Справедливо ли будет назвать метафизическим ньютоновское миропонимание?

Тип работы: Вопрос - ответ
(Время чтения: 1 - 2 минуты)

User Rating: 0 / 5

Отрезок времени – от даты публикации труда Н. Коперника «Об обращении небесных сфер» (1543) до выхода сочинения И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) – принято называть эпохой «научной революции».

Ньютон (Newton) Исаак (1643-1727) – английский физик, математик, философ и теолог, который создал теоретические основания механики и астрономии, открыл закон всемирной гравитации, разработал (совместно с Лейбницем) дифференциальное и интегральное исчисление в математике, написал важнейшие труды в области экспериментальной оптики (и изобрел первый в мире зеркальный телескоп).

Человечеству задолго до Ньютона, были известные механические процессы, происходившие в окружавшем его мире, но только этот английский ученый придал механике значение науки, открыв в конце XVII века основные законы движения тел и представив их в виде целостной системы.

Таким образом, начатое Галилеем преобразование познания продолжили Декарт, Ньютон и другие «отцы» новоевропейской науки. Благодаря их усилиям сложилась новая форма познания природы – математизированное естествознание, опирающееся на точный эксперимент. В отличие от созерцательной установки античного теоретизирования, соотносимого с наблюдениями явлений в их естественном течении, новоевропейская наука использует «активные», конструктивно-математические приемы построения теорий и опирается на методы точного измерения и экспериментального исследования явлений при строго контролируемых – лабораторных, «искусственных» – условиях.

Вместе с тем, ньютоновское миропонимание справедливо ли будет назвать метафизическим на том основании, что, физика Ньютона имела в качестве предпосылок положения, не выводимые из опыта. По мнению Лейбница таким метафизическим моментом в учении Ньютона является представление о пространстве как вместилище отдельных вещей на расстоянии, воздействующих друг на друга.

Свою концепцию Пространства, Времени и Движения Ньютон основывал на том, что познание Пространства и Времени происходит на практике при помощи измерения ограниченно-пространственных соотношений между материальными объектами и отношений временных процессов (как меры продолжительности). Полученные таким путем понятия «Пространство» и «Время» Ньютон назвал относительными, допуская при этом существование в Природе не зависящих от этих отношений абсолютного неподвижного Пространство и абсолютного равномерно текущего истинного Времени (называвшегося «длительностью»). Ньютон исходя из того, что Материя является инертно-неспособной к самодвижению, а абсолютное пустое Пространство индифферентно к Материи, принимал в качестве первоисточника движения Божественный «первотолчок».

Так, например, отвечая на вопрос «Мыслима ли материальная причина гравитации или гравитация представляет собой проявлений Божественной воли, не допускающей дальнейшего истолкования?», Ньютон указывал на свое непонимание действия на расстоянии без посредника, а решение вопроса о материальности и нематериальности природы такого посредника он оставлял будущим исследователям.