Проблема разоружения в 1950-х – 1960-х годах
- Тип работы: Вопрос-ответ
- Цена: Бесплатно
Деятельность ООН и проблема разоружения в 1950-х – 1960-х гг.
В соответствии со ст.1 Устава Организация Объединенных Наций стремится «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Постоянными членами Совета Безопасности стали СССР, США, Великобритания, Франция и КНР.
В конце октября 1946 г. СССР вносит предложение о всеобщем сокращении вооружений и в качестве первоочередной задачи - запрет использования атомной энергии в военных целях. Генеральная Ассамблея ООН поддержала это начинание, но практического выхода это предложение не имело, так как целью ООН был контроль, а не запрещение.
В 1954 г. Генеральная ассамблея приняла Резолюцию «О заключении международной конвенции по вопросу о сокращении вооружений и запрещении атомного, водородного и других видов массового уничтожения». Все члены ООН единодушно выступили за регулирование, ограничение и сокращение вооруженных сил. Но это было только началом сложного и разностороннего процесса, который продолжается и по сей день.
После смерти И. Сталина во внешнеполитическом курсе СССР произошли серьезные изменения. Отношения между Советским Союзом и Америкой немного улучшились, но крайне ненадолго - переговоры Хрущева и Эйзенхауэра в Париже в 1960 году были сорваны.
Серьезнейшей угрозой в сфере разоружения, буквально вынудившей СССР и США принять соглашения относительно разоружения принято считать Карибский кризис 1962 года, когда мир впервые оказался на грани ядерной катастрофы.
В ходе холодной войны противостояние между двумя сверхдержавами, СССР и США, выражалось не только в прямой военной угрозе и гонке вооружений, но и в стремлении к расширению их зон влияния. Советский Союз стремился организовывать и поддерживать освободительные социалистические революции, в «прозападных» странах оказывалась поддержка «народно-освободительным движениям» различного толка.
За годы жесткой конфронтации, пиком которой и выступил Карибский кризис, обе державы научились неким правилам сотрудничества, и стали вести себя таким образом, чтобы не прибегать к оружию. Несмотря на участие почти в каждом военном конфликте 50-60-х гг., СССР и США ни разу не перешли к стадии открытого вооруженного столкновения. Третьей мировой войны на данном этапе развития международных отношений удалось избежать, что было заслугой дипломатов обеих стран-победительниц.
В целом, к началу 1960-х годов ситуация характеризовалась военно-стратегическим паритетом между державами. Нерегулируемая гонка вооружений показала свою бессмысленность. Великие державы попытались активнее использовать не военные, но культурные ценности в борьбе за симпатии других народов.
Первым договором, регламентировавшим разработку ядерного оружия, был многосторонний Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (1963). Довольно долгое время шло обсуждение данного договора в Женеве, причем и СССР, и США проявляли гибкость в данном вопрос. Однако против заключения подобного соглашения выступили Франция и Китай, опасавшиеся отстать в развитии собственных ядерных программ.
В целом на полное завершение испытаний не согласна была ни одна из участвующих в обсуждении стран. Подписанный договор имел подлинно универсальный характер: он был открыт для подписания всеми государствами, и любое из них могло к нему присоединиться.
Каждый из участников обязался не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и другие ядерные взрывы в трех средах: в атмосфере; за пределами атмосферы, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море. Кроме того, запрещаются ядерные "взрывы" в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого производится такой взрыв.
Для достижения объекта и цели Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Ее членами являются все государства-участники. Местопребывание -- г. Вена (Австрия).
Конференция государств-участников -- главный орган Организации. Состоит из всех государств-участников, имеющих по одному представителю.
Решения по процедурным вопросам принимаются большинством членов, присутствующих и участвующих в голосовании. Решения по вопросам существа по мере возможности принимаются консенсусом.
Договором предусмотрен международный контроль и инспекции на местах, а также меры укрепления доверия. Споры, возникающие в связи с применением или толкованием норм Договора, урегулируются в соответствии с положениями Устава ООН.