Основные положения концепции белорусской культуры И. Абдираловича

Тип работы: Вопрос - ответ
(Время чтения: 1 - 2 минуты)

User Rating: 0 / 5

В начале 20-го века Игнат Абдиралович отметил особое положение Беларуси в пространстве русско-европейского культурного диалога как территории на самом разломе между православием и католицизмом. Белорусская культура наделялась статусом сателлита либо восточной православной, либо западной католической культуры.

Формально белорусы вынужден признать, что их культура носит расплывчатый характер, но это не свидетельство духовной бедность белорусского народа, не свидетельство его неспособность самостоятельным путем определить свой собственный образ жизни. Если белорусский народ и не создал яркой культуры, то это потому, что в его прошлом была целая трагедия народного духа, пережить которую выпало только двум-трем европейским народам: Беларусь с Х века является ареной борьбы двух направлений культуры – восточного и западного.

«Ваганьне паміж Захадам і Ўсходам і шчырая няпрыхільнасьць ні да аднаго, ні да другога зьяўляецца асноўнаю адзнакаю гісторыі беларускага народу. писал Абдиралович?

Только по форме белорусы числились католиками или православными, гражданами России или Польши. Раньше шляхта, а в современное Абдираловичу время интеллигенция бежали от белорусских корней, оставляя свой народ на произвол судьбы.

«І народ застаўся жыць сам па сабе: духовым жыцьцём – з ідэаламі і пераконаньнямі паганскай веры, гаспадарчым – з прадпрадвечнымі прыладамі земляробства: сахой, драўлянай бараной, цэпам і жорнамі, ў тым «вечным бары», аб каторым так жудасна пяе наш беларускі паэт».

Але адмовіўшыся ад карысьці выразнай культуры ў яе поўнасьці, народ схаваў незалежнасьць свайго духу. І вось зараз, калі набліжаецца вялікі крызыс датыхчасовых ідэалаў, калі ўся «культура» знаходзіцца ў небясьпецы і гатова разваліцца ў руіны, беларускі народ – як быццам зьнімаюць з яго векавыя ланцугі – прабуджаецца да жыцьця, да шуканьня новых ідэалаў, да стварэньня новых падставаў чалавечага жыцьцz», – писал Игнат Абдиралович в своей книге «Адвечным шляхам», изданной в 1921 году в Вильнюсе.