О роли ООН в мировой политике
- Тип работы: Вопрос-ответ
ООН и ее роль в современной мировой политике. Дискуссии о реформировании ООН.
ООН – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.
В 90-е годы основной задачей, стоящей перед Организацией, стало, во-первых, переформулирование проблем с тем, чтобы ООН могло стать реальной, а не формальной основой м/н регулирования. Для этого, в свою очередь, требовалось проведение реформы, прежде всего СБ.
В январе 1991 г. возглавляемая Соединенными Штатами коалиция, в которую вошли вооруженные силы 29 государств, начала операцию «Буря в пустыне». Эта акция расценивается как начало возрождения эффективности СБ и как первый существенный случай использования механизма коллективного обеспечения м/н мира и безопасности. Надо заметить, что сама ООН не располагает вооруженными силами, а Военно-штабной комитет так и не начал, как это было предусмотрено статьями 43 и 47 Устава, функционировать. Поэтому реализация ее санкций по обеспечению м/н мира и безопасности делегировалась тем государствам, которые имели возможности и изъявляли готовность исполнить такие решения.
Другими примерами успешных операций, санкционированных или осуществляемых под руководством ООН, стали миротворческие операции в Боснии, Гаити, Македонии, Восточном Тиморе.
В целом в период с 1990 по 1995 г. в деятельности ООН по обеспечению м/н мира и безопасности произошел существенный прорыв. Следует отметить следующие черты этого феномена. Во-первых, он стал возможным в результате окончания холодной войны и формирования консенсуса всех постоянных членов СБ. Во-вторых, общественное мнение в мире и особенно в странах, которые несли основное бремя в процессе реализации таких операций, все больше поддерживало их проведение и вытекающие отсюда последствия — экономические затраты и риск жертв среди военнослужащих. Отсутствие такой готовности применительно к Сомали, Руанде и на протяжении длительного времени – к Боснии осложняло эти операции. В-третьих, хотя все операции и проводились под лозунгом защиты м/н мира и безопасности, по существу, большинство из них были нацелены на противодействие гуманитарным катастрофам и даже на восстановление внутренней законности.
В то же время параллельно этому процессу начинает развиваться новая тенденция – принятие рядом западных государств решений о применении военной силы в одностороннем порядке, в обход СБ. Примерами могут сложить нелегитимные, с точки зрения м/н права, или, по крайней мере, спорные ситуации вокруг Сербии (1999), Ирака (почти весь период с 1992 по 2003).
В такой ситуации было бы полезно рассмотреть существующие ныне проекты реформы СБ. Главная проблема реформы СБ, согласно Докладу Генсека ООН Кофи Аннана 2005 года «При большей свободе» заключается:
— в приеме новых постоянных членов — тех, кто вносит наибольший финансовый, военный и дипломатический вклад в Организацию Объединенных Наций;
— в следующей отсюда проблеме механизма принятия решения, связанного с применением права вето;
— в полномочиях СБ, которые следовало бы расширить.
Несмотря на это, роль ООН как универсальной м/н организации, форума для всех суверенных государств мира, сохраняется. Реформа, несмотря на отсутствие согласия ряда держав, продолжается. Последним наиболее крупным событием в этой области является создание в 2006 году, по сути, седьмого главного органа ООН — Совета по правам человекам.
Вопрос о повышении действенности Организации Объединенных Наций и всего комплекса международных организаций, входящих в ее систему фактически не нов. Он начал привлекать внимание прогрессивных, впрочем, равно как и регрессивных, деятелей в области международных отношений сразу после подписания текста Устава ООН на Конференции Объединенных Наций по вопросу создания Организации 26 июня 1945 года в Сан-Франциско.
На начальном этапе все предложения по повышению эффективности ООН сводились к внесению лишь некоторых изменений в Устав, не заостряя внимание на реорганизации структуры документа или полном его пересмотре. В результате дебатов Устав, практически сохранившись в прежнем виде, перенес несколько поправок к четырем пунктам, касающимся численного состава Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета. Целый ряд мер, способствующих повышению действенности Организации и укреплению ее роли, был осуществлен периодически меняющимися Генеральными секретарями, каждый из которых считал своим долгом первым делом перестроить Секретариат. Но, в целом, и голоса сторонников упрочения позиции ООН в международных отношениях, и выступления противников глобализации тонули в общей атмосфере напряженности, вызванной противостоянием сверхдержав, накалом «холодной войны», в действительности существенно препятствующей должному осуществлению ООН уставных целей и принципов.
На основе Устава ООН строится вся международно-правовая система современного миропорядка.
Разговор о назревшей необходимости перемен в Организации Объединенных Наций ведется уже давно, но в начале нового тысячелетия эта проблема стала особенно актуальна. Не смотря на очевидные положительные изменения глобального характера, проблемы с которыми сталкивается мировое сообщество, не только уменьшаются, но все более усложняются.
Достаточно упомянуть угрозу международного терроризма, негативный побочный эффект глобализации, пандемию ВИЧ/СПИД и другие опасные инфекционные заболевания, незаконное распространение наркотиков и др. Соблюдение прав человека также становится актуальной темой, привлекающей к себе все большее внимание со стороны мирового сообщества. Соответственно востребованность ООН как механизма коллективного поиска путей преодоления вызовов 21 века неуклонно растет. В связи с этим необходимость реформирования Организации Объединенных Наций обсуждается на самых разных уровнях и в различных форматах.
Кроме того, реформа ООН нужна еще и потому, что без нее Организация постепенно будет утрачивать нынешние позиции, окажется отодвинутой на обочину мировой политики, превратится в статиста, беспомощно взирающего на то, как группы государств или отдельные страны решают спорные вопросы по своему усмотрению