Русский язык и культура речи3 (контрольная работа)
- Тип работы: Практикум
- Цена: Скидка 50%
I. Практикум
Выполните комплексный анализ выбранного текста по следующим заданиям:
1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте эти орфограммы и пунктограммы графически.
Текст 1
Язык – это продукт обществен(нн)ой деятельности это отличительная особенность общества.
А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?
Во-первых для того чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совмес ной деятельности то есть он нужен как средство общения.
Во-вторых язык нужен для того чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон то первое что он при этом сделал – сформулировал этот закон в словах выразил свою мысль так что она стала доступной для понимания и его современникам и нам далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе вы усваиваете достижения обществен(нн)ого опыта по учебникам где необходимые сведения изложен(нн)ы в языковой форме.
Наконец в-третьих язык нужен для того чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли чувства эмоции. Например в стихах человек передает самые сокровен(нн)ые мысли чувства переживания. И все это благодаря языку.
Без языка не(было) бы самого человека потому что все то что есть в нем человеческого связано с языком выражается в языке и закрепляется в языке.
(А. А. Леонтьев)
- Укажите характерные особенности, на основании которых данный отрывок может считаться текстом.
- Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка
- Проанализируйте лексику текста с точки зрения сферы употребления. Укажите, если таковая имеется, лексику необщеупотребительную, объясните причины ее использования в данном тексте
- Определите жанровую разновидность текста.
- Каким типом речи является данный текст (повествованием, описанием, рассуждением)? Докажите.
- Найдите и выпишите слова (словосочетания, предложения), интересные с точки зрения культуры речи. Укажите для них типы норм и правильный (ые) варианты).
II. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
1. На основе общеславянского языка образовались языки южнославянской, восточно-славянской, западно-славянской групп. Какая из этих групп дает возможность возникновения трех самостоятельных языков: русского, украинского, белорусского, которые с образованием наций оформляются в самостоятельные языки?
а) южно-славянская;
б) восточно-славянская;
в) западно-славянская.
2. Процесс возникновения самостоятельных языков (русского, украинского, белорусского) происходит:
а) в результате общения славянских племён до V-VI вв. до н. э.;
б) в результате образования древнерусской народности в пределах Киевского государства в IX в.;
в) в результате распада Киевского государства в XIV-XV вв.
3. Назовите средства существования языка:
а) общение коллектива (коммуникативная);
б) мышление (когнитивная);
в) сохранение и передача культурно-исторических традиций (аккумулятивная).
4. Разграничьте лексику: 1) лексика ограниченной сферы общения; 2) лексика неограниченной сферы общения.
a) диалекты;
б) просторечие;
в) жаргоны;
г) литературный язык
5. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
а) территориальные диалекты;
б) просторечие;
в) жаргоны;
г) литературный язык.
6. Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии?
а) диалекты;
б) просторечие;
в) жаргоны;
г) литературный язык.
7. Соотнесите единицы и уровни языка:
1. Слова. |
А. Фонетический уровень. |
2. Формы и классы слов. |
Б. Морфемный уровень. |
3. Звуки, фонемы. |
В. Лексический уровень. |
4. Морфемы. |
Г. Морфологический уровень. |
5. Словосочетание, предложение, текст |
Д. Синтаксический уровень |
8. Определите функцию языка в художественном стиле:
а) функция общения;
б) функция сообщения;
в) функция воздействия.
9. Укажите, какой критерий связывают с нормой литературного языка:
а) образцовость;
б) полифункциональность;
в) социальная значимость.
10. Какие аспекты включает понятие «культура речи»?
а) нормативный;
б) коммуникативный;
в) этический.
11. Точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность речи – основные составляющие:
A. Нормативного аспекта культуры речи.
Б. Коммуникативного аспекта культуры речи.
B. Этического аспекта культуры речи.
12. Языковая норма обязательна:
A. Только для устной речи.
Б. Только для письменной речи
B. Как для устной, так и для письменной речи.
13. Какой прием используется в оксюмороне:
А. Омонимия.
Б. Антонимия.
14. Соотнесите определение и определяемое:
1. Правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических |
А. Орфоэпическая норма, конструкций |
2. Правила употребления слов в речи. |
Б. Лексическая норма. |
3. Правила звучащей речи. |
В. Грамматическая норма |
5. Для какой формы национального языка норма играет роль «фильтра»?
а) просторечий;
б) литературного языка;
в) диалектов;
г) жаргонов.
16. Для какого функционального стиля речи характерно использование терминологической лексики, употребление многозначных слов только в одном значении, широкое использование конкретной лексики по сравнению с абстрактной, отсутствие лексики разговорной; однородность и замкнутость лексического состава, что выражается в меньшем использовании синонимов; речь отличается точностью и логичностью мысли, её последовательным представлением и объективностью изложения?
A. Для научного стиля.
Б. Для публицистического стиля.
B. Для официально-делового стиля.
17. Функция социальной регламентации предъявляет текстам этого стиля однозначность прочтения:
A. Научного стиля.
Б. Публицистического стиля.
B. Официально-делового стиля.
Г. Художественного стиля.
18. Соотнесите разновидности многословия, или речевой избыточности, с данными определениями:
1. Употребление в речи близких по смыслу и поэтому лишних слов |
А. Плеоназм. |
2. Повторное обозначение другими словами уже названного понятия |
Б. Тавтология. |
19. Соотнесите определение и определяемое:
1. Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи, что нередко объясняется стремлением автора притупить критическую остроту высказываний при описании негативных явлений. |
А. Анахронизм, |
2. Нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой. |
Б. Эвфемизм |
20. Сопоставление несовместимых понятий
А. Алогизм.
Б. Инверсия.
21. Определите ряд слов с неправильным ударением:
А. Балов'ать, занят'а, шав'ель, ст'атуя.
Б. Кат'алог, нач'ал, жд'ала, д'оговор.
22. Какая языковая норма нарушена?
1 Железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, черное кофе
2 Проведение экзамена планируем где-то в июне. Я ложу книгу в шкаф
A. Грамматическая норма.
Б. Лексическая норма.
B. Словообразовательная норма.
Г. Синтаксическая норма.
23. Многословие
А. Совместимо с понятием «содержательная речь».
Б. Недостаток речи независимо от стиля и жанра.
24. Какая речевая неточность допущена в словосочетаниях?
Период времени, памятный сувенир, свободная вакансия, автобиография жизни, народный фольклор.
А. Синонимия,
Б. Плеоназм.
25. Какая речевая ошибка допущена в предложениях?
Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию.
А. Использование слова без его семантики.
Б. Нарушение лексической сочетаемости.
26. Укажите вид лексической ошибки в предложении.
В Древнем Риме недовольные законами племена устраивали митинги.
А. Эвфемизм.
Б. Анахронизм.
27. Присутствует ли грамматическая ошибка в предложении?
Выросло поколение, для которых война – история
А. Да.
Б. Нет.
28. Чем являются выделенные слова?
Не вы, ни Сима
Страдаю невыносимо
Водой Невы носима.
а) омофоны;
б) омоформы;
в) омографы.
29. Какой стилистический приём использован в предложении?
Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (И. А. Некрасов).
А. Антитеза.
Б. Инверсия.
30. Какого рода несклоняемые существительные?
Кольраби, шимпанзе, кашне, авеню, банджо, иваси, Сочи.
а) несклоняемые разного рола;
б) несклоняемые мужского рода;
в) несклоняемые женского и среднего рода.
31. Найдите глагол, не употребляющийся в форме 1-го лица единственного числа:
а) махать;
б) находить;
в) победить;
г) бередить;
д) заводить.
32. Определите, какие слова не являются антонимами
а) будний день – праздничный день;
б) медленные шаги – твердые шаги;
в) чуткий сон – крепкий сон;
г) скромный подарок – богатый подарок.
33. Какая группа слов является: 1) историзмами; 2) архаизмами?
а) десница, чело, рыбарь, выя, роги;
б) бояре, темница, холоп, вождь, кафтан.
34. Соотнесите паронимы (справа) в соответствии с их лексическим значением.
I. 1. Имеющий большую длину. А. Длинный.
2. Долговременный. Б. Длительный.
II. 1. Стать бедным. А. Обеднеть.
2. Сделать бедным. Б. Обеднить.
35. В какой паре выделенное существительное в форме р. п. мн. ч. нарушает морфологическую норму?
а) будни – будней;
б) чулки – чулок;
в) ботинки – ботинков;
г) одеяльце – одеялец;
д) плоскогубцы – плоскогубцев.
36. Отметьте, какое выражение содержит метафору:
а) Весна бродила вместе с легким сквозным ветром по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием.
б) Кленовый лист напоминает нам янтарь.
в) Горит восток зарею новой.
Список использованной литературы
- Введенская Л. А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 448 с.
- Громов, С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей; Издание 18-е. – 2005 – 2006. – 304с.
- Мельникова С. В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.
- Плещенко Т. П. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие /Т. П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет; Под Ред. П. П. Шубы. (Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – 544 с.
- Рейсер С. А. Основы текстологии. Изд. 2-е Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Л., «Просвещение», 1978. – 176с.
- Ткаченко И. В., Шарохина Е. В. Шпаргалка по риторике: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2005. – 40 с.