Основные черты классического и неклассического типов философствования

Тип работы: Вопрос - ответ
(Время чтения: 1 - 2 минуты)

User Rating: 0 / 5

Классическая философия в ее понимании мира и человека базировалась на следующих принципах.

-  Безграничной веры в «рацио» – разум, т. е. классика ХV??-Х?Х вв. выразила и провела позицию индивида, который самостоятельно может ориентироваться в мире и рационально перестраивать общественный строй и миропорядок (взаимоотношение человека и природы).

-  Оптимизма в отношении познания – возможность разума беспредельна.

-  Не признавалась возможность противоречия или конфликта между знанием и бытием. Истинное знание тождественно бытию.

-  Беспередпосылочность знания, т. е. мысль, когда человек мыслит, незамутнена ничем, знание объективно. Человек познает окружающий мир адекватным образом независимо от того, к какому классу он принадлежит.

-  Механицизме: мир представляется как единый механизм, созданный Богом. Механицизм – предтеча попытки подчинить себе природу. Механицизм противостоял безумию мира.

-  Вере в целесообразность развития общества, в определенный смысл общественного развития, в то, что существуют законы развития общества, подчиняющиеся определенной схеме.

-  Вере в то, что разум задает направления этого развития.

-  Вере в прогресс. Источник прогресса – развитие человеческого разума, что проявлялось в развитии наук.

Рационализм – классический тип философствования, он не знал противоречий, противоречия преодолевались по мере возникновения. В середине Х?Х века господство рационализма было нарушено.

В числе причин этого можно называть, например, что к началу ХХ в. века выявились неразумные тенденции в развитии западной цивилизации, что приводило и приводит к войнам и, революциям.

Рационализм (особенно просветители) акцентировался на невежестве масс, но практика показала, что сознание масс включает в себя трезвый опыт (поговорки). Даже предрассудки обладают прочностью, их невозможно разрушить.

Рациональное знание исчерпало себя гносеологически. Мир постклассической философии – искривленное конечное пространство, представление о котором возникли в результате теории относительность Эйнштейна. Разрушилось представление о беспредпосылочности знания. Позиция ученого, философа определяет содержание знания, независимо от него самого, т. е. субъективность знания носит объективный характер.

Таким образом, неклассическая философия

-  конституирует предмет познания как характеризующийся онтологически заданной и имманентной релятивностью, а потому в принципе не могущий быть моделируемым посредством универсально дедуктивных линейных концептуальных схем.

-  философия неклассического типа конституирует свою проблематику именно на стыке данных проблемных областей, таких проблемных областей, как онтология, гносеология, философская антропология, философия истории и т. д. размывая границы между ними и делающей невозможной их жесткую демаркацию;

-  радикальным образом отказывается от презумпции логоса;

-  неклассическая философия задает семантико-аксиологический вектор философствования, находясь внутри которого практически невозможно задать жесткую дихотомию субъекта и объекта;

-  неклассический отличается от классического тем, что принцип объективности знания дополняется в нем принципом учета позиции субъекта познания;