Право

Поможем написать

Три контрольных работы по правоведению

  • Тип работы: Контрольная работа
  • Цена: Бесплатно

 Составьте таблицу «Основные учения о праве»

 

Название теории

Представители

Содержание

Естественно-правовая

Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

Историческая

Г. Гуго, К. Ф. Савиньи, Г. Пухта

1) право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право – это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания";

3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Нормативистская

Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, ГКельзен

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право – это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Материалистическая

Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Психологическая

Л. И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер

1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей – правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права – позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют «игорное право», «детское право» и т. д.

Социологическая

Е. Эрлих, Жени, С. А. Муромцев, Р. Паунд

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право – в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины – теория «живого» права;

3) формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.


1. Выделите основные признаки права. Чем они отличаются от других видов социального регулирования: нормы морали, нравственности, нормы обычаев. (В СХЕМАХ)

Внешним, наиболее очевидным из таких отличительных свойств права по сравнению с другими видами социальной и технической регуляции поведения людей является тот факт, что само возникновение и существование права тесно связано с возникновением и функционированием государства, с деятельностью государственного механизма.

Право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальных норм.

Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы обязательны для отдельных социальных групп или не являются обязательными для всех. Например, обычаи в развитом цивилизованном обществе имеют либо местное, либо внутрисословное значение. Нормы общественных организаций обязательны для членов данной организации. Религиозные предписания, обряды и ритуалы разнятся для лиц, исповедующих различные религии.

Во-вторых, если исполнение норм права и защита прав обеспечиваются и защищаются государством, то все иные социальные нормы лишь поддерживаются государством при условии, если они соответствуют его законам или иным нормам права. Но их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.

В-третьих, если нормы права устанавливаются или санкционируются государством, все другие социальные нормы либо возникают в форме стабильных убеждений людей, общественного мнения (нравственные и религиозные нормы, обычаи), либо устанавливаются общественными объединениями (корпоративные нормы).

В-четвертых, нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в законах, иногда – в судебных решениях и т. п. Они обладают наибольшей степенью формальной определенности, четкости закрепления прав и обязанностей по сравнению с моралью и обычаем. Нормы права образуют также разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью. Нормы обычая и морали закрепляют главным образом общие принципы или эталоны поведения. Нормы общественных организаций более ограничены по сфере своего действия, различны по содержанию для разных видов организаций, то есть не образуют единой системы, менее детализированы, чем система правовых норм.

2. Что регулирует перечисленные ниже общественные отношения: право или мораль?

  1. Гражданин Плюшкин каждый день приходит домой после 00:00.
  2. Рабочий день Плюшкина с 8:00 до 17:00.
  3. Плюшкин не уступает место в автобусе бабушкам.
  4. Плюшкин оплачивает проезд в общественном транспорте.
  5. Плюшкин платит алименты на своего несовершеннолетнего сына.
  6. Плюшкин не дарит подарки на день рождения своему сыну.
  7. Начальник отдела кадров Ушкина рассказала своей подруге, что Плюшкин – бесчестный человек.
  8. Начальник отдела кадров Ушкина так же рассказала своей подруге о семейном положении Плюшкина, его хронических заболеваниях, заработной плате и дате рождения.

Ответ:

Право

Мораль

2.4.5.8.

1.3.6.7.

3. Какие из перечисленных ниже актов являются источниками права в Российской Федерации:

  1. Конституция РФ;
  2. Постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами Трудового кодекса РФ»;
  3. Коран;
  4. Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти»
  5. Трудовой договор;
  6. Библия;
  7. Решение Верховного суда УР № 13-45;
  8. Уголовный кодекс РФ;
  9. Решение Городской Думы г. Ижевска «О правилах торговли на авторынках»;
  10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития «О порядке организации медицинского обслуживания».

 

4. Составьте таблицу «Основные правовые семьи мира»

 

Правовая семья

Государства

Источник права

Особенности

Романо-германская

Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др.

Писаные конституции, обладающие высшей юридической силой.

высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов.

Весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.).

Правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

Деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли.

правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина.

Особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Англосаксонская

Великобритания, США, Канада, Австралия, Новой Зеландия и др.

Основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела).

Широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

Ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов.

На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке.

Отсутствует классическое деление права на частное и публичное.

Юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

Семья религиозного права

Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия и др.

Религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т. д. и действующих в отношении индусов.

Особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения

Отсутствует деление права на частное и публичное.

Нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение.

Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права. во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека

Семья традиционного права

Мадагаскар, ряд стран Африки и Дальнего Востока.

Обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение.

Нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше.

Обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами.

Обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов.

Судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права.

Судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность.

Юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ.

архаичность многих ее обычаев и традиций.

5. Определите структурные элементы следующих норм права:

1) Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

2) Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет (п. 1 ст. 105 УК РФ).

Ответ:

1) Гипотеза: лицо захочет осуществить постройку.

Диспозиция: постройка должна осуществляться по согласованию с соответствующими органами власти, только в этом случае хозяин постройки приобретает на строение право собственности – т. е. имеет право продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Санкция: самовольные постройки подлежат сносу за счет лица, такую постройку осуществившего.

2) Гипотеза: кто-то умышленно лишит жизни другого человека.

Диспозиция: умышленное лишение жизни другого человека недопустимо.

Санкция: лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

6. Определите, какие правонарушения совершены в перечисленных ниже случаях, и какой вид ответственности за них следует:

  1. Буфетчица Иванова продавала спиртные напитки несовершеннолетним;
  2. Студент Булкин систематически не посещает занятия в ВУЗе;
  3. Бухгалтер Ушкина рассказала о размерах и источниках прибыли своего работодателя конкурирующей фирме;
  4. Слесарь Кошкин в рабочее время распивал спиртные напитки в цехе;
  5. Водитель Пушкин сбил пешехода Сидорова.
  6. Завод «Х» загрязняет окружающую среду (выбрасывает вредные вещества в атмосферный воздух);
  7. Петя (10 лет), Коля (14 лет), Вадик (16 лет) ловят кошек и жестоко с ними обращаются.

Ответ:

  1. Административное правонарушение – статья 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  2. Дисциплинарное нарушение – предполагает дисциплинарную ответственность.
  3. Если разглашение этих сведений произошло во время действия трудового договора с Ушкиной – ответственность дисциплинарная. Если – после ее увольнения, то ответственность гражданско-правовая.
  4. Дисциплинарное нарушение – предполагает дисциплинарную ответственность.
  5. Уголовное правонарушение – предполагает уголовную ответственность.
  6. Административное правонарушение предполагает и дисциплинарную ответственность.
  7. Вадик подлежит уголовной ответственности за жестокое обращение с животными (статья Статья 245 УК РФ).

7. Составить сравнительную таблицу, в которой соотнести характеристики международного права и национального права РФ.

 

Международное право

Национальное право РФ

Нормам и принципам международного публичного права присущи:

четкая определенность;

соблюдения определенной формы выражения;

выполнение устоявшейся процедуры принятия и вступления в силу;

обеспечения выполнения норм средствами восстановления права и обуздания произвола.

Международное право – это горизонтальная правовая система, которой не свойственны верховная власть, сосредоточенность на применении силы и распределение трех основных функций, которые обычно возложены на государственные органы.

Потерпевшая государство может совершить международный иск, обратившись к третьей стороне как к посреднику или прибегнув к арбитражных или судебных процедур.

Международное право как горизонтальная система действует иначе, чем централизованная система национального права, и основывается на принципах взаимности и консенсуса, а не господства, послушания и принуждения к выполнению, поскольку эта система создана для внешних отношений суверенных государств и других субъектов.

Участники международных отношений, которые не согласились признавать эти нормы правовыми, не считаются юридически обязанными действовать согласно диспозиции этих норм.

В международном праве законодательного органа, стоящего над государствами, вообще не существует, поэтому нормативные источники международного права создаются государствами на основе согласия его субъектов.

В международном праве действует принцип факультативной юрисдикции. Тот или иной способ мирного урегулирования (переговоры, международный арбитраж, медиация, международный суд и т. п.) стороны выбирают на основе взаимного согласия.

Основными субъектами международного права являются суверенные государства, которые в силу своей суверенности наделенные высшей властью. Отношения государства и индивида в сфере национального права – это отношения власти и подвластного; отношения между суверенными государствами – межвластных, а не подвластны.

Соблюдение норм международного права осуществляется путем применения средств индивидуальной (силами государства, права которого нарушены) или коллективного принуждения, пределы и формы которого определены принципами и нормами международного права.

Нормам и принципам национального публичного права присущи:

четкая определенность;

соблюдения определенной формы выражения;

выполнение устоявшейся процедуры принятия и вступления в силу;

обеспечения выполнения норм средствами восстановления права и обуздания произвола.

Вертикальная система законодательства РФ отражает иерархию государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут законы, декреты президента, указы президента, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Допустимость самозащиты физических лиц в национальной правовой системе значительно ограничена.

Исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством. Все субъекты национального права (физические и юридические лица) независимо от своей личной оценки целесообразности этих норм обязаны соблюдать права и выполнять обязанности, установленные этими нормами.

В системе национального права действует принцип обязательной юрисдикции, согласно которому истец передает спор на разбирательство независимо от воли ответчика.

Основные субъекты национального права – физические и юридические лица, которым присущи правоспособность и дееспособность. Эти лица находятся под властью и выполняют законы государства.

Суверенная (высшая) власть государства действует в пределах ее территории и осуществляется ее государственными органами. Действие национальных законов может распространяться за пределы его территории, в том числе на ее граждан, которые временно или постоянно находятся на территории иностранного государства, но применение средств властного принуждения на иностранной территории запрещает и национальное, и международное право.

Соблюдение норм национального права обеспечивает специальный аппарат государственного принуждения.

8. На основании Конституции РФ укажите, по каким вопросам должны быть приняты федеральные конституционные законы

В настоящее время действуют федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде» (1994 г.), «Об арбитражных судах в РФ» (1995 г.), «О референдуме» (1996 г.), «О судебной системе РФ» (1997 г.), «Об уполномоченном по правам человека» (1997 г.), «О Правительстве РФ» (1997 г.); «О Государственном гербе» (2000 г.), «О Государственном гимне» (2000 г.), «О Государственном флаге» (2000 г.), «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (2001 г.); «О чрезвычайном положении» (2001 г.); «О военном положении» (2002 г.).

Конституцией России предусмотрено принятие следующих федеральных конституционных законов: по вопросам федеративного устройства (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66); о полномочиях, порядке образования и деятельности Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 128); о пересмотре Конституции и Конституционном Собрании (ч. 2 ст. 135).

9. Определите структуру правоотношений (субъект, объект, содержание), возникающих в перечисленных ниже случаях:

1) Статья 29 ГК РФ.

1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

2) Статья 41СК РФ.

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

3) Статья 110 УК РФ

Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

Ответ:

1. Субъект правоотношения – члены семьи и ближайшие родственники гражданина с психическим расстройством.

Объект отношения – материальные блага членов семьи и ближайших родственников.

Содержание правоотношений юридические права членов семьи и ближайших родственников.

2. Субъект правоотношения – лицо, вступающее в брак.

Объект правоотношения – материальные блага лица, вступающего в брак.

 Содержание правоотношений юридические права лиц, вступающих в брак.

3. Субъект правоотношения – физическое лицо, достигшие 16 лет.

Объект правоотношения – жизнь и здоровье гражданин.

Содержание правоотношения – юридические права и юридические обязанности участников правоотношения.

10. Рассмотрите перечисленные ниже ситуации и ответьте на представленные вопросы:

1) В метро на ст. «Курская» сотрудники милиции попросили гражданина М., прибывшего из Тбилиси, предъявить документы. М. документы не предъявил, попросив объяснить, на каком основании их требуют. Сотрудники пригласили М. пройти в дежурную комнату, на что последний ответил отказом. М. был задержан, но после выяснения его личности отпущен. Являлось ли его задержание и претерпевание им неблагоприятных последствий юридической ответственностью?

2) Автолюбитель К. при выезде со стоянки по причине своей неопытности разбил бампер стоящей рядом машины. Извинившись за происшедшее, К. уплатил пострадавшему двойную рыночную цену бампера. Инцидент был исчерпан на месте. Имела ли место юридическая ответственность?

3) Гражданин С. разведен с супругой судом. Двое несовершеннолетних детей остались с матерью. В решении суда определен размер алиментов, которые С. выплачивает ежемесячно по исполнительному листу. Идет ли речь о юридической ответственности?

Ответ:

– юридическая ответственность опирается на государственное принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

– наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

– выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического характера;

– воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий.

В первом случае имеются все признаки юридической ответственности: повиновение законному распоряжению сотрудника полиции гражданином М. государственное принуждение, процессуальная форма.

Во втором случае – юридическая ответственность отсутствовала, по причине отсутствия государственного принуждения и процессуальной формы.

В третьем случае – отсутствовало правонарушение. Развод с супругой не является правонарушением. Алименты, которые выплачивает гражданин С. – это форма исполнения им обязанности по содержанию несовершеннолетних детей.

11. Составьте схему «Законотворческий процесс в Российской Федерации»

 

12. Разделите юридические факты события и юридические факты действия на две колонки, которые в свою очередь можно еще разделить на две: правомерные и неправомерные

Ответ:

 

События

Действия

Правомерные

Неправомерные

Иванов проживал в двухкомнатной квартире на основании того, что его жена заключила договор социального найма с органами местного самоуправления на основании ордера на проживание.

В 12 часов 15 февраля 2012 года – день открытия наследства моего дедушки.

Шестнадцатилетний Сергей Кирсанов устроился на работу и получал ежемесячную заработную плату 15 000 руб.

Прохоров уехала Чечню в 1995 году и не вернулся и поэтому его жена обратилась в суд о признании его умершим.

Шестнадцатилетние Артем и Наташа вступили в брак и заключили брачный договор.

Маслова и Самокатов жили в гражданском браке, вели совместное хозяйство, потом решили вырастить общих детей. Родился мальчик.

Столкнувшиеся на перекрестке дорог автомобили «жигули» и «мерседес» договорились о сумме возмещенного ущерба.

Столяров и Петров заключили сделку о производстве поддельных денег.

Индивидуальный предприниматель Сидоров решил выдавать кредиты физическим и юридическим лицам на возмездной основе.

13. Дайте определение пробелу и мерам его преодоления. Проанализировав любой федеральный закон, выявите его пробельные моменты. Предложите меры его преодоления в форме аналогии закона и аналогии права

Ни одно, даже самое совершенное законодательство не может заранее предусмотреть все те нестандартные ситуации, которые могут возникнуть в жизни и потребовать правового реагирования, поскольку жизнь неизмеримо богаче, многообразнее, чем любые юридические нормы. Именно поэтому нигде в мире никогда не было и нет беспробельного, идеального права, адекватно отражающего действительность. Пробелы в законодательстве нежелательны, однако объективно они возможны и неизбежны.

Под пробелом в праве понимается отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Это как бы «умолчание» законодателя относительно необходимости правового урегулирования определенного общественного отношения. Случай есть, а нормы нет.

В литературе различают пробелы первоначальные («недосмотр законодателя») и последующие, когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения. В любом случае пробел в праве – это состояние неурегулированности, неопределенности, а стало быть, и возможного своеволия, личного усмотрения чиновника.

Выделяют также реальные и мнимые пробелы. Мнимый – это когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению. В. В. Лазарев называет еще такие виды пробелов, как полные и частичные, преодолимые и непреодолимые, простительные и непростительные, а также намеренные.

Пробелы в праве вызываются в основном следующими причинами: а) относительной «консервативностью» права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений; б) несовершенством законов и юридической техники; в) бесконечным разнообразием реальной жизни; г) появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.

Первый и естественный путь полного устранения пробела – принятие новой нормы. Но это – «долгий путь», ибо законодатель не может непрерывно, в срочном порядке заделывать «дыры» в праве, он это делает постепенно, устраняя наиболее существенные из них. Пробелы же возникают постоянно и их надо оперативно заполнять, преодолевать. Для этой цели и существует институт правовой аналогии.

Термин «аналогия» в переводе с латинского означает сходство, подобие, соответствие чего-либо с чем-либо. В данном случае речь идет о сходстве правовых норм и регулируемых ими отношений. Задача аналогии заключается в том, чтобы разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. Законодатель устраняет пробел, а правоприменитель – восполняет или преодолевает.

В основе аналогии лежит предположение, что все отношения, сходные между собой в главных своих чертах и признаках, разрешаются одинаково. При этом обязательным условием является то, чтобы случай, подлежащий разрешению, непременно входил в круг регулируемых правом отношений, иными словами, находился в пределах юридического поля. К моральным отношениям аналогия права неприменима.

Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов: 1) аналогию закона; 2) аналогию права. В первом случае отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта. Во втором, когда не обнаруживается даже и сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права.

Так, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ имеет ряд существенных пробелов.

1) игнорирование рассматриваемым Федеральным законом фундаментального права пациента на охрану и защиту достоинства его личности;

2) явно недостаточные гарантии конституционного права на бесплатную медицинскую помощь;

3) отсутствие гарантии права пациента на отзыв ранее данного согласия на медицинское вмешательство, а также на отзыв ранее сделанного выбора врача и медицинской организации;

4) отсутствие гарантий права пациента на защиту от психологического манипулирования и иных форм психологического насилия;

5) отсутствие гарантий права человека, находящегося в состоянии запущенной или терминальной стадии серьезной и неизлечимой болезни, на достойную жизнь до самой смерти;

6) неполнота регулирования осуществления права на получение медицинской консультации (консультации врачей-специалистов).

Преодолеть эти пробелы возможно как с помощью аналогии закона – обратившись к статьям Гражданского кодекса, посвященным договорным отношениям в сфере оказания услуг, так и с помощью аналогии права, вспомнив, в частности, главу 2 Конституции Российской Федерации, где говорится о правах и свободах личности.

Список использованной литературы

  1. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: – Юристъ, 2004. – с. 312.
  2. Общая теория права: Учебник для юридических вузов. / Под общ. Ред. А. С. Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – 384 с.
  3. Основы права: Учебн. пособие для средних специальных учебных заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под Ред. В. В. Лазарева. – М: Юристъ, 2001. – 448 с.
  4. Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М. И. Абдулаева – М.: Финансовый контроль, 2004. – 561 с.
  5. Общая теория права и государства: Учебник / Под Ред. В. В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520с.
  6. Кашанина Т. В., Катании А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. – 800 с.

Готовые работы

https://docs.google.com/document/d/1S5w0Cj1pvIyFd6_ums9jsrXHoR9Qgu8x/edit?usp=share_link&ouid=100520889010766601467&rtpof=true&sd=true

https://docs.google.com/document/d/1QbXRigxRdqRXKXy16Liupzc6mmSSG4aE/edit?usp=share_link&ouid=100520889010766601467&rtpof=true&sd=true

https://docs.google.com/document/d/1tIurFiZy2Ul1cVKwOkRLfcz1qcrHW136/edit?usp=share_link&ouid=100520889010766601467&rtpof=true&sd=true

 

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь