Экономическое измерение международных конфликтов
- Тип работы: Вопрос-ответ
- Цена: Бесплатно
История экономики свидетельствует о том, что все войны, споры и конфликтные ситуации между странами и народами, которые якобы имеют религиозные, политические, социальные и другие предпосылки, так же имеют и экономическую подоплеку.
В свете современных тенденций развития международных экономических отношений, выражающихся в повышении уровня взаимозависимости и интеграции государств, весьма актуальным становится понимание того, какие последствия могут возникнуть в экономическом плане из-за конфликта между странами.
Повышения конфликтности международных отношений представляет собой угрозу и дестабилизирующий фактор, как для отдельных соседних национальных государств, так и для целых регионов.
Таким образом, конфликт является сложной социальной системой, в которой можно выделить следующие этапы развития:
1. Формирование конфликта на основе определенных объективных и субъективных противоречий: государственных, военно-стратегических, экономических, социальных и экологических.
2. Субъективное определение сторонами, участвующими в конфликте, своих интересов, целей, стратегии и способов борьбы для решения объективных и субъективных противоречий с учетом своего потенциала возможностей, применения мирных и немирных средств.
3. Переход к насильственным методам в решении политических, межгосударственных, экономических, социальных и даже экологических противоречий.
4. Вступление конфликтом острой формы, когда существует угроза привлечения социальных систем и в конечном итоге переход к военным действиям.
Когда речь идет о вмешательстве в конфликт кого-либо (кроме самих его участников) с целью урегулирования, используют общее понятие «третья сторона». Среди средств воздействия третьей стороны принято различать оказание помощи в нахождении мирного решения и использование переговорного подхода, в том числе путем прямого посредничества и наблюдения за ходом переговоров, с одной стороны; а также принуждение, оказание давления путем применения политики экономических санкций, блокад и иных ограничительных мер.
Так 24 ноября 2015 года над турецкой стороной был сбит российский бомбардировщик Су-24, участвовавший в операции против Исламского государства. Данная ситуация оказала негативное влияние на экономические отношения Турции и России. Со стороны России последовал ряд экономических санкций: так, в частности, одной из санкции стал запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из Турции. С турецкой же стороны планировалось ввести антидемпинговые пошлины для российских металлургов по импорту горячекатаного проката.
Таким образом, можно выделить следующие последствия для экономик рассматриваемых стран:
– снижение товарооборота Турции и России в 2015 по сравнению с 2014 годом составило 12,9 миллиардов долларов;
– запрет Россией поездок в Турцию, предполагаются потери от запрета почти в 3 миллиарда долларов для экономики Турции;
– возможный отказ России поставок газа в Турцию приведет к значительным потерям для обеих стран;
– прекращение бизнес отношений между странами подорвет сотрудничество, которое до конфликта складывалось довольно удачно [3].
Как видно, любые конфликты могут привести к достаточно серьезным последствиям в экономической сфере.
Поэтому прекращение, каких – либо взаимодействий со странами на основе конфликта влечет за собой изменения в структуре экономики обеих стран.
Странам приходится искать новые рынки сбыта для экспорта своих товаров и это становится достаточно проблематично. Кроме того, конфликт можно сравнить с так называемым всплеском или даже кризисом, при котором стране необходимо быстро принимать меры по устранению этого явления. От конфликта страдают все участвующие в нем стороны и почти все несут достаточные потери. К положительным аспектам конфликта можно отнести выбор альтернативных вариантов экономических взаимоотношений. Новые участники этих отношений, особенно те, которые занимают небольшой удельный вес в экономике, всегда рады найти новых союзников.