Пантеизм, в творчестве философов Возрождения
Пантеизм (греч. pan – все и theos – Бог) – философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. Пантеизм – согласно Шопенгауэру, – это прежде всего форма атеизма. И хотя термин П. введен лишь в начале ХVΙΙΙ в. (Толанд и И. Фай), однако в облике идей гилозоизма он присущ был уже древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), а также древнеиндийской (брахманизм, индуизм) и древнекитайской (даосизм) мысли. В средние века религиозный пантеизм был присущ системе Иоанна Скотта Эриугены, материалистическую же его трактовку дал Давид Динанский, отождествляя материю, разум и Бога. В эпоху Возрождения широко проявляются натуралистические тенденции пантеизма Николай Кузанский, сблизив Бога с природой, пришел к выводу о бесконечности Вселенной. В ХΙV-ХVΙ вв. усиливаются материалистические тенденции в пантеизме, который составил основу большинства натуралистических учений (Кампанелла, Бруно, Спиноза). У Бруно «природа... есть ни что иное, как Бог в вещах», а у Спинозы Бог и природа сливаются в единую субстанцию, которая является причиной самой себя. В Нидерландах ХVΙΙ в. существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним и был близок Б. Спиноза, который, опираясь на традицию пантеизма, разработал материалистическую философскую систему, в которой понятие «бог» отождествлено с понятием «природа».
В Германии ХVΙ – ХVΙΙ вв. наиболее выдающимися представителями пантеистической мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Иоганн Шефлер (Ангелус Силезиус).