Механизмы чувственного познания
- Тип работы: Вопрос - ответ
Познание – общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием которого является отражение объективной действительности в его сознании. Конечным результатом такой деятельности является всегда новое знание о мире.
Познание – высшая форма отражения. Раскрывая законы действительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств. Это оказывается возможным потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности. Человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов чувств, поэтому чувственное познание является необходимым условием и неотъемлемым аспектом познания вообще.
Чувственное познание включает в себя три основные формы отражения: ощущение, восприятие и представление.
Ощущение (кроме мышечного чувства и болевых ощущений) – это отображение отдельного свойства, одной стороны вещи одним из органов чувств, результат физиологического анализа. Кроме того, это субъективный образ объективной действительности, оно всегда одноаспектно.
Восприятие – суть целостный образ отображаемого объекта результат последующего физиологического синтеза, комбинация ощущений, благодаря которой объект воспринимается как нечто целое.
Представление как чувственное отражение объекта позволяет воспроизвести его мысленно, когда он перед нами отсутствует. В силу этого в представлении отражаются не все воспринимаемые свойства, а лишь наиболее важные в каком-то отношении, воспроизводя тем самым нечто обобщенное и типичное. Представление формируется на основе памяти и не предполагает наличия воспроизводимого в идеальной форме объекта: человек способен вспомнить то, что видел когда-то ранее. Отсюда возможность воображения, фантазии, комбинировании различных представлений, благодаря чему он может создавать образ даже несуществующего в природе предмета (кентавра, например).
Отсутствие ранее виденного объекта делает представление менее четким и богатым по сравнению с восприятием. Однако присущая представлению значительно большая обобщенность свидетельствует о его более тесной связи с понятийным мышлением, которое есть не что иное, как обобщенное и опосредованное отражение действительности субъектом познания (именно поэтому о представлении говорят как о знании).
Специфика чувственного познания заключается в том, что оно формируется в результате непосредственного взаимодействия с внешним миром: сами чувственные образы выступают как нечто непосредственно данное. В чувственных образах объективное содержание и субъективная форма даны в их непосредственном единстве.