Право

Вопрос №11

Тип работы: Вопрос-ответ
(Время чтения: 1 - 2 минуты)

User Rating: 0 / 5

Идеи каких мусульманских правовых школ были наиболее гибкими и почему?

В исламе существует ряд направлений и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание религии.

Особенность ислама в том, что Коран и Сунна считаются действующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возникающих в жизни.

В процессе развития мусульманского правоведения (фикх — право и доктрина права) в суннизме к Х в. сложилось несколько мазхабов (влиятельных религиозно-правовых школ).

Мазхаб (араб., буквально — путь, образ действия), религиозно- юридический толк (доктрина, школа) мусульманского суннитского права. М. (множественное число — мазахиб) возникли в 8—9 веках. Из многочисленных М. сохранилось 4 — ханифитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский (названы по имени их основателей Абу Ханифы, Малика ибн Анаса, аш-Шафии, Ибн Ханбала), которые признаются непререкаемыми и последними авторитетами в толковании мусульманского права. Расходясь по множеству деталей, иногда существенных (так, ханифизм более терпим к возможности пользования отдельными компонентами обычного права — адата, признаёт административную регламентацию государственной власти; маликизм более ревностно придерживается буквы священного предания — сунны; шафиизм — это компромисс между ханифизмом и маликизмом; ханбализм ещё более, чем маликизм, нетерпим к новому, акцентирует максимальную строгость в соблюдении всех норм шариата), все эти толки едины в верности принципиальным положениям суннизма.

Ханифизм немало внимания уделяет и обычному праву арабского и иных мусульманских народов - адату, нормы которого, будучи увязаны с основами ислама, также должны быть приняты во внимание. Исламское право ханифитского толка наиболее гибко; ханифизм умело и удачно приспосабливался к новым веяниям, к меняющейся этнокультурной среде и т. п. Этим в значительной мере объясняется то, что именно ханифитский мазхаб предпочли тюрки, принявшие ислам в XI в. и затем занявшие ключевые позиции в исламе. Ханифизм стал наиболее предпочтительной системой исламского права в Османской империи и вплоть до сегодняшнего дня к его приверженцам относятся не менее трети насчитывающихся в современном мире мусульман-суннитов, проживающих в Турции, Афганистане, Египте, Пакистане, Индии и некоторых других странах.