Возникновение постоянной дипломатической службы в европейских странах. Теория «непрерывных переговоров» кардинала Ришелье.
- Тип работы: Вопрос-ответ
- Цена: Бесплатно
Истоки развития новых институтов дипломатической службы следует искать в политической трансформации середины XV в. в Италии. Этот период является в политическом отношении относительно спокойным, в частности, минимизированы конфликты и противоречия между итальянскими государствами. Еще одной причиной можно назвать и настоятельную необходимость в овладении достоверной информацией о развитии соседних стран – конкурентов в экономической области, которой не могли обеспечить в полной мере эпизодические посольства.
Политическая активность, наблюдаемая в этот период, также способствовала использованию большего числа дипломатов. Учреждение постоянных дипломатических миссий вело к достижению большей оперативности в решении внешнеполитических задач, действенности в сборе и отправлении информации, адаптации дипломатов к традициям, менталитету страны пребывания. Пришло понимание, что резиденты могут обеспечить решение политических и экономических задач намного эффективнее, чем случайная дипломатия. В созданных институтах сочетались новизна и преемственность в реализации дипломатических задач. Представительства за рубежом, создаваемые на постоянной основе, стали больше отвечать потребностям общества. Роль итальянских государств оказалась в тот период значимой, они первыми в Европе создали законченную систему дипломатической службы.
Итальянская модель посольской службы заложила традиции профессиональной дипломатической службы в Европе.
Крупнейшему из дипломатов и политиков XVII в., кардиналу Ришелье, который правил Францией с 1624 по 1642, принципы Макиавелли не кажутся циничными. В глазах Ришелье они не лишены подлинного величия. «Государственный интерес» (raison d’etat) господствует у Ришелье в его взглядах и в его практике. «Государство» превыше всего. «Государство» есть ценность, во имя которой все средства хороши, – таков смысл рассуждений Ришелье в его замечательном «политическом завещании». «Быть суровым, – советует он королю, – по отношению к людям, которые хвалятся тем, что они пренебрегают законами и распоряжениями государства, это значит действовать во имя «общего блага». Христиане должны забывать об оскорблениях, наносимых им лично, но правители должны помнить проступки, которые наносят ущерб общему интересу. В самом деле, оставлять их безнаказанными значит совершать их дважды... Бич, который является символом правосудия, никогда не должен оставаться без применения».
Если «общее благо» и «государственный интерес» играют такую роль во внутренней политике, то ещё большее значение имеют они для политики внешней. Ришелье это доказывал на каждом шагу. Будучи католиком и кардиналом римской церкви, он действовал против католической Испании и Австрии в союзе с протестантскими князьями Германии; являясь убежденным сторонником и красноречивым защитником абсолютизма, он в интересах Франции поддерживал мятежных немецких князей против их императора. Все это оправдывалось для него «общим благом» и «государственным интересом».
Размах дипломатической деятельности Ришелье поражает. По данным французского историка Ф. Гизо, Ришелье было подготовлено и заключено 74 договора.
Ришелье первым пришел к выводу, что дипломатия должна быть предметом постоянной деятельности, а не усилий, предпринимаемых от случая к случаю. Он считал, что целью дипломатии должны быть не случайные или конъюнктурные соглашения, а создание прочных взаимоотношений между государствами. При этом Ришелье исходил из принципа, что интересы государства всегда должны стоять на первом месте и оставаться незыблемыми.
В своем «Политическом завещании» он подчеркивал, что главное в дипломатии – переговоры. Их не следует прерывать ни в мирное время, ни в периоды военных действий. «Я осмелюсь дерзко сказать, что следует вести переговоры непрерывно, открыто и повсюду». Кардинал писал, что даже переговоры, не завершившиеся успехом, полезный источник информации: тот, кто ведет их, «предупрежден обо всем, что происходит в мире»; надо «действовать повсюду – вблизи и вдали».