Право

Поможем написать

О правовом регулировании

  • Тип работы: Реферат

Пределы правового регулирования

Правовое регулирование как целенаправленная юридическая деятельность сопровождает всю историю существования права в обществе. Но если первоначально оно представляло собой попытки угадать «волю богов», то со временем превратилось в сугубо человеческое дело. В эпоху расцвета юридического мировоззрения (XVIII в.) на Западе господствовало убеждение, что одним росчерком пера можно изменить правовую систему страны. Современная правовая теория приходит к выводу, что в любой правовой системе правовое регулирование имеет свои естественные пределы, п законодатель всегда вынужден считаться с теми социальными ожиданиями, которые существуют в обществе. По мнению А. В. Полякова и Е. В. Тимошиной, поскольку отбор юридических текстов и их легитимация осуществляются самим обществом, можно говорить о том, что правовое регулирование в обществе, по сути, представляет собой процесс саморегулирования[1].

С. С. Алексеев в работе «Восхождение к праву. Поиски и решения» к вопросу о правовом регулировании рассматривает его через призму динамики права. По мнению автора, право, рассматриваемое в действии, в движении, сообразно заложенным в нем закономерностям, позволяет увидеть наиболее существенные стороны права.

Понятие «правовое регулирование» является основной научной категорией, через которую реализуется такая научная перспектива. Понятие «правовое регулирование» — не просто несколько иной словесный оборот выражения «право — регулятор», а особая категория, основательная и «теоретически насыщенная», возглавляющая специфический понятийный ряд, в который входят еще такие понятия, как механизм правового регулирования, тип регулирования, правовой режим, метод регулирования, другие динамические структуры.

С точки зрения С. С. Алексеева, правовое регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия, всегда осуществляется посредством своего «динамического инструментария» — особого, свойственного только праву механизма, всего комплекса динамических систем и структур, призванных юридически гарантировать достижение правовых задач в рамках определенных типов, моделей юридического воздействия на общественные отношения[2].

Отличительной чертой любого общества является та или иная степень организованности, упорядоченности существующих в нем отношений, поэтому в любом обществе существуют определенные формы общественного регулирования. В свою очередь правовое регулирование представляет собой один из видов общественного регулирования. Правовое регулирование обеспечивает комплексу общественных отношений устойчивость и относительную стабильность. Юридические нормы обеспечивают эту стабильность, устанавливая определенные рамки поведения людей, определяя их права и обязанности в данных однотипных жизненных ситуациях. Общественные отношения складываются в результате многочисленных повторяющихся, сознательных, волевых действий субъектов права.

Регулировать — значит упорядочивать что-либо, воздействовать на определенный объект таким образом, чтобы ввести его в определенные рамки. Правовое регулирование влечет за собой создание определенных рамок должного и возможного поведения субъектов права. Сама многократная повторяемость этого поведения и тем самым повторяемость соответствующих однородных общественных отношений, их стандартизация представляют уже важный элемент упорядочения и тем самым регулирования этих отношений. Право не только закрепляет сложившиеся общественные отношения, но и способствует зарождению новых отношений, которые становятся предметом правового регулирования. Нормы права не только содействуют становлению новых отношений, но после того как такие отношения юридически закреплены, способствуют их упрочению и развитию[3].

Наиболее распространенным является определение правового регулирования как осуществляемого при помощи права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения. В качестве примера подобного определения сошлемся на учебник под редакцией Лазарева: «Правовое регулирование есть часть (аспект) действий права, которая характеризует специально-юридическое (не информативное и ценностно-мотивационное) воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ними еще не связана. В результате правовой регуляции формируется юридическая основа, определяются фиксированные в правовых велениях (нормах) ориентиры для организации деятельности участников регулятивных отношений и достижения фактических целей права. Правовое регулирование охватывает:

1) специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов), связанную с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их действенности. В указанном аспекте содержанием правового регулирования охватывается многообразная деятельность нормотворческих органов государства, связанная с выбором типа, методов, способов регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования, т.е. формированием того юридического инструментария, который объективно необходим в данных социально-экономических и политических условиях для обеспечения нормального функционирования гражданского общества, его институтов, организации жизнедеятельности людей на цивилизованных началах;

2) деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования своего поведения с правом (его принципами, целями, назначением). Выделение данного вида правовой регуляции (наряду с государственным регулированием), думается, согласуется с современными взглядами на правопонимание (и правообразование), исключает на практике утверждение монополии государства на «производство» права. Такой вывод вытекает из самой природы общедозволительного принципа организации правовой жизни цивилизованного строя и соответственно из социальной обусловленности права, которая всегда динамичнее правотворческой деятельности государства»[4].

Вместе с тем, говоря о правовом регулировании как об осуществляемом всей системой юридических средств воздействии на общественные отношения в целях их упорядочения, обозначим следующие главные особенности правового регулирования:

  • во-первых, правовое регулирование осуществляется при помощи общеобязательных норм, в конечном счете всегда исходящих от государства. Правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Государство не только вводит (устанавливает или санкционирует) юридические нормы, но и придает им общеобязательную силу. Юридические нормы обязательны для всех лиц, на которых они распространяются, независимо от их субъективного отношения к велениям государства;
  • во-вторых, правовое регулирование опирается на возможность использования принудительной силы государства. Если лица не исполняют веления государства, то в действие приводится аппарат государственного принуждения;
  • в-третьих, правовое регулирование связано с действием определенного механизма, охватывающего всю совокупность юридических средств. Юридические нор мы, индивидуальные государственные веления, правовые отношения — все это характеризует единый, согласованно функционирующий механизм правового регулирования. В этом смысле недостаточно сказать, что право — известная система юридических норм (хотя само по себе приведенное положение является правильным). Определенную систему, точнее механизм, образуют все юридические средства, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Таким образом, в зависимости от характера объективных требований общества содержание правового регулирования выражается в двух основных направлениях:

а) в упорядочении и закреплении существующих общественных отношений и

б) в содействии развитию новых общественных отношений.

Существенное значение для понимания правового регулирования имеет его предмет, а под более широким углом зрения — среда, в которой (и под влиянием особенностей которой) право воздействует на общественные отношения.

Без сомнений, право не должно и не может регулировать все общественные отношения. На каждом конкретно-историческом этапе должен быть достаточно полно определен предмет правового регулирования. В тех условиях, когда предмет правового регулирования заужен, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, с неизбежностью возникает угроза хаоса, произвола, непредсказуемости. Если предмет правового регулирования расширен (в данном случае речь может идти о тоталитарном государстве), то это приводит к социальной пассивности граждан, готовности возлагать всю ответственность на государство.

Вопрос о предмете правового регулирования непосредственным образом связан со сферой правового регулирования. Сфера правового регулирования представляет собой понятие более широкое, нежели предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, которые уже регулируются правом, в свою очередь, сфера правового регулирования заключает в себе общественные отношения, уже урегулированные правом, а также отношения, которые правом еще не урегулированы, но могут и должны быть им урегулированы[5].

Какие же общественные отношение могут и должны регулироваться правом?

Во-первых, сферу правового регулирования образуют общественные отношения, которые носят, так или иначе, волевой характер или во всяком случае имеют «волевую сторону». Право вообще воздействует на общественную жизнь через волю и сознание людей, через их волевое, осознанное поведение.

Во-вторых, сферу правового регулирования образуют общественные отношения, которые поддаются внешнему контролю. Право как внешний регулятор общественных отношений исходит от государства и, воздействуя на поведение человека извне, может регулировать только те его поступки, которые поддаются правовой регламентации.

В-третьих, правовым регулированием охватываются лишь наиболее значимые для государства и общества общественные отношения23. Право должно регулировать не любое, а только социально значимое поведение, поведение, которое затрагивает интересы других людей, общества в целом, государства.

В-четвертых, сферу правового регулирования составляют только конкретные волевые отношения. Из поведения людей, их различных и многочисленных поступков складываются конкретные общественные отношения, которые в свою очередь образуют в качестве «равнодействующей» систему общественных отношений.

Таким образом, сферой правового регулирования являются определенные виды конкретных общественных отношении. Более точно сферу правового регулирования можно определить как наиболее значимые для государства и общества конкретные волевые общественные отношения, поддающиеся внешнему контролю.

С предметом и сферой правового регулирования тесно связан вопрос о пределах правового регулирования[6].

Пределы правового регулирования есть некая «демаркационная линия», отделяющая область правового от неправового и очерчивающая границы распространения права, предельность его воздействия на сознание человека и его деяния. Пределы правового регулирования обусловлены неюридическими факторами. Они коренятся в природе человеческой деятельности, предопределены их общей культурой и цивилизованностью, детерминированы существующей системой отношений, экономическими, историческими, религиозными, национальными и другими обстоятельствами[7].

В непосредственной связи с пониманием сферы и пределов правового регулирования находится понятие предмета правового регулирования. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос: «что регулируется правом?». К нему относят те разновидности общественных отношений, действий индивидов, коллективов людей, которые:

а) объективно могут быть урегулированы правом;

б) в данных условиях требуют юридического воздействия.

Значит, не все действия, отношения социальных субъектов могут становиться объектом правового воздействия, а лишь определенная их часть, а именно те из них, которые имеют нормативный характер, т.е. типичны для данных условий, повторяемы, отличаются массовым (потенциальным или реальным) проявлением, поддаются государственно-правовому контролю, могут быть переведены на язык права, т.е. формализованы, и др.

Пределы правового регулирования — это границы регулирующего действия права, границы, в рамках которых осуществляется правовое регулирован не общественных отношений. Вопрос о пределах правового регулирования в отечественной юриспруденции детально не разработан. Проанализировав имеющуюся литературу данной тематики и столкнувшись с различными взглядами, мы находим целесообразным различать объективные п субъективные пределы правового регулирования.

Характеристика условий, необходимых для того, чтобы общественные отношения могли быть урегулированы правом, и позволяет определить объективные пределы правового регулирования. Общественные отношения, в содержании которых определяющую роль играют объективные моменты (т. е. независимые от воли и сознания отдельных людей), не могут быть целиком урегулированы в правовом порядке. Как уже отмечалось, юридические нормы регламентируют их через «волевую сторону». Право достигает своих целей и действительно регулирует общественные отношения лишь постольку, поскольку требуемое нормами права поведение людей объективно возможно. Ряд общественных отношений не может быть предметом правового регулирования потому, что данное поведение людей не допускает внешнего контроля и не может быть обеспечено при помощи специфических правовых средств, в частности при помощи государственного принуждения в случае уклонения поведения лица от требований юридической нормы. Такого рода отношениями являются, например, личные связи между людьми в области любви, дружбы, товарищества. Вне сферы право вой регламентации находится личное, субъективное отношение человека к окружающей действительности, поскольку оно не выражено в действиях.

Субъективные пределы правового регулирования в отличие от объективных пределов — это границы, которые определяются уже не общественными отношениями, а правотворческими органами — органами, создающими и устанавливающими нормы позитивного права. Правотворческие органы, устанавливая нормы права, определяют, какие общественные отношения и как этими нормами будут регулироваться. Поэтому субъективные пределы правового регулирования — это, прежде всего, предметные пределы, т. е. границы предмета правового регулирования или сферы урегулированных нормами права общественных отношений. Кроме того, субъективные пределы правового регулирования могут про являться в степени урегулированности тех или иных общественных отношений и некоторых других показателях[8].

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Издательство НОРМА, 2001. — 752 с.
  2. Афонасин Е. В., Дидикин А. Б. Философия права: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2006. 92 с.
  3. Белякович Е. В. Понятие и пределы правового регулирования // Сибирский юридический вестник. 2006. №4.
  4. Веленто Л.И. Пределы деятельности государства (теоретико-правовой анализ внешних форм ограничения) / Л.И.Веленто. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 110 с.
  5. Иконникова, Г. И. Философия права: учебник для магистров / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 364 с.
  6. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.
  7. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права. Учебник. - СПб.: СПбГУ, 2015. - 472 с.

 Сссылки

[1] Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права. Учебник. - СПб.: СПбГУ, 2015. - с 271.

[2] Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Издательство НОРМА, 2001. —с 316-317.

[3] Белякович Е. В. Понятие и пределы правового регулирования // Сибирский юридический вестник. 2006. №4.

[4] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — с123.

[5] Белякович Е. В. Понятие и пределы правового регулирования // Сибирский юридический вестник. 2006. №4.

[6] Белякович Е. В. Понятие и пределы правового регулирования // Сибирский юридический вестник. 2006. №4.

[7] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — с125.

[8] Белякович Е. В. Понятие и пределы правового регулирования // Сибирский юридический вестник. 2006. №4.

 



Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь