100 вопросов по экономической теории
- Тип работы: Тестовое задание
- Цена: Договорная
- Что изучает экономика, каковы её основные функции и методы познания?
- Что изучает и какими проблемами занимается микроэкономика?
- Что изучает и какими проблемами занимается макроэкономика?
- Какие типы экономических отношений вы знаете, и какова их сущность?
- Какие типы экономических систем вы знаете, и какова их сущность?
- Раскройте сущность экономических систем.
- Каковы особенности российской модели переходной экономики?
- На какие три главных вопроса экономики стремится дать ответ экономическая теория, и в чём их содержание?
- В чём состоят особенности развития экономических систем на современном этапе?
- Что такое потребности? Приведите примеры экономических потребностей.
- Какова связь между производством, потреблением и потребностями?
- Перечислите известные вам экономические ресурсы. Какие ресурсы являются базовыми?
- Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов?
- Что показывает кривая производственных возможностей? В чём суть проблемы выбора? Какое производство считается эффективным?
- Как вы определяете понятие собственности в экономической системе?
- Какие формы и виды собственности вы знаете?
- Какие хозяйствующие агенты (хозяйствующие субъекты) вам известны?
- Как вы определяете общественное производство, его цели и сущность?
- Какие факторы производства вам известны, и каковы закономерности их развития?
- Какие ресурсы являются производительными экономическими ресурсами?
- Что определяет эффективность общественного производства?
- Охарактеризуйте понятие «рынок». Дайте определение понятию «рынок».
- Какие функции выполняет рынок?
- Назовите условия нормального функционирования рынка.
- Как рынок собирает информацию о потребностях потребителя?
- Что такое инфраструктура рынка? Назовите её основные элементы.
- Существует ли рынок в условиях административно-командной экономики? Поясните ответ.
- Какие основные черты свойственны рынку совершенной конкуренции?
- Какими проблемами рыночной экономики не должно заниматься государство?
- Объясните необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
- Какие виды конкуренции вы знаете?
- Какие виды конкуренции являются несовершенными и почему?
- Дайте характеристики монополии, олигополии и естественной монополии.
- В чём отличие несовершенной конкуренции от чистой?
- Дайте определение категорий «спроса» и «предложения». Почему кривая спроса направлена вниз, а кривая предложения – вверх?
- Какие факторы влияют на величину спроса и предложения?
- Что такое эластичность и неэластичность спроса? Какие факторы влияют на эластичность спроса
- Какие неценовые факторы влияют на изменение спроса?
- Что такое эластичность и неэластичность предложения?
- Какие неценовые факторы влияют на изменение предложения?
- Что понимают под «рабочей силой»?
- Что такое рынок рабочей силы? Какие функции он выполняет?
- Что такое безработица, какие факторы на неё влияют?
- Дайте определение заработной платы. Какие факторы влияют на номинальную и реальную зарплату?
- Какие виды и системы заработной платы вы знаете?
- Как вы определяете понятие «капитал»?
- Дайте определение категорий «спроса» и «предложения» на капитал.
- Какие факторы влияют на спрос и предложение капитала?
- Какие источники ссудного капитала вы знаете? Дайте определение ставки ссудного процента.
- Дайте определение земли как фактора производства.
- Назовите основные условия образования земельной ренты. Какие факторы влияют на арендную плату?
- Какой доход приносит земля её собственнику? Как определяется цена земли?
- Что представляет собой предприятие (фирма) в экономическом отношении?
- Охарактеризуйте различные формы организации фирмы, найдите между ними разницу
- Какие организационно-правовые формы предприятий вы знаете?
- Какие юридические лица относятся к коммерческим организациям, а какие – к некоммерческим?
- Что такое издержки производства и общества?
- Какая разница между общественными и индивидуальными издержками производства?
- Что является основной задачей фирмы, и как она решается на уровне предприятий?
- Охарактеризуйте постоянные и переменные издержки производства. Что общего и в чём различия?
- Охарактеризуйте экономическую категорию «экономические издержки».
- Как определяется экономическая прибыль? Что она характеризует?
- Какие издержки называются предельными, и что такое предельный доход?
- Как решается главная задача фирмы – равновесие на рынке при максимизации прибыли?
- Назовите признаки национальной экономики.
- Охарактеризуйте основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП, НД, ЛД, располагаемый доход.
- Дайте определение дефлятора, где и как он используется?
- В чём отличие номинального ВНП от реального?
- Чем обусловлена необходимость существования единой международной системы национальных счетов (СНС)?
- Что такое двойной счёт в СНС?
- Какие показатели используются для оценки экономического роста?
- Каковы условия и причины экономического роста развитых стран и России?
- Определите структуру совокупного спроса.
- Какие факторы влияют на изменение совокупного спроса?
- Как повлияет на совокупный спрос ожидаемый рост цен?
- Что такое совокупное предложение, какие факторы на него влияют?
- Из каких отрезков состоит кривая совокупного предложения?
- Что понимается под макроэкономическим равновесием?
- При каких условиях достигается макроэкономическое равновесие в модели «классической школы» и «кейнсианской школы»?
- Что такое экономический цикл, и какова его сущность? Какие виды экономических циклов вы знаете? Охарактеризуйте их
- Дайте определение инфляции. Какие виды инфляции вы знаете?
- Какие причины инфляции вы знаете? Охарактеризуйте их.
- Каковы социально-экономические последствия инфляции и безработицы?
- В чём сущность инфляционной спирали?
- Что такое безработица? Какие виды безработицы вы знаете?
- Что характеризует уровень безработицы, естественная норма безработицы, и что выражает закон А. Оукена?
- Что такое финансы и финансовая система?
- Что такое государственный бюджет?
- Перечислите принципы налогообложения. Каковы функции налоговой системы, кроме фискальной?
- Какие виды налогов вы знаете?
- Что такое бюджетный дефицит? Что вы знаете о государственном долге России?
- Что вы понимаете под наличными и безналичными деньгами? Из каких агрегатов состоит денежная масса?
- Как определяется количество денег, необходимых для обращения? Какой денежный агрегат наилучшим образом отражает функцию денег как средства обращения?
- Что такое кредитно-денежные отношения?
- Какова роль государства в кредитно-денежной политике?
- Какие задачи решаются инструментами кредитно-денежной политики?
- Какие функции выполняет кредит, и какие формы кредита вы знаете?
- Какие задачи выполняет Центральный Банк и коммерческие банки?
- Дайте определение мировой экономики и мирового хозяйства.
- Что лежит в основе мировой торговли? Имеет ли она ограничения?
Что изучает экономика, каковы её основные функции и методы познания?
Экономика – такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей.
Предметом экономической теории являются экономические отношения между людьми, закономерности их развития, поведение хозяйствующих субъектов в процессе выбора способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей. Чтобы выполнять свои задачи экономическая теория должна не только регистрировать экономические явления, но и систематизировать, анализировать и обобщать их. Результатом такой работы являются экономические категории. Экономические категории – теоретические обобщения явлений и процессов экономической жизни общества. Если в результате экономического анализа удается выявить устойчивые причинно-следственные связи, то можно говорить о закономерности. Экономический закон – устойчивое, повторяющаяся причинно-следственная связь между экономическими явлениями, проявляющаяся как объективная необходимость. Интерес – способ выбора субъектом оптимального варианта использования ресурсов. Существует три способа воздействия на интерес:
– традиция (характерен для ранних этапов развития человеческого общества);
– команда (базировался на внешнеэкономическом принуждении и реализовался через пирамиду господства и подчинения);
– договор (ориентирован на стремление свободных экономических субъектов максимализировать свою выгоду).
Как наука экономическая теория описывает окружающую действительность и соответственно выполняет теоретико-познавательную функцию.
Эта функция реализуется в системе экономических категорий и законов. Данная система используется в качестве метода анализа новых явлений. В этом процессе экономическая теория выполняет методологическую функцию.
Методы находят свое применение на практике. В этом заключается практическая функция экономической теории. Практическая функция будет делиться на две: хозяйственную и идеологическую.
Все три функции взаимосвязаны между собой.
В экономической теории используется общенаучный способ познания и называется он материалистическая диалектика.
Методы исследований:
– статистические наблюдения;
– эксперимент;
– выдвижение и проверка гипотез;
– анализ и синтез;
– индукция и дедукция;
– системный подход;
– методы математического моделирования;
– исторический и логический метод;
– метод научной абстракции.
Что изучает и какими проблемами занимается микроэкономика?
Микроэкономика – наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.
Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:
1. Проблема потребителя – почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).
2. Проблема производителя – как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.
3. Рыночное равновесие и структура рынка.
4. Общее равновесие – как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.
5. Асимметрия информации – как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.
6. Внешние эффекты (экстерналии) – как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.
7. Общественные блага – как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.
Что изучает и какими проблемами занимается макроэкономика?
Макроэконо?мика – наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений
Макроэкономическими проблемами можно назвать:
– Экономический рост, экономические циклы.
– Безработица.
– Общий уровень цен.
– Денежное обращение, уровень ставки процента.
– Государственный бюджет.
– Торговый баланс.
Какие типы экономических отношений вы знаете, и какова их сущность?
Они могут быть двух типов:
– отношения собственности, связанные с тем, кому принадлежат основные факторы производства и результаты производства;
– отношения по организации и управлению хозяйственной деятельности.
Организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида:
– кооперация труда (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение) и разделение трудовой деятельности (ее дробление между хозяйственными звеньями)
– организация хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство)
– управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое регулирование)
Какие типы экономических систем вы знаете, и какова их сущность?
1 Современная рыночная экономическая система
2 Традиционная экономическая система
3 Административно-командная система (плановая)
4 Смешанная система
Раскройте сущность экономических систем.
1. Современная рыночная экономическая система
Отличительные черты:
– многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;
– развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
– ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;
– изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
– рост уровня образования (послешкольное);
– новое отношение к труду (творческое);
– повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
– гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
– информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
– ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
– глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).
2. Традиционная экономическая система
В традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.
Преимущества традиционной экономики:
– стабильность;
– предсказуемость;
– добротность и большое количество благ.
– Недостатки традиционной экономики
– беззащитность перед внешними воздействиями;
– неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.
Отличительные черты:
– крайне примитивные технологии;
– преобладание ручного труда;
– все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
– организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.
3. Административно-командная система (плановая)
Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно – распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Основные черты:
государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
сильная монополизация и бюрократизация экономики;
централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.
Основные черты хозяйственного механизма:
непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.
4. Смешанная система
Отличительные черты:
приоритетность рыночной организации экономики;
многосекторность экономики;
государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
социальная защита населения.
Каковы особенности российской модели переходной экономики?
Сложившаяся в первой половине 90-х гг. российская модель рыночной экономики включает ряд черт, унаследованных из исторического прошлого. Государство даже после приватизации немалой части собственности по-прежнему располагает мощным государственным сектором в важнейших отраслях хозяйства. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности.
Вместе с тем государство, утратив в ходе приватизации немалую часть прежних источников доходов, сохранило непосильный для него объем финансовых обязательств, что обусловливает затяжной кризис госбюджета.
В России не возникало взаимодействия и разграничения функций между рыночными структурами и государством, которые постоянно конфликтуют друг с другом, усугубляя кризисное состояние экономики. В результате сложившиеся в переходной экономике России формы собственности заметно отличаются от преобладающих в зрелой рыночной экономике. На многих приватизированных предприятиях так и не появился эффективный собственник.
Значительное влияние на экономические процессы оказывают сложившиеся в предыдущую эпоху монополистические структуры, что затрудняет формирование конкурентной среды; нередко практикуются и криминальные формы конкурентной борьбы.
Наряду с неблагоприятным в целом инвестиционным климатом в стране ограничение конкуренции обусловливает медленную структурную перестройку экономики. Причем начавшийся переход к открытой экономике высветил неконкурентоспособность подавляющего большинства отраслей обрабатывающей промышленности и вызвал новый перекос в отраслевой структуре – в сторону топливно-энергетического комплекса и первичной переработки сырья (металлургия и химия). Преодоление неконкурентоспособности российской экономики потребует длительного времени, возможно нескольких десятилетий.
Переход к рыночным отношениям в различных отраслях и сферах российской экономики осуществляется крайне неравномерно. Так, в денежно-кредитной сфере и торговле происходит быстрое приближение к уровню стран со зрелой рыночной экономикой, тогда как в сельском хозяйстве в основном сохранились формы организации производства, унаследованные от административно-командной системы.
Неравномерным является также переход к рыночной экономике в регионах России. Быстрее всего этот процесс протекает в Москве, а также в Санкт-Петербурге и других крупных городах, где широкое распространение получило частное предпринимательство, тогда как в отдаленных регионах и сельской местности становление рыночных отношений идет крайне медленно.
Присущие российской модели рыночной экономики высокая криминализация экономической жизни и уход предпринимательства «в тень» обусловлены как факторами, общими для всех стран с переходной экономикой (конфликты в ходе перераспределения собтвенности, рост коррупции), так и российскими особенностями.
Чрезвычайно болезненные гигантские социальные сдвиги, происходящие в переходной экономике, вызывают превращение немалой части населения в маргиналов и люмпенов, которые становятся легкой добычей криминальных структур. В эту же сторону толкает аномия, т. е. разрушение прежних общественных ценностей, не сопровождающееся быстрым формированием новой законченной системы ценностей. Фактическим проявлением аномии в обществе является рост преступности, в том числе экономической.
Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.
На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т. д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.
Основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.
На какие три главных вопроса экономики стремится дать ответ экономическая теория, и в чём их содержание?
Основные вопросы экономики:
1. Что должно производиться – т. е. какие товары и в каком количестве;
2. Как будут производиться товары, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены;
3. Для кого предназначаются товары, т. е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.
Рассмотрим содержание каждого вопроса.
Первый важнейший выбор – какие товары производить, легко проиллюстрировать на примере общества, выпускающего только два товара А и Б. Факторы производства, используемые в одном месте, не могут в то же время применяться в другом производстве. Это означает, что производство товара А влечет за собой потерю возможности производить товар Б и имеет альтернативную стоимость.
Альтернативная стоимость товара или услуги – это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.
Денежные затраты и альтернативная стоимость – это пересекающиеся понятия. Некоторые альтернативные стоимости, такие как плата за обучение, принимают форму денежных расходов, в то время как другие, такие как затраты свободного времени, не проявляются в денежном виде. Некоторые денежные расходы, как та же плата за обучение, представляют собой альтернативные стоимости, т. к. могли быть израсходованы на другие потребности. Другие денежные затраты, например на одежду, питание и т. д., существуют всегда и поэтому не включаются в альтернативную стоимость.
Второй основной экономический выбор – как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги Автомобили можно делать, например, на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малой долей труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большее количество труда. Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.
Эффективность Парето – это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую.
Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.
Сравнительное преимущество – это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.
Проиллюстрируем принцип сравнительного преимущества примером. Предположим, что два студента подрабатывают в конторе. Сергей может напечатать письмо за 5 минут, надписать и заклеить конверт за 1 минуту. Андрею нужно потратить 10 минут на письмо и 5 минут на конверт. Работая независимо друг от друга они могут сделать 14 писем в час. Используя принцип сравнительного преимущества, эффективнее организовать работу так, чтобы Андрей, имеющий меньшую альтернативную стоимость в печатании писем, занимался только этим. Тогда Сергей заклеивал и надписывал подготовленные Андреем письма, затратив на это 6 минут, а в оставшееся время самостоятельно подготовить еще 9. В этом случае общий итог работы будет максимальным и составит 15 писем.
Принцип сравнительного преимущества имеет достаточно широкое применение. Он может использоваться не только для организации производства внутри предприятия, но и в связи с разделением труда между фирмами или государственными агентствами, а также между странами.
Третий ключевой вопрос экономики – это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.
Эффективность в распределении – ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.
Справедливость в распределении трактуется по-разному. Выделим две крайние концепции. Согласно первой, весь доход и богатство должны распределяться поровну. Альтернативная позиция состоит в том, что справедливость зависит не от «уравниловки», а от действия механизма распределения, основанного на праве частной собственности и отсутствия дискриминации. При этом равенство возможностей важнее, чем равенство доходов. В рыночной экономике любой продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую цену. Дискуссии об эффективности распределения рассматриваются как часть позитивной экономики, а о справедливости – как часть нормативной.
Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по-своему.
В чём состоят особенности развития экономических систем на современном этапе?
Особенностью современного этапа развития мировой экономики является глобализация и всемерная интеграция экономической жизни всей субъектов мировой экономки. В процесс интеграции вовлечены все страны современного мира. Основные направления интеграции:
1. Интернационализация производительных сил, под которыми в экономической науке понимается совокупность материальных и людских факторов производства, используемых в хозяйственной практике. Этот процесс проявляет себя посредством обмена средствами производства, через производственное сотрудничество, через международный обмен знаниями, информацией, через формирование единой общемировой инфраструктуры и т. п.
2. Усиление и углубление интернационализации хозяйственных связей на основе МРТ, что обеспечивает повышение экономической эффективности функционирования как отдельных национальных хозяйств, так и всей мировой экономики как системы.
3. Расширяющееся международное перемещение финансовых и производственных ресурсов обеспечивает усиление взаимосвязи и взаимозависимости различных стран.
4. Увеличение масштабов и качественное изменение характера международной торговли; возрастающие масштабы миграции рабочей силы и перемещения между странами других факторов производства – капитала, технологий.
5. Опережающие темпы развития сферы услуг по сравнению с материальным производством, что означает нарастающие темпы постиндустриализации общества, а активное включение услуг в международную экономическую деятельность можно расценивать как элемент интернационализации.
6. Либерализация хозяйственной жизни в мире – процесс уменьшения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности – делает национальные экономики более открытыми, что стимулирует процессы международного экономического взаимодействия.
7. Попытки преодоления разрыва в уровнях развития разных стран также порождают необходимость интеграции экономической жизни стран мира. Превращение из отсталой в развитую страну сейчас идет быстрее, чем раньше. К сожалению, и обратные процессы на сегодня развиваются с тем же ускорением.
8. Потребность в международном сотрудничестве усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем современной мировой экономики.
9. В силу особой значимости следует выделить НТР. На современном этапе она вызывает глубокие изменения в структуре, содержании и характере процессов производства и потребления. Применение новых технологий воздействует на мирохозяйственные связи, поскольку они направлены на экономию ресурсов, индивидуализацию и специализацию производства и потребления.
Другой характерной тенденцией развития современной мировой экономки является процесс глобализации хозяйственной жизни – превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг и ресурсов. Глобализация – наиболее характерная черта современного мира, когда люди, живущие в самых разных уголках планеты, оказываются тесно связанными между собой и зависимыми от событий даже в далеких от них странах. Этот процесс затрагивает экономику, культуру, технологию и управление. Отличительные особенности процесса глобализации: появление новых мировых рынков валюты и капиталов, которые непрерывно обеспечивают совершение операций на расстоянии и в реальном времени; новые средства коммуникации (Интернет, сотовая связь, информационные сети); активизация действующих во всемирном масштабе экономических организаций; повышение роли многосторонних соглашений по вопросам торговли, услуг, интеллектуальной собственности, безопасности, экологии.
Что такое потребности? Приведите примеры экономических потребностей.
Какова связь между производством, потреблением и потребностями?
Перечислите известные вам экономические ресурсы. Какие ресурсы являются базовыми?
Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов?
Что показывает кривая производственных возможностей? В чём суть проблемы выбора? Какое производство считается эффективным?
Как вы определяете понятие собственности в экономической системе?
Какие формы и виды собственности вы знаете?
Какие хозяйствующие агенты (хозяйствующие субъекты) вам известны?
Как вы определяете общественное производство, его цели и сущность?
Какие факторы производства вам известны, и каковы закономерности их развития?
Какие ресурсы являются производительными экономическими ресурсами?
Что определяет эффективность общественного производства?
Охарактеризуйте понятие «рынок». Дайте определение понятию «рынок».
Какие функции выполняет рынок?
Назовите условия нормального функционирования рынка.
Как рынок собирает информацию о потребностях потребителя?
Что такое инфраструктура рынка? Назовите её основные элементы.
Существует ли рынок в условиях административно-командной экономики? Поясните ответ.
Какие основные черты свойственны рынку совершенной конкуренции?
Какими проблемами рыночной экономики не должно заниматься государство?
Объясните необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
Какие виды конкуренции вы знаете?
Какие виды конкуренции являются несовершенными и почему?
Дайте характеристики монополии, олигополии и естественной монополии.
В чём отличие несовершенной конкуренции от чистой?
Дайте определение категорий «спроса» и «предложения». Почему кривая спроса направлена вниз, а кривая предложения – вверх?
Какие факторы влияют на величину спроса и предложения?
Что такое эластичность и неэластичность спроса? Какие факторы влияют на эластичность спроса
Какие неценовые факторы влияют на изменение спроса?
Что такое эластичность и неэластичность предложения?
Какие неценовые факторы влияют на изменение предложения?
Что понимают под «рабочей силой»?
Что такое рынок рабочей силы? Какие функции он выполняет?
Что такое безработица, какие факторы на неё влияют?
Дайте определение заработной платы. Какие факторы влияют на номинальную и реальную зарплату?
Какие виды и системы заработной платы вы знаете?
Как вы определяете понятие «капитал»?
Дайте определение категорий «спроса» и «предложения» на капитал.
Какие факторы влияют на спрос и предложение капитала?
Какие источники ссудного капитала вы знаете? Дайте определение ставки ссудного процента.
Дайте определение земли как фактора производства.
Назовите основные условия образования земельной ренты. Какие факторы влияют на арендную плату?
Какой доход приносит земля её собственнику? Как определяется цена земли?
Что представляет собой предприятие (фирма) в экономическом отношении?
Охарактеризуйте различные формы организации фирмы, найдите между ними разницу
Какие организационно-правовые формы предприятий вы знаете?
Какие юридические лица относятся к коммерческим организациям, а какие – к некоммерческим?
Что такое издержки производства и общества?
Какая разница между общественными и индивидуальными издержками производства?
Что является основной задачей фирмы, и как она решается на уровне предприятий?
Охарактеризуйте постоянные и переменные издержки производства. Что общего и в чём различия?
Охарактеризуйте экономическую категорию «экономические издержки».
Как определяется экономическая прибыль? Что она характеризует?
Какие издержки называются предельными, и что такое предельный доход?
Как решается главная задача фирмы – равновесие на рынке при максимизации прибыли?
Назовите признаки национальной экономики.
Охарактеризуйте основные макроэкономические показатели: ВНП, ВВП, НД, ЛД, располагаемый доход.
Дайте определение дефлятора, где и как он используется?
В чём отличие номинального ВНП от реального?
Чем обусловлена необходимость существования единой международной системы национальных счетов (СНС)?
Что такое двойной счёт в СНС?
Какие показатели используются для оценки экономического роста?
Каковы условия и причины экономического роста развитых стран и России?
Определите структуру совокупного спроса.
Какие факторы влияют на изменение совокупного спроса?
Как повлияет на совокупный спрос ожидаемый рост цен?
Что такое совокупное предложение, какие факторы на него влияют?
Из каких отрезков состоит кривая совокупного предложения?
Что понимается под макроэкономическим равновесием?
При каких условиях достигается макроэкономическое равновесие в модели «классической школы» и «кейнсианской школы»?
Что такое экономический цикл, и какова его сущность? Какие виды экономических циклов вы знаете? Охарактеризуйте их
Дайте определение инфляции. Какие виды инфляции вы знаете?
Какие причины инфляции вы знаете? Охарактеризуйте их.
Каковы социально-экономические последствия инфляции и безработицы?
В чём сущность инфляционной спирали?
Что такое безработица? Какие виды безработицы вы знаете?
Что характеризует уровень безработицы, естественная норма безработицы, и что выражает закон А. Оукена?
Что такое финансы и финансовая система?
Что такое государственный бюджет?
Перечислите принципы налогообложения. Каковы функции налоговой системы, кроме фискальной?
Какие виды налогов вы знаете?
Что такое бюджетный дефицит? Что вы знаете о государственном долге России?
Что вы понимаете под наличными и безналичными деньгами? Из каких агрегатов состоит денежная масса?
Как определяется количество денег, необходимых для обращения? Какой денежный агрегат наилучшим образом отражает функцию денег как средства обращения?
Что такое кредитно-денежные отношения?
Какова роль государства в кредитно-денежной политике?
Какие задачи решаются инструментами кредитно-денежной политики?
Какие функции выполняет кредит, и какие формы кредита вы знаете?
Какие задачи выполняет Центральный Банк и коммерческие банки?
Дайте определение мировой экономики и мирового хозяйства.
Что лежит в основе мировой торговли? Имеет ли она ограничения?