Политология

Поможем написать

Неомарксизм и конструктивизм

  • Тип работы: Вопрос-ответ

Неомарксизм и конструктивизм в международных исследованиях, их представители и эволюция.

Неадекватность ряда ключевых положений и внутренняя противоречивость марксизма стимулировали попытки его модернизации. Одной из наиболее известных модификаций марксизма в XX в. был так называемый неомарксизм, организационно оформившийся в 1930-х гг. на базе Франкфуртской школы социальных исследований.

Франкфуртская школа являлась центром притяжения привер­женцев марксизма, критически относившихся к капитализму, но в то же время считавших, что идеологи ортодоксально левых партий выхолостили и вульгаризировали диалектический подход к его ана­лизу. Основными методологическими принципами школы были:

  • приверженность марксистской диалектике, гуманизму и освобожде­нию человека от всех форм эксплуатации;
  • акцентирование значимости человеческого начала в социальных отношениях.

Ведущие представители неомарксизма Теодор Адорно (1903-1969) и Герберт Маркузе (1898-1979) отвергали марксистские положения о классовой борьбе как способе установления диктатуры пролетариата и ленинскую идею «первенства политики над экономикой» и дру­гими сферами общественной жизни. У К. Маркса и его предше­ственников наследовалось только одно – критическое отношение к буржуазному обществу, которое было перенесено на «поздний капи­тализм».

Новациями неомарксистов Франкфуртской школы стали два главных положения.

Первое, движущей силой революции является не пролетариат, который обуржуазился и интегрировался в капита­лизм, а «аутсайдеры» – люмпены, безработные, преследуемые наци­ональные и сексуальные меньшинства, радикальные слои студенче­ства и гуманитарной интеллигенции, нищее население «бедных» стран, противостоящее «богатым» странам.

Второе положение: слабое звено буржуазного общества – не власть и государство, а систе­ма духовных ценностей – культурных, моральных, религиозных и определяемых ими семейно-брачных отношений. Единственное, что сближало старых и новых марксистов, это понимание морали: все, что способствует революции – нравственно, что препятствует ей – аморально.

Альтернативу западной культуре неомарксисты видели в «сексу­альной революции». Г. Маркузе в книге «Эрос и цивилизация» объявил «принцип получения удовольствия» главным принципом жизни. Эта идея была с энтузиазмом встречена в студенческих кам­пусах Европы. Г. Маркузе стал «культовой фигурой» молодежи. Во время студенческих выступлений в Париже в 1968 г. развевались знамена с надписью «Маркс, Мао, Маркузе». Хотя впоследствии Г. Маркузе отказался от наиболее нигилистических положений сво­ей концепции, они оставили заметный след в общественном созна­нии Запада.

Вариантом неомарксизма были и идеи Антонио Грамши (1891-1937), одного из основателей Итальянской компартии. В ряде работ, особенно в основном труде «Тюремные тетради», написанном в зак­лючении с 1929 по 1935 гг.. он развивал политико-философский ас­пект марксизма, расширяя рамки первоисточника и частично реви­зуя его. Новаторской была мысль о том, что движущей силой истории является не развитие производительных сил, как утверждал К. Маркс, а конкуренция гегемонии и культурных моделей, причем не обязательно связанных с экономикой.

Одна из главных тем политической философии А. Грамши – теория гегемонии, которая использовалась для обоснования стратегии перехода к социализму. Смысл этой теории состоял в достижении рабочим классом экономического, политического и идейно-нрав­ственного господства в обществе путем создания «исторического блока» с другими угнетаемыми классами и слоями, внедрения в массовое сознание новой культуры, ориентированной на социалис­тические ценности.

В послевоенные десятилетия неомарксизм, распространивший­ся в значительной степени под влиянием разочарования в опыте «реального социализма» внес заметный вклад в исследование меж­дународных отношений второй половины XX в. В работах неомарксистов ключевым элементом международной системы (согласно их терминологии, «мир-системы») выступают отношения собственности.

Наиболее известные представители этого направления И. Валлерстайн, А. Франк, С. Амин разрабатывают проблематику эконо­мического неравенства и зависимости в современном мире, социальной дифференциации населения, прежде всего по оси «богатый Север – бедный Юг». Расслоение мирового сообщества на три час­ти – процветающий центр («ядро»), архаичную периферию и полупериферию, по их мнению, служит главной причиной нестабильно­сти в международных отношениях и источником потенциальных конфликтов. Преодоление этой системы неравенства зависит прежде всего от готовности и способности народов периферии консоли­дировать свои усилия для борьбы против монополий центра за социальную справедливость и перераспределение богатства. Основные идеи неомарксизма изложены в работе Иммануила Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире», опубликованной в 2001 г. в России

Согласно концепции И. Валлерстайна, Россия представляет собой полупериферийное государство, которое, несмотря на все по­пытки его реформирования, не сумело войти в состав ядра «мир-системы», но избежало участи периферийных стран, ставших коло­ниальными придатками наиболее развитых государств. По его мнению, с геополитическим положением и военной мощью России не могут не считаться другие государства.

Версиями неомарксизма являются «теория зависимости» (Р. Пребиш) и теория «структурного неравенства» (И. Галтунг). Согласно первой из них благополучие экономически развитых стран основано на эксплуатации ресурсов отсталых и неэквивалент­ном обмене между богатыми и бедными государствами. Теория «структурного неравенства» усматривает причины межнациональ­ных конфликтов в неравноценном положении одних и тех же госу­дарств в различных типах международных структур (экономиче­ской, политической, военной и т. п.).

В целом неомарксизм отражал поиск марксистскими и марксист­ски ориентированными мыслителями «третьего пути», свободного как от буржуазности, отчуждения и манипуляций массовым созна­нием, так и от тоталитаризма с присущими ему засильем бюрокра­тии и государственной идеологии.

К неомарксизму близок еврокоммунизм – идейное течение, сформировавшееся в компартиях Западной Европы в 1970-1980-х гг. минувшего века. Еврокоммунисты критиковали претензии КПСС на руководство коммунистическим движением и советскую модель со­циализма за недостаток политических свобод, стремились к рефор­мированию идейных и политических платформ путем отказа от те­зисов «классовой борьбы», «мировой революции», «диктатуры пролетариата» и т. д. Вместе с тем, они декларировали свою привер­женность марксизму (но не марксизму-ленинизму) и не идентифи­цировали себя с социал-демократией.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь