Основные черты классического и неклассического типов философствования
- Тип работы: Вопрос - ответ
Классическая философия в ее понимании мира и человека базировалась на следующих принципах.
- Безграничной веры в «рацио» – разум, т. е. классика ХV??-Х?Х вв. выразила и провела позицию индивида, который самостоятельно может ориентироваться в мире и рационально перестраивать общественный строй и миропорядок (взаимоотношение человека и природы).
- Оптимизма в отношении познания – возможность разума беспредельна.
- Не признавалась возможность противоречия или конфликта между знанием и бытием. Истинное знание тождественно бытию.
- Беспередпосылочность знания, т. е. мысль, когда человек мыслит, незамутнена ничем, знание объективно. Человек познает окружающий мир адекватным образом независимо от того, к какому классу он принадлежит.
- Механицизме: мир представляется как единый механизм, созданный Богом. Механицизм – предтеча попытки подчинить себе природу. Механицизм противостоял безумию мира.
- Вере в целесообразность развития общества, в определенный смысл общественного развития, в то, что существуют законы развития общества, подчиняющиеся определенной схеме.
- Вере в то, что разум задает направления этого развития.
- Вере в прогресс. Источник прогресса – развитие человеческого разума, что проявлялось в развитии наук.
Рационализм – классический тип философствования, он не знал противоречий, противоречия преодолевались по мере возникновения. В середине Х?Х века господство рационализма было нарушено.
В числе причин этого можно называть, например, что к началу ХХ в. века выявились неразумные тенденции в развитии западной цивилизации, что приводило и приводит к войнам и, революциям.
Рационализм (особенно просветители) акцентировался на невежестве масс, но практика показала, что сознание масс включает в себя трезвый опыт (поговорки). Даже предрассудки обладают прочностью, их невозможно разрушить.
Рациональное знание исчерпало себя гносеологически. Мир постклассической философии – искривленное конечное пространство, представление о котором возникли в результате теории относительность Эйнштейна. Разрушилось представление о беспредпосылочности знания. Позиция ученого, философа определяет содержание знания, независимо от него самого, т. е. субъективность знания носит объективный характер.
Таким образом, неклассическая философия
- конституирует предмет познания как характеризующийся онтологически заданной и имманентной релятивностью, а потому в принципе не могущий быть моделируемым посредством универсально дедуктивных линейных концептуальных схем.
- философия неклассического типа конституирует свою проблематику именно на стыке данных проблемных областей, таких проблемных областей, как онтология, гносеология, философская антропология, философия истории и т. д. размывая границы между ними и делающей невозможной их жесткую демаркацию;
- радикальным образом отказывается от презумпции логоса;
- неклассическая философия задает семантико-аксиологический вектор философствования, находясь внутри которого практически невозможно задать жесткую дихотомию субъекта и объекта;
- неклассический отличается от классического тем, что принцип объективности знания дополняется в нем принципом учета позиции субъекта познания;