Проблема смысла жизни человека в романе Патрика Зюскинда "Парфюмер".
- Тип работы: Курсовая работа
- Цена: Бесплатно
Введение
Тема данной работы, которая посвящена роману «Парфюмер», обозначена следующим образом: "Проблема смысла жизни человека в романе Патрика Зюскинда "Парфюмер".
Надо сказать, что роман «Парфюмер» Патрика Зюскинда – уникальное явление в современной немецкой литературе. Появившийся на свет в 1985 году, роман добился такой мировой известности, какой в немецкой литературе последними пользовались произведения Т. Манна, Г. Бёлля и Г. Грасса. За двадцать четыре года, прошедших с того времени, когда роман впервые увидел свет, он издан общим тиражом более двенадцати миллионов, переведен на сорок два языка, включая латынь, и, наконец, экранизирован.
Поначалу в филологических кругах Германии роман был воспринят довольно прохладно, и только спустя несколько лет стали появляться критические статьи и работы о нем. Высказывания рецензентов и литературных критиков о романе поражают полярностью оценок: от «китча» и «эпигонства», «искусственного смешивания стилей и мотивов» до «читательского потрясения», «феноменального замысла» и «счастливого случая в немецкоязычной литературе».
Появление русского перевода романа, огромная популярность, которую приобрел роман в среде русскоязычных читателей, – все это не осталось незамеченным отечественной литературной критикой и учеными-филологами.
Внимание писавших о романе «Парфюмер» было главным образом сосредоточено на том, чтобы определить место романа в мировой литературе, определить его как произведение постмодернистской литературы, и именно таким путем разгадать все загадки, заложенные автором в роман.
При прочтении романа, разумеется, поражает обилие разных планов в сюжете романа. В нем тесно переплетаются исторические реалии кануна Великой французской революции; читателю трудно избавиться он аналогий и известными сюжетами мировой литературы. Невольно приходится задуматься над теми механизмами, которые приводят к власти, сильную и гениальную личность. Читателю также само собой приходится переосмысливать, какое значение в человеческой жизни играет обоняние.
Актуальность нашего обращения к роману определяется тем, что роман, как и всякое по-настоящему большое произведение литературы, к числу которых "Парфюмер", несомненно, принадлежит, не может не ставить перед читателем "вечные" вопросы о добре и зле, любви, о смысле человеческой жизни.
Цель данной работы - проанализировать роман Патрика Зюскинда "Парфюмер" с точки зрения того, как роман помогает читателю ответить на вечный вопрос о смысле человеческой жизни.
Для этого, как нам кажется, надо решить следующие задачи.
– проанализировать критическую литературу, посвященную роману;
– проанализировать текст роман с точки зрения среды, в которой рождается и живет главный герой романа Жан-Батист Гренуй;
– проанализировать историю жизненных поисков главного героя и доказать правомерность итога, к которому его этот путь приводит.
Надо сказать, что в достаточно большом объеме литературы, посвященной анализу романа, такой подход практически не встречается: роман анализируют, прежде всего, с точки зрения его принадлежности к литературе постмодернизма. Все это может говорить о том, что новизне подхода к анализу романа, который мы использовали в нашей работе.
Роман «Парфюмер» в оценках литературной критики
В 1985 году в Швейцарии был впервые напечатан роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». Перевод названия романа спорный. В оригинале он называется «Das Parfum», то есть «Аромат» или «Духи». Этот роман интересен тем, « что в нем впервые повествуется о той стороне человеческого бытия, которая в принципе не поддается вербализации. О том из пяти человеческих органических чувств, которое всегда называется последним в ряду – об обонянии» [12, c. 79].
Гений в окружении враждебного мира
Главный герой романа «Парфюмер» Жан Батист Гренуй, как уже было сказано - личность исключительная. Вне всякого сомнения, он, вместе с тем, является злодеем – пусть и гениальным. Однако сам мир, в которым рождается и живет герой вовсе не представляется сплошным царством добра и любви. Более того, Добро вообще трудно найти в окружении главного героя. С самого рождения – мир этот враждебен Греную, и движущей силой, толкающей его на преступление, является не только его безудержная страсть в создании совершенного запаха, но постоянное чувство отверженности от мира, и желание к этому миру прильнуть.
«Обделенность людским вниманием, заботой и добротой, не говоря о любви, сопровождает Гренуя всю жизнь. Воплощая в фактах биографии и «линиях судьбы» своего героя эту лишенность человечности, Зюскинд «изымает» из человеческой природы Гренуя и доброе начало. Гренуй живет вне добра, не испытывая потребности в нем, не зная ни Бога, ни совести, ни чести, ни долга. Все, что дано каждому как «человеческое в человеке» (пусть в малой мере – духовная любовь или сексуальное влечение), в Гренуе, чуть ли не по Фрейду, сублимировано в запахе»[16, с. 74].
Поиски главного героя романа «Парфюмер»
Рожденный в мире, где представления о Добре и Зле размыты, сам не знавший любви, именно ее - Любовь, как нам кажется, и пытается найти главный герой романа. И весь путь Гренуя – это путь к Любви.
Зюскинд на протяжении всей книги сравнивает Гренуя с клещом, который абсолютно уходит в себя и только ждет, когда кто-нибудь пройдет под ним, чтобы вцепиться и выпить ту самую каплю крови, о которой мечтал всю жизнь.
Заключение
Таким образом, трагедию Жана Батиста Гренуя – главного героя романа немецкого писателя Патрика Зюскинда "Парфюмер" можно интерпретировать по-разному. Многочисленная критическая литература, посвященная роману, относит роман к произведению постмодерниского направления в литературе, хотя аргументы критиков, не согласных с таким взглядом на вещи, выглядят достаточно убедительно.
Мы в своей курсовой работе пытались проанализировать роман с точки зрения пути, который совершает главный герой романа, чья смерть, как нам кажется, является логическим завершением тех поисков, которые он начал с момента осознания своего таланта.
Детство и младенчество Гренуя – это постоянная борьба за выживание в безжалостном и равнодушном к нему мире. И первым человеком, чье безразличие едва не стоило жизни главному герою, была мать, не бросившая в душу ребенка семян добра и любви.
Гренуй, которого безжалостный мир не раз мог свести в могилу, все же вырос и окончательно осознал, что он в этом мире совсем один. Ни один человек никогда не будет думать о нем, разве что если найдет способ извлечь из Гренуя выгоду. И Гренуй продолжал жить своей жизнью, он коллекционировал запахи, не давая экспонатам своей коллекции никаких эстетических оценок. Но случай переворачивает все его представления о запахах — он понимает, что такое «прекрасное». Запах молодой девушки, который он учуял через реку, пьянит его, манит к себе. Гренуя неожиданно охватывает жажда обладать этим запахом, он должен вобрать его в себя без остатка. После познания этого «ключа к порядку всех других ароматов», без которого «нельзя ничего понять в запахах», Гренуй производит полную ревизию своих ароматов, он раскладывает их по полочкам, разделяет на хорошие и плохие. Это предопределило всю его жизнь – он не только понял, что должен быть парфюмером, а обрел некие ориентиры в этом мире. Эти ориентиры лишены моральности, но уж запахи он оценивает с точки зрения эстетики.
В дальнейшем происходит новое открытие: Гренуй понял причину своей отчужденности от мира. Дело, как оказалось, было вовсе не в его феноменальном обонянии, но в отсутствии запаха на теле, своего запаха. Вернувшись в мир людей, Гренуй создает духи, имеющие запах человеческого тела. Гренуй интуитивно приходит к тому, что находит механизм манипулирования людьми, их сознанием, самой жизнью, и запахи, сконструированные им с дьявольской холодностью, становятся универсальными отмычками к людским душам. Греную стал понятен механизм того, что люди, называют любовью, он понял, что с помощью запаха способен манипулировать чувствами окружающих, но для него такая любовь мира не имеет ценности. Ему-то хотелось, чтобы любили все же его самого, а не его мастерство талантливого парфюмера. Самоубийство главного героя – следствие собственного одиночество в этом мире, который его отвергает с самого рождения, и одновременно бессознательный акт любви к миру, принесение в жертву себя самого, что, собственно говоря, и является любовью. Так роман отвечает на вечный вопрос в истории человечества о смысле человеческой жизни.
Список использованной литературы
- Арская, Ю.А. Чудовище, убивающее красавиц, как метафора постмодернистской концепции творчества: (Опыт интерпретации романа П.Зюскинда "Парфюмер") // Художественный текст: варианты интерпретации. - Бийск, 2007. - Ч.2. - С. 27-35.
- Вайнштейн О. Грамматика ароматов: одеколон и Шанель № 5 // Иностранная литература. 2001. № 8. С. 260-273.
- Венгерова Э. От переводчика // Зюскинд П. Парфюмер. СПб., 2005 с. 297-298.
- Вилисова Т.Г. Роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»: сюжет, герой, традиция // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. - Пермь, 1999. - C. 177-191.
- Дарк О. Художник и его натурщицы : [тема художественного творчества в романах Дж. Фаулза «Коллекционер и П. Зюскинда «Парфюмер] // Лит. обозрение. - 1993. - № 7/8. - С. 70-74.
- Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере //"Вопросы литературы». №3. – 1996г. С. 182-206.
- Зверев А. Преступления страсти : вариант Зюскинда // Иностр. лит. – 2001. - № 7. - С. 256-262.
- Зюскинд П. Парфюмер: История одного убийцы. – Спб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. – 304 с.
- Ишимбаева Г.Г. Смыслостановление романа П. Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» // Вопр. филологии = J. of philology. - 2005. - № 3. – C. 66-70. - Библиогр.: с. 70.
- Калугин, В.А. Виды интертекстуальных связей в романе Патрика Зюскинда "Парфюмер"// Художественное слово в пространстве культуры. - Иваново, 2007. - C.121-124.
- Климова С.М. Эссенция и экзистенция любви : "Дух" и "Запах" : ("Sophia" Вл. Соловьева и "Парфюмер" П. Зюскинда) // Человек. - М., 2002. - №. 4. - С. 20-29.
- Кротков А. «Приимите, ядите: сие есть тело мое» : [заметки о поэтике романа П. Зюскинда «Парфюмер»] // Юность. - 1998. - № 5. - С. 79-80.
- Литвиненко Н.А. «Парфюмер» П.Зюскинда : трансформация некоторых романтических мотивов // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. - М., 2003. - С. 50-57.
- Манакова Н.Н. К проблеме безумного гения и власти: роман П. Зюскинда «Парфюмер» // Филологический вестник : Литературоведение. - Елабуга, 2005. - 88-94.
- Орехов Б. – Роман «Парфюмер». Элитный продукт массового потребления// «Бельские просторы» – 2005, №12 — С. 170—175.
- Пестерев В. А. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины XX столетия. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 1999. – 312 с.
- Прозорова, И.Стилистические средства формирования образа гения-антигероя. (На материале романа П.Зюскинда "Парфюмер") // Сборник научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. - Вологда, 2000. - Вып. 8. - С. 49-57.
- Раинеке Ю. С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия-Австрия) //Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М. – 2002
- Риндисбахер, Х.Д. От запаха к слову : Моделирование значений в романе Патрика Зюскинда "Парфюмер" // Новое лит. обозрение. - М., 2000. - N 43. - С. 86-101.
- Салахова А.Р. Роман «Парфюмер» П. Зюскинда в контексте современной европейской прозы // Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. - М., 2005. - № 1. - C. 225-232.
- Фролов Г. А Мир природы в литературе постмодернизма//Природа и человек в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции. – Волгоград: Издательство Вол ГУ, 2001. – 320с.
Цветков, Ю.Л.; Калугин, В.А. Интертекстуальное пространство романа Патрика Зюскинда "Парфюмер"// Художественное слово в пространстве культуры. - Иваново, 2006. - С.140-149. - Черненко, И.А. Библейские мотивы в романе П.Зюскинда "Парфюмер" // Литература в диалоге культур. - Ростов н/Д., 2004. - 2. - С. 242-248.
Всю работу можно посмотреть ниже