубе великих держав». К этому надо добавить начавшуюся «революцию в военном деле» – качественный скачек в развитии вооруженных сил, в результате чего резко возросла роль промышленного потенциала в определении совокупной мощи того или иного государства. Заметно трансформируются и усложняются государственные интересы ведущих держав. Все это готовило почву для качественного скачка в развитии того конфликтного потенциала, который определял общую динамику эволюции системы международных отношений.
После I мировой войны (1914-1918гг.) в 1919г. в июне в Версале был подписан мирный договор, зафиксировавший новые территориальные рамки Германии. Отдельно заключены мирные договоры и с ее союзниками. Важной частью Версальского мирного договора был Устав Лиги Наций («межправительственной организации»), который определил в качестве основных целей развитие сотрудничества между народами, гарантии их мира и безопасности. Завершение формирование системы международных отношений происходит на Вашингтонской конференции (1921-1922гг.), созванной по инициативе США. Она зафиксировала новую расстановку сил в Тихоокеанском регионе. Эта система международных отношений, образованной между двумя мировыми войнами, получила название Версальско-Вашингтонской, или «межвоенной». Как и «Европейский концерт», она находилась в рамках Вестфальской модели (политической системы) мира.
Но эта система в силу игнорирования интересов побежденных стран, а также вновь образованных оказалась нестабильной. (Т. к. она сформировалась под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц.) Как следствие – не удалось избежать II мировой войны (1939-1945гг.) Ее окончание привело к образованию Ялтинско-Потсдамской («послевоенной») системе международных отношений, которая, как и предыдущие, была частью Вестфальской модели мира. Ее основы заложили договоренности держав-победительниц, оформленные на Ялтинской (4-11 февраля 1945г.) и Потсдамской (17 июля-2 августа 1945г.) конференциях.
Основной чертой этой системы стала «биполярность» на основе военно-политического превосходства двух сверхдержав (SuperPower) – СССР и США, что определялось главным образом наличием ядерного оружия. Произошло формирование военно-политических блоков вокруг них.
В целом Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, по оценкам отечественного исследователя А. Д. Богатурова, характеризуется:
– отсутствием (в отличие, например, от Версальско-Вашингтонской системы) мошной правовой базы, что делало ее весьма уязвимой для критики;
– биполярностью на основе военно-политического превосходства двух сверхдержав (СССР и США) над остальными странами. Вокруг них происходило формирование блоков. Биполярность не исчерпывалась толь
ко военно-силовым превосходством двух государств, но охватывала практически все сферы – социально-политическую, экономическую, идеологическую, научно-техническую, культурную и т. д.;
– конфронтационностью, означавшей, что стороны постоянно противопоставляли свои действия друг другу. Конкуренция, соперничество, а не сотрудничество между блоками были ведущими характеристиками отношений;
– наличием ядерного оружия, грозившим многократным взаимным уничтожением сверхдержав с их союзниками, что явилось особым фактором в противостоянии сторон. Постепенно (ключевым историческим событием здесь был Кубинский кризис 1962 г.) стороны стали рассматривать ядерное столкновение лишь как самое крайнее средство воздействия на международные отношения;
– политико-идеологическим противостоянием между Западом и Востоком, привнесшим в международные отношения дополнительную бескомпромиссность при разногласиях и конфликтах;
– относительно высокой степенью управляемости международных процессов вследствие того, что требовалось согласование позиций фактически только двух сверхдержав.
В то же время следует иметь в виду, что как отмечает М. М. Наринский, «биполярность Ялтинско-Потсдамской системы не была абсолютной, СССР и США не могли контролировать все субъекты и события международной жизни».
На рубеже 80-х-90-х годов кризис биполярной системы переходит в фазу распада. Наметившаяся ранее эрозия в балансе сил перерастает в ее стремительный распад. СССР уходит из «третьего мира», теряет свои позиции в Восточной Европе, идет на односторонние уступки в переговорах с Западом.
Распад биполярной системы поставил в повестку дня вопрос о поиске новых форм организации мирового сообщества. Впервые в истории переход от одной модели системы МО к другой прошел без глобального военного конфликта. Становление новой модели МО отличалось исключительной тягучестью. К концу 90-х годов США добились определенного прогресса в строительстве однополярного мира. События 11 сентября 2001 г. – завершение фазы становления новой модели МО.
]]>