О международной безопасности
- Тип работы: Вопрос-ответ
Особенности глобального управления в сфере международной безопасности.
Глобальное управление – исторически новое явление международной жизни, не имеющее сколь-либо близких ему прецедентов. Его возникновение датируется серединой 1970-х гг. – рубежом, на котором было в целом осознано появление и значение глобальных проблем; уже шедшая глобализация диктовала существенно более высокую степень координации финансовой и общей политики ведущих западных государств; а противоборство двух систем вступало в его качественно новый этап. За последующие полвека глобальное управление претерпело значительную эволюцию во всех его аспектах – по его участникам, целям, идеологии, диапазону и содержанию решаемых задач, а также по его институтам. В то же время система глобального управления далека от завершенности, а мировое развитие 2000-х – начала 2010-х гг. поставило перед ней новые, существенно более сложные задачи.
Международная безопасность – система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы.
Суть международной безопасности не сводится к сумме безопасности отдельных государств. Она намного шире и включает глобальные и региональные режимы, нормы и институты, которые непосредственно связаны с поддержанием международного мира и правопорядка, в первую очередь, в военной и политической областях. К основным концепциям этой области международных отношений относятся суверенитет и территориальная целостность государств, невмешательство в их внутренние дела, право народов на самоопределение, соблюдение других гуманитарных прав, неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение международных споров, сокращение и нераспространение вооружений, ограничение способов и инструментов (т.е. вооружений, войск) легитимного применения военной силы.
В течение XX века, и более всего его второй половины, сложилась обширная, сложная и разветвленная система международной безопасности. Она состоит из общих правовых норм и институтов, многосторонних организаций, союзов государств и организаций коллективной безопасности, неформальных объединений государств, постоянных переговорных каналов и конкретных юридически обязывающих догово¬ров со своими институтами имплементации, мер доверия и предотвращения случай¬ных военных инцидентов, односторонних политических обязательств, механизмов мирного урегулирования межгосударственных и внутренних конфликтов, институтов и контингентов миротворческих операций. Растущую роль в системе играют непра-вительственные общественные организации, движения и центры международного и национального профиля.
В основе правовой и институциональной системы международной безопасности лежит Устав Организации Объединенных Наций, сама ООН и ее Совет Безопасности, которым принадлежит главенствующая роль как в мирном урегулировании вооруженных конфликтов, так и в ограничении вооружений и разоружении (последнее является прерогативой Первого комитета ООН в Нью-Йорке и Конференции по разоружению в Женеве).
Под эгидой ООН созданы региональные организации коллективной безопасности (например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Помимо этого существуют военно-политические союзы государств (как НАТО, ОДКБ), многосторонние организации с элементами обеспечения безопасности (Евросоюз, СНГ), а также менее формальные объединения держав, ставящие вопросы безопасности в повестку дня («Большая Восьмерка», ШОС, БРИКС).
Регулярно действующие дипломатические форумы по урегулированию конфликтов – это, к примеру, женевские конференции по Сирии и Квартет по ближневосточному урегулированию, Минская группа по Карабаху. Постоянные переговоры по ограничению опасных технологических программ и материалов ведутся в рамках «6+1» по иранской ядерной программе и «5+1» по ядерному оружию Северной Кореи.
Международное миротворчество на институционально-правовой основе Совета Безопасности ООН стали важнейшим и неотъемлемым инструментом обеспечения международной безопасности. В настоящее время в мире осуществляется 15 таких операций (помимо операции ООН-НАТО в Афганистане), в которых задействовано более 100 тысяч человек военного и полицейского персонала.
Обеспечение международной безопасности можно условно разделить на нормы, меры и институты регламентации военной деятельности государств (применения военной силы, развития и развертывания войск и вооружений) и меры совместного, в том числе глобального, управления состоянием международной безопасности. Грань между ними весьма расплывчатая и касается она не только военной деятельности, но также экономики и техники мирного или двойного назначения.