О несостоявшихся государствах
- Тип работы: Вопрос-ответ
Проблема несостоявшихся государств (failed states) и государств-изгоев в мировой политике. Общее и особенное.
Проблема «несостоявшихся» государств (failed states) как вызова международной безопасности всё чаще звучит в выступлениях политиков и научном дискурсе. В экспертных кругах многие государства третьего мира относят к категории «падающих» или «хрупких» (failing / fragile states), неспособных к самостоятельному развитию в условиях глобализации и угрожающих международной стабильности.
В современных гуманитарных исследованиях нередко используются такие термины, как failed state и «серые зоны» мировой политики. Первое из этих понятий чаще всего на русский язык переводится как «неудавшееся государство» или «несостоявшееся государство», реже – как «слабое государство». Понятие «неудавшееся государство» является предметом острых и неослабевающих дискуссий зарубежных авторов вот уже более 15 лет.
Считается, что данный термин применяется в политической литературе для обозначения слабых в военно-политическом плане стран достаточно давно, но особый смысл, связывающий его с вопросом глобальной безопасности, был придан ему американскими политиками в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. Именно в это время слабые государства на Ближнем Востоке и африканском континенте стали представлять повышенную опасность как для отдельно взятого региона, так и для всего мира. Дальнейшее развитие термин получил после террористических атак 11 сентября 2001 г. в США, когда неудавшиеся государства стали нередко ассоциироваться с угрозой международного терроризма.
Несостоявшиеся государства отличаются тем, что не в состоянии выполнять свои основные функции, причем как внешние, так и внутренние. Кроме того, в несостоявшихся государствах может иметь место искусственность государственности границ, партикуляризм права, наличествовать криминальные анклавы, жизнь в которых не регулируется правовыми нормами, вестись локальные конфликты.
Такие страны зачастую способствуют разрастанию региональных конфликтов, которые могут нанести существенный урон безопасности и развитию соответственных субрегионов. В конфликты в Ираке, Афганистане, Сьерра-Леоне, Конго и Судане – по своей природе носящие в значительной степени внутренний характер – также напрямую вовлечены несколько других государств. В некоторых крайних случаях эти конфликты ведут к осложнению ситуации в соседних странах, ускоряя, хотя редко форсируя их упадок. Таковым было влияние конфликта в Сьерра-Леоне на Гвинею, конфликта в Конго на Зимбабве. Они становятся причиной появления потоков беженцев, развития контрабанды товаров, подрыва миротворческих усилий. Соответственно, с точки зрения международной безопасности, эти страны опасны, в первую очередь тем, что их правительства не контролируют значительную часть территории государства. Таким образом, говоря об устранении угрозы несостоятельных стран мировому сообществу, необходимо сделать акцент на установлении такого контроля с проведением последующего комплекса мероприятий, направленных на его укрепление и ликвидацию предпосылок возвращения данных территорий к состоянию безвластия.
В настоящее время действенные механизмы решения этой проблемы отсутствуют. Очевидно, что существующие программы развития, донорской помощи и посткризисного восстановления не дают желаемых результатов. Количество несостоявшихся стран и неуправляемых территорий растет из года в год в результате конфликтов, природных катаклизмов, а зачастую и в результате недальновидной политики развитых государств, форсирующих демократические преобразования в не готовых к этому развивающихся странах. Необходимо комплексное переосмысление данной проблемы, выработка превентивных мер для предотвращения развития данного явления, а также пересмотр и адаптация к новым условиям старых методик работы с «несостоявшимися» странами.