Реалистская и либеральная традиции
- Тип работы: Вопрос-ответ
Реалистская и либеральная традиции в международных исследованиях, их представители и эволюция.
Центральными для теории политического реализма являются «понятие интереса, определенного в терминах власти», и связанные с ним понятия баланса сил, геополитической стратегии и т.п.
Ее наиболее известные представители Моргентау, Арон, Нибур, Шуман, Кеннан, Шварценбергер, Томпсон, Киссинджер, Карр, Уолферс.
С точки зрения Г Моргентау» международные отношения представляют собой арену острого противоборства государств. В основе всей международной деятельности последних лежит стремление к увеличению своей власти, или силы и уменьшению власти других. При этом термин «власть» понимается в самом широком смысле: как военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа, возможности для распространения его идеологических установок и духовных ценностей. Два основных пути, на которых государство обеспечивает себе власть, и одновременно два взаимодополняющих аспекта его внешней политики это военная стратегия и дипломатия. Первая из них трактуется в духе Клаузевица: как продолжение политики насильственными средствами. Дипломатия же, напротив, есть мирная борьба за власть. В современную эпоху, говорит Г. Моргентау, государства выражают свою потребность во власти в терминах «национального интереса». Результатом стремления каждого из государств к максимальному удовлетворению своих национальных интересов является установление на мировой арене определенного равновесия (баланса) власти (силы), которое является единственным реалистическим способом обеспечить и сохранить мир. Собственно, состояние мира это и есть состояние равновесия сил между государствами. Согласно Мергентау есть два фактора, которые способны удерживать стремления государств к власти в каких-то рамках это международное право и мораль. Главными участниками международных отношений они считают в отличии от идеалистов – суверенные государства, которые рассматриваются как рационально действующие однородные политические организмы, проводящие единую политику в отношении других государств участников международных отношений. Исключительно государства имеют легитимные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключения мирных договоров, объявления войн и других действий, составляющих суть международной политики.
Специфика международных отношений состоит в том, что они носят анархичный характер. Каждый актор, проводя тот или иной курс политики, руководствуется прежде всего своими собственными интересами, а не общностью целей (идеалисты). Национальные интересы главная категория теории политического реализма, ключевой стимул политики государства в мировом масштабе.
Шесть принципов политического реализма по Моргентау:
1. вероятностный характер политической деятельности в сфере международных отношений.
2. принцип национальных интересов, понимаемых в терминах власти и могущества.
3. Внешнюю политику нельзя рассматривать через психологические феномены.
4. политический реализм признает моральное значение политического действия
5. политический реализм отрицает тождество морали конкретной нации и универсальных моральных законов.
6. Политическая сфера является автономной;
Особенности и представители либерально-идеалистической парадигмы
Представители: Кларк, Вильсон, Сон. Его основная посылка – это убеждение в необходимости и возможности покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования и демократизации международных отношений, распространения на них норм нравственности и справедливости. Согласно данному направлению мировое сообщество демократических государств при поддержке и давлении со стороны общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между его членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из его приоритетных тем это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики. В политической практике идеализм нашел воплощение в разработанной после первой мировой войны американским президентом В.Вильсоном программы создания Лиги наций.
Принцип полного невмешательства государства в социально-экономическую жизнь общества.
Сторонники либерально-идеалистической идеологии формируют свое представление о законах функционирования системы международных отношений, исходя из следующих принципов.
Во-первых, участники международных отношений представляют собой довольно широкий круг акторов, в который входят не только государства, но и международные правительственные и неправительственные организации, общественные объединения и группы, частные предприятия и даже отдельные лица.
Во-вторых, отсутствие верховной власти в международных отношениях создает условия для равноправного участия в международных отношениях всех суверенных единиц политической карты мира, а также негосударственных акторов. Это обеспечивается за счет создания и развития международных организаций, совершенствования норм международного права, демократизации международных отношений, распространения на них универсальных норм нравственности и справедливости. Однако нужно отметить, что либералы признают один из аспектов международной анархии, так как не отказываются от принципа "помоги себе сам".
В-третьих, исходя из многообразия международных процессов, последователи идеализма не сводят отношения между акторами только к состоянию мира и войны, или даже к сотрудничеству и конфликтам