Право

Основные виды договоров действующих в товарном обороте

Тип работы: Контрольная работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 10 - 20 минуты)

User Rating: 0 / 5

Основные виды договоров действующих в товарном обороте: купли-продажи, договор поставки, транспортные договора; их правовая характеристика

В товарном обороте действуют следующие виды договоров: купли-продажи, договор поставки, транспортные договора. Рассмотрим их подробнее.

Договор купли-продажи – эта соглашение, в соответствии с которым продавец обязуется передать имущество в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму. Если покупателем является государственная организация, то у нее возникает право оперативного управления имуществом. Такое же

право возникает у иных организаций, осуществлявших согласно закону или уставу (положению) оперативное управление имуществом (ст. 237 ГК).

Сущностью договора купли-продажи является прекращение права собственности или права оперативного управления на имущество продавца и возникновение на это же имущество права собственности или права оперативного управления покупателя.

Договор купли-продажи представляет собой правовую форму, опосредствующую товарное обращение в социалистической экономике. В условиях товарного производства для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке. Этот договор служит удовлетворению всевозможных потребительских нужд населения.

Договор купли-продажи является двусторонним, возмездным, консенсуальным.

В договоре купли-продажи сторонами – продавцом и покупателем – могут, выступать граждане, социалистические организации и Советские государство. Договор заключается между гражданами, гражданами и социалистическими организациями и между социалистическими организациями. Чаще договор заключается между гражданами (покупателями) и государственными или кооперативными розничными торговыми предприятиями.

Предметом договора купли-продажи может быть только то имущество, которое покупатель вправе иметь в своей собственности, Не может быть предметом договора купли-продажи имущество, составляющее собственность государства или исключенное из гражданского оборота. В большинстве случаев предметом договора являются товары народного потребления.

Некоторые предметы (оружие, летательные аппараты и др.) в силу своего значения для народного хозяйства, по соображениям, государственной безопасности или по иным основаниям могут приобретаться только по особым разрешениям (ст. 137 ГК).

Договор поставки – один из наиболее распространенных видов обязательств. Договор поставки охватывает практически весь товарооборот в хозяйственной деятельности. Заключение этого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц) так и для индивидуальных предпринимателей.

Наиболее оптимален договор поставки, к примеру, для регулирования взаимоотношений между производителями товаров и поставщиками сырья, материалов либо комплектующих изделий; между изготовителями товаров и оптовыми организациями, специализирующимися на реализации товаров. Указанные отношения должны отличаться стабильностью и иметь долгосрочный характер. Поэтому в правовом регулировании поставочных отношений преобладающее значение имеют не разовые сделки по передаче партии товаров, а долгосрочные договорные связи [2, с. 35].

В настоящее время законодательное регулирование хозяйственных отношений по договору поставки осуществляется новым ГК РФ, и, необходимость применения старых нормативных актов (Положение о поставках продукции производственно-технического назначения; Положение о поставках товаров народного потребления), как противоречащих ГК РФ, отпала.

Оптовый оборот товаров, отношения между профессиональными продавцами и покупателями обозначены в Кодексе как поставка товаров. Определение условий таких коммерческих отношений – дело прежде всего их участников. Вместе с тем есть признанные стандарты коммерческого оборота, которые следует предусматривать в законе и применять в случае отсутствия иного соглашения сторон. Кодекс в этой части учитывает правила, установленные Венской конвенцией о международных договорах купли – продажи товаров, участником которой является Россия, а также сложившиеся в нашей стране нормы о периодах, порядке поставки, восполнении недопоставки товаров, их выборке, расчетах за поставленные товары, последствиях нарушения условий поставки.

Договором поставки ст. 506 ГК признает такой договор купли – продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Договор поставки имеет такую же экономическую сущность (возмездная передача товара от одного субъекта к другому) как и договор купли – продажи. ГК РФ определил договор поставки как разновидность договора купли – продажи, и отсюда просматривается единство экономического содержания и юридических признаков этих договоров:

1) они призваны обеспечить переход права собственности (иного вещного права) на имущество;

2) заключение этих договоров происходит в результате свободного волеизъявления сторон, которые выступают как свободные товаровладельцы;

3) они имеют возмездно – эквивалентный характер, где встречным предоставлением являются деньги.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что к договору поставки товаров применяются не только специальные нормы, но и общие положения о купле – продаже (ст. 454). Это положение имеет как научно – познавательное, так и практическое значение, поскольку в процессе реализации прав, вытекающих их конкретных обязательств, а также при осуществлении защиты прав в арбитражном суде требуется и четкое их определение, и правильная юридическая квалификация [5, с. 113].

Договору поставки присущи квалифицирующие признаки, выделяющие его в отдельный вид договора купли – продажи и обуславливающие его особое правовое регулирование:

1) передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок или срок. Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного условия договора;

2) по договору поставки подлежат передаче не любые товары, а только производимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в качестве поставщика выступает коммерческая организация, специализирующаяся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимается их закупками;

3) имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью.

Кроме того, договор поставки имеет и другие существенные отличия. Например:

1) система договорных связей при поставке зачастую сложная, и поэтому поставщик не всегда собственник (производитель) поставляемого имущества, им может быть и посредник, реализующий покупателю товары с целью получения прибыли;

2) в договоре поставки момент заключения договора отдален во времени от момента исполнения, так как товара, подлежащего поставке, может и не быть на момент заключения договора;

3) договор поставки создает длительные отношения между сторонами;

4) исполнение договора поставки, как правило, осуществляется по частям;

5) в объем прав и обязанностей сторон входит не только продажа поставляемого товара, но и его доставка;

6) само содержание договора определяет письменную форму его заключения.

Значение договора поставки состоит в том, что он как договор купли – продажи опосредует процессы товарного обмена в обществе, в частности материально – техническое обеспечение субъектов хозяйствования. Действительно, купля-продажа является универсальной юридической формой отношений обмена, позволяющей опосредовать различные его виды, а общественно – экономические отношения, регулируемые договором поставки и купли-продажи, в основном тождественны: они лежат в сфере товарного обращения и представляют собой куплю – продажу в ее экономическом значении.

Транспортные договора – одни из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которым осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей.

Транспортный договор можно определить как договор, по которому одна сторона (транспортная организация) обязуется оказать услугу по перемещению грузов или пассажиров для достижения предусмотренных им целей, а другая сторона (клиент) обязуется уплатить установленную плату. Транспортные обязательства – понятие собирательное, включающее разнотипные обязательства с одним, однако непременным элементом-услугой, суть которой – деятельность по перемещению грузов и людей в пространстве. Купля-продажа, поставка, контрактация сводятся в группу обязательств, опосредующих переход имущества в собственность, все обязательства об оказании транспортных услуг могут быть сгруппированы по единому для них сущностному экономическому признаку – специфической услуге по перемещению в пространстве.

По этому признаку в разряд транспортных должны быть отнесены все обязательства, опосредующие транспортную деятельность в любом ее виде, несмотря на различия их конкретных экономических и юридических признаков.

Определение понятия транспортного договора позволяет, во-первых, выделить из большого числа отношений по оказанию услуг обязательства, опосредующие оказание специфической услуги по перемещению; во-вторых, провести «инвентаризацию» транспортных договоров; в-третьих, разграничить транспортные и широко распространенные на транспорте нетранспортные обязательства, тесно связанные с первыми и обеспечивающие их нормальное становление, развитие и прекращение; в-четвертых, выработать понятие вспомогательных обязательств на транспорте, обусловленное их выделением наряду с основным обязательством перевозки.

Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов).

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель – предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК). Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут приобретать правовые формы:

а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте;

6) договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта;

в) административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу.

Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном ст. 798 ГК. Такая форма взаимоотношений между перевозчиком и грузовладельцем применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Договоры об организации перевозок получили разнос наименование в транспортных уставах и кодексах (годовой договор – на автомобильном транспорте, навигационный – на внутреннем водном и др.). Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон и пр.

Выполнение действий, указанных в ст. 791 ГК, происходит в порядке, установленном транспортным законодательством.

Порядок заключения договора перевозки зависит от его природы. Заключение реального договора приурочивается к моменту вручения перевозчику груза вместе с сопроводительными документами. Если перевозка оформляется консенсуальным договором фрахтования, он заключается в общем порядке, предусмотренном для гражданско-правовых договоров.

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки. По территориальному признаку они делятся на внутригосударственные и международные. В зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в транспортировке груза, выделяются договоры перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Местной называется перевозка, осуществляемая одной транспортной организацией, в рамках территориальных границ ее деятельности (например, железнодорожная перевозка из Санкт-Петербурга в Москву в пределах Октябрьской железной дороги). Перевозка, в которой по единому транспортному документу участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта, именуется перевозкой в прямом сообщении (например, железнодорожная перевозка из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород).

Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составленному на весь путь следования (например, перевозка груза из Санкт-Петербурга в Волгоград с выполнением самим транспортом перевалки в Москве с железной дороги на водный транспорт). Порядок осуществления таких перевозок определяется соглашениями между организациями различных видов транспорта, которые должны заключаться на основе специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК) [11, с. 59].

Предприятия различных видов транспорта в таком случае заключают между собой договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и пр.) в порядке, установленном транспортным законодательством (ст. 799 ГК). Если же груз будет следовать из Санкт-Петербурга в Москву по железнодорожной накладной, а из Москвы в Волгоград – по новому перевозочному документу, выписанному отправителем после получения груза от железной дороги, то налицо обычная смешанная перевозка (соперевозка). Она включает два договора перевозки – по железной дороге и водным транспортом.

Субъектами обязательства являются, прежде всего, перевозчик и грузоотправитель. Отправителями грузов могут быть любые субъекты гражданского права. Напротив, перевозчиком может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. Не являются перевозчиками те лица, которые хотя и имеют лицензию на транспортную деятельность, но осуществляют перемещение грузов для собственных нужд.

Предмет договора перевозки – услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают в себя не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров. Так, оказание услуг по транспортировке груза, а также выполнение погрузочно-разгрузочных работ сближает договор перевозки с договорами подряда и возмездного оказания услуг.

Поскольку перевозочные средства в период погрузки фактически используются в интересах клиентуры, наблюдается сходство перевозки с договором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии элементов, характерных для хранения. Выдача транспортной организацией груза получателю по указанию отправителя напоминает действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования).

Однако и погрузка, и выгрузка груза, и его хранение и выдача лишь сопутствуют цели договора перевозки. Юридическая же природа любого договора определяется его основной целью, а не сопутствующими ему моментами. Такая цель в договоре перевозки – транспортировка и доставка грузов в пункты назначения. Выполнение всех названных действий – лишь условие надлежащего исполнения этой обязанности транспортной организацией. Именно она и обусловливает выделение договора перевозки в системе обязательств в качестве самостоятельного.

Совершение операций по выдаче и приемке грузов завершает исполнение договора перевозки.

Правовое регулирование инновационной деятельности. Виды инноваций

В создании системы государственного регулирования инновационной деятельности в России прослеживаются как неоклассические рецепты по развитию конкуренции и сокращению государственного вмешательства, так и предложения и теоремы институцианализма по использованию правовых и неформальных институциональных практик. Особое место в обосновании инновационного прорыва на национальном и наднациональном уровнях занимают концепция устойчивого развития и теории глобализации.

Переходный характер институционализации инновационной деятельности в Российской Федерации обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности. Именно поэтому широко распространенной является позиция, согласно которой правовой базой инновационных процессов в Российской Федерации является законодательство об интеллектуальной собственности [6].

Общая законодательная база правового регулирования инновационной деятельности включает:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);
  • Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ <-О науке и государственной научно-технической политике»;
  • Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
  • Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в Ред. от 7 февраля 2003 г.) ';
  • Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 » О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в Ред. от 24 декабря 2002 г.);
  • Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
  • Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 » – О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в Ред. от 9 июля 2002 г.);
  • Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 » – О селекционных достижениях».

Но даже наличие этой законодательной базы не снижает обоснованности выводы Ю. В. Яковца о том, что «важнейшая сфера реализации стратегически-инновационной функции государства остается практически вне специального государственного регулирования, что является тормозом инноваций, особенно базисных» [8, с. 451. ].

Разрозненность общих законодательных актов и их неполнота обусловливают недостаточную комплексность специальных актов.

Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;

в) программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера [10, с. 390. ].

В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» определения инновационной деятельности не содержится, хотя указано, что «научная и (или) научно-техническая продукция – научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации». Реализация научно-технической продукции означает ее вовлечение в коммерческий оборот и, таким образом, получение предпринимательского дохода, то есть коммерциализацию инноваций. Важнейшая цель государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности состоит в контроле за сферой их использования. Это может быть достигнуто путем проведения конкурсов на передачу предприятиям прав на полученные за счет средств федерального бюджета инновационные результаты, что должно способствовать развитию деятельности государства в лице уполномоченных органов в качестве лицензиара.

Современная административная реформа имеет ряд решающих для развития институционально-правовой среды инновационной деятельности черт:

  • внедрение принципов, моделей и методов «нового государственного менеджмента»;
  • восприятие методик бизнес-управления;
  • большая ориентация на клиентов и сервис;
  • перенос рыночных механизмов и конкуренции в государственное управление.

Безусловно, различия между странами должны учитываться в первую очередь, еще до попыток перенести англо-американскую модель административных реформ. Именно поэтому столь важную роль для современного развития российских инноваций играет исследование моделей, существующих в развитых странах и определение границ приемлемости импорта данных идей и институтов в Россию, особенно в сфере использования объектов интеллектуальной собственности.

Межгосударственное правовое регулирование инноваций в сфере предпринимательства на пространстве бывшего СССР стало формироваться после того, как Российская Федерация в 1993-1995 гг. заключила международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом стран СНГ, выступила инициатором создания Евразийской патентной системы и ратифицировала Евразийскую патентную конвенцию. К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г. Марракеш 15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли.

Само понятие «интеллектуальная собственность» вошло в международный оборот не благодаря ст. 1 ТРИПС, а ранее, в связи с созданием Всемирной организации интеллектуальной собственности, и раскрыто в пункте VIII ст. 2 Конвенции от 14 июля 1967 г.

В ст. 2 ТРИПС установлен общий принцип, согласно которому для стран-участниц продолжают действовать такие соглашения в области интеллектуальной собственности как:

  • Парижские соглашения об охране промышленной собственности в редакции от 14 июля 1967 г.;
  • Бернская конвенция 1886 г. об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г.;:
  • Римская конвенция 1971 г. об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания;
  • Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем 1989 г.

Российская Федерация является участником указанных в статье 2 ТРИПС соглашения, договора, конвенций. В России были внесены либо подготовлены предложения по внесению изменений в законодательство, соответствующих ТРИПС, что уже нашло свое отражение в Гражданском кодексе от 18 декабря 2006 г. Таким образом, 2007-2008 гг. являются ключевыми для создания стройной системы гражданско-правового регулирования инновационной деятельности в России.

В соответствии с международными стандартами инновация – это конечный результат новшества то есть, прежде всего, изменения, связанные с введением новых элементов, отсюда выделим критерии инновации:

1. Новизна.

2. Товарность.

3. Рыночная востребованность.

4. Эффективность.

5. Наукоемкость.

С помощью критериев можно объяснить феномен инновации, обеспечивающий экономический рост, как конечный результат осуществления инновационного процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориентированная на положительный эффект.

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

1. В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:

  • продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
  • процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

2. По типу новизны для рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

3. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

4. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

5. В Научно-исследовательском институте системных исследований разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия.

По этому признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

6. По интенсивности инновационного изменения Выделяют 8 порядков, предполагающие качественные, количественные целевые изменения.

1) регенирирование первоначальных свойств (восстановление). Целевое изменение сохраняющее и обновляющее функции производственной системы или ее части;

2) изменение количества;

3) перегруппировка или организационное изменение;

4) адаптационное изменение;

5) новый вариант (начало качественных изменений);

6) новое поколение (меняется большинство первоначальных свойств системы, но базовая структура сохраняется);

7) новый вид (качественное изменение функциональных свойств производственной системы, меняется первоначальная концепция, но функциональный принцип сохраняется);

8) новый род (коренное изменение функциональных свойств производственной системы, которая меняет основной функциональный принцип).

Есть еще достаточно полная классификация инноваций. Ее предложил А. И. Пригожин

1. По месту в производственном цикле:

  • сырьевые;
  • обеспечивающие (связывающие);
  • продуктовые.

2. По преемственности:

  • замещающие;
  • отменяющие;
  • возвратные;
  • открывающие;
  • ретровведения.

3. По охвату:

  • локальные;
  • системные;
  • стратегические;

4. По инновационному потенциалу и степени новизны:

  • радикальные
  • комбинаторные
  • совершенствующие

Задача

Швейный кооператив поставил магазину «Молодежная мода» партию женских платьев и по истечению установленного в договоре срока предъявил покупателю платежное требование на оплату товаров. Однако магазин отказался оплатить полученные товары, ссылаясь на то, что они не пользуются спросом. Он предложил кооперативу расторгнуть договор и забрать платья.

Кооператив с этим не согласился и предъявил магазину иск о взыскании 759 тыс. руб., составляющих стоимость поставленных платьев, а также штраф за отказ от уплаты товара.

Какова ответственность покупателя за отказ оплаты товара? Как разрешить спор между сторонами?

Ответ:

За отказ от исполнения обязанности оплатить товары будет применяться ответственность за неисполнение договора, ответственность за неисполнение денежного обязательства и убытки.

Чтобы разрешить спор нужно заплатить.

Согласно ст. 310 ГК о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств предусмотрено следующее: односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно этой статье, возможно потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар (ст. 486 ГК).

В соответствии с этой статьей, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.

Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.

Если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара и уплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК РФ.

Споры, связанные с исполнением сторонами обязательств по договору поставки (купли-продажи), традиционно составляют большинство среди рассматриваемых хозяйственными судами дел, вытекающих из имущественных отношений.

Если согласно договору оплата товара осуществляется на основании платежных требований, выставляемых поставщиком, поставщик вправе насчитывать должнику пени и проценты за пользование чужими денежными средствами с момента акцепта платежного требования должником или истечения срока для акцепта. Соответственно, если доказательств выставления платежного требования не имеется, то основания для взыскания с должника в судебном порядке пеней и процентов отсутствуют.

Вместе с тем требование поставщика о взыскании с покупателя пени и процентов подлежит удовлетворению в случаях, когда, договор содержит указание на окончательный срок оплаты (например, не позднее 10 дней с момента поставки). Период просрочки должника в таком случае будет исчисляться с момента истечения предусмотренного договором окончательного срока оплаты товара. Требование о взыскании штрафных санкций по договору поставки, а также процентов за пользование чужими денежными средствами может быть предъявлено только одновременно с требованием об исполнении основного обязательства (по оплате товара) и после предъявления указанного требования.

Список использованной литературы:

  1. Гражданский Кодекс РФ.
  2. Комментарий части 2 ГК РФ для предпринимателей. – М., 1996.
  3. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под Ред. О. Н. Садикова. – М., 1996.
  4. Алехин Б. И. Организация транспортных перевозок – М.: Юнити, 1999 г.
  5. Анохин В. »Договор поставки в рыночной экономике» //Хозяйство и право. – 1996. – № 9.
  6. Волынкина М. В. Инновационное законодательство и гражданское право-, проблемы соотношения//Журнал российского права. – 2005. – № 1.
  7. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.

8. Предпринимательское (хозяйственное) право. / Под Ред. В. В. Лаптева, С. С. Занковского. – М.: Волтерс Клувер. – С. 451.

9. Титов А. Б. Маркетинг и управление инновациями. – СПб.: Питер, 2001. – 240 с.

10. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. – М.: Экономика, 2004. – С. 390.

11. Якушев В. Общие тенденции развития права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право. – 1996. – №9. – с. 58-60.