Истоки научных знаний на Востоке

Тип работы: Контрольная работа
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 7 - 13 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем востоке высоких культур. Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле начиная примерно с четвертого тысячелетия до н. э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки Передней и Средней Азии на полуострове Индостан и Китайской равнине.

Под термином «Древний Восток» понимают обычно тот период истории, который хронологически и генетически предшествовал эллинству и христианству». В настоящее время этим условным термином принято обозначать совокупность очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей, оседлых и кочевых народов. Обществ, только выходящих из состояния первобытности и более продвинутых народов, уже переступивших порог цивилизации.

Великие культуры Древнего Востока – Древнего Египта Шумера Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана государство хеттов и Урарту культуры древнейших периодов Китая и Индии – при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью.

Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.

Древний Египет Шумер и Вавилон древние Индия и Китай – это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства возникли письменность литература искусство техника были заложены элементы математики астрономии медицины других наук в том числе зачатки философии. Центрами цивилизации Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась Древнеегипетская цивилизация в междуречье Ефрата и Тигра – шумерская, которую последовательно сменили другие цивилизации в долине реки Инд – индийская, а в долине реки Хуанхэ – древнекитайская цивилизация.

Научные знания в Древнем Египте

Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйств, строительства, военное дело, управление страной. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

Определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в замерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря, построенного на тщательных наблюдениях над небесными светилами, с одной стороны, и режимом Нила – с другой. Год делился на три сезона по четыре месяца каждый. Месяц состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных созвездиям, названным в честь божеств. К последнему месяцу прибавляли 5 добавочных дней, что позволяло совмещать календарный и астрономический год (365 дней). Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, т. е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды – Сириуса. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные – короткими, зимой наоборот).

Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одна из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов. Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов, столь обычных, например, для вавилонян.

Практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики.

Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки – числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1.

Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд – вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объема усеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. A. C. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.

По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человеческого тела и его различных органов. Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м). Для египетской медицины характерным являлась дробная специализация врачей. «Каждый врач, – писал Геродот, – излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей, одни лечат глаза, другие – голову, третьи – зубы, четвертые – желудок, пятые – внутренние болезни». Врачи выделили и рекомендовали методы лечения около сотни различных болезней. Одним из высших достижений египетской и всей древней медицины было учение о кровообращении и сердце как его главном органе. «Начало тайн врача, – говорится в папирусе Эберса, – знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног, везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену». Найденные при раскопках гробниц разнообразные хирургические инструменты – свидетельства высокого уровня хирургии.

Сковывающее влияние религиозного мировоззрения не могло способствовать развитию научных знаний об обществе. Однако можно говорить об интересе египтян к своей истории, что приводило к созданию своего рода исторических сочинений. Наиболее привычными формами таких сочинений были летописи, содержащие перечень царствующих династий и запись наиболее значительных событий, случившихся в правление фараонов (высота подъема Нила, строительство храмов, военный поход, обмер площадей, захваченная добыча). Так, до нашего времени дошел фрагмент летописи о правлении первых пяти династий (Палермский камень). Туринский царский папирус содержит список египетских фараонов до XVIII династии. Тщательно обработанной летописью являются знаменитые «Анналы Тутмоса III», где излагается история его многочисленных походов.

Своего рода сводом научных достижений являются древнейшие энциклопедии – словники. Собрания терминов, объясненных в словнике, сгруппированы по темам: небо, вода, земля, растения, животные, люди, профессии, должности, чужеземные племена и народы, пищевые продукты, напитки. Известно имя составителя древнейшей египетской энциклопедии: это был писец Аменемопе, сын Аменемопе, он составил свой труд в конце Нового царства (наиболее полный список этого труда хранится в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина)[2 с.91].

Культура и научные знания Междуречья

Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом – двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство – Египет, в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств.

Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне – территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии.

Культура Месопотамии развивалась в контакте с древнеегипетской цивилизацией с IV тысячелетия до середины VІ века до нашей эры. Однако, если древнеегипетскую цивилизацию можно рассматривать как однородную и стабильную, то история Двуречья – это ряд последовательно сменявшихся цивилизаций, то есть она была многослойной. Главные обитатели Двуречья – шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации. В государствах Двуречья было много городов, достаточно широкое развитие получила внутренняя и транзитная торговля. Государство региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения, привозя из Индии слоновую кость и цветные камни, из Египта – золотые украшения и зерно, из городов Малой Азии и с гор Кавказа – сурьму, олово и медь. Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы, то цивилизация Двуречья, особенно шумеро-вавилонская, в большей степени письменные (именно в Двуречье родился легенда о Всемирном потопе). Шумеро-вавилонкую культуру можно назвать письменной. Шумеры использовали в качестве средства для написания текстов клинописные таблички. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек, состоит из хозяйственных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества.

Важным событием в истории мировой культуры является возникновение в Древнем Вавилоне первых школ и профессии учителя. В Шумере, Вавилоне писцы оставили после себя большое количество табличек. Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдение за движением планет и звезд.

Именно шумеры, по мнению современных востоковедов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первую в человеческой истории поэму – «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

Шумеры, вавилоняне и ассирийцы, создавшие дну из величайших цивилизаций мира, внесли значительный вклад в развитие мировой культуры. Они хорошо знали не только четыре основных арифметических действия, но умели извлекать корни и возводить в степень, знали число, которое, согласно их вычислениям, равнялось 3. Вавилоняне знали теорему, известную как теорема Пифагора; пользовались двумя системами счета: десятичной и шестидесятеричной. Отсюда берет начало система деления времени; 1 час равен 60 минутам, 1 минута – 60 секундам. Введение оросительного земледелия потребовало развития астрономии. Вавилонские жрецы составили лунный календарь из 12 месяцев, каждый из которых состоял из 29-30 дней; определили эклиптику солнца, разделив ее на 12 равных частей по 30 градусов. На этой основе они создали систему знаков зодиака и разработали астрологию. Хотя вавилонские врачи не знали строения человеческого тела (религия запрещала анатомировать трупы), они научились диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи порошков, мазей и настоек[1 с.107].

Научные знания Древней Индии и Древнего Китая

Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшая несколько соперничавших школ. Основные философские тексты могут быть датированы первыми веками новой эры, но в некоторых случаях можно предполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половине I тысячелетия до н. э. Особенно важны достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории. Следует заметить, впрочем, что главной целью философии в Древней Индии являлось не обобщение достижений естественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священных текстов и достижение религиозного спасения.

Такой же характер имела и древняя психология, тесно смыкавшаяся отчасти с религией, отчасти с медициной. В Древней Индии был накоплен огромный опыт использования лекарственных растений, широко занимались врачеванием буддийские монахи. Врачи-индийцы славились в конце древности и в средние века во всем мире.

Специальные трактаты по естественным наукам датируются рубежом древности и средневековья. Ряд важнейших математических и астрономических идей несомненно навеян общими философскими концепциями. Так, знаменитый Арьябхатта (V в.), исходя из принципа относительности движения, предполагал вращение Земли вокруг собственной оси и движение ее вокруг Солнца. С понятием «пустоты» в буддийской философии, возможно, связано введение нуля в математике (и, соответственно, позиционной системы записи чисел). Так называемые арабские цифры, которые используются доныне, происходят из Индии.

Показателем общего подъема культуры Древнего Китая эпохи Чжаньго было также развитие научных знаний, прежде всего математики. Прогресс в этой области науки определяется ее прикладным характером.

Составленный во II в. до н. э. трактат «Математика в девяти книгах» подобно «Началам» Евклида содержит компендиум математических знаний, накопленных предшествующими поколениями ученых. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и профессии, теорема Пифагора, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. «Математика в девяти книгах» была своего рода руководством для землемеров, астрономов, чиновников и т. д. Для исследователя истории Древнего Китая эта книга помимо своего чисто научного значения ценна тем, что в ней нашли отражение реалии ханьской эпохи: цены на различные товары, показатели урожайности земледельческих культур и т. д.

С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря. В «Исторических записках» Сыма Цяня одна из глав раздела «Трактаты» специально посвящена проблемам небесных светил. Аналогичная глава содержится и в «Ханьской истории» Бань Гу, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось в это время наблюдениям за планетами. В I в. до н. э. древним китайцам было известно, что период обращения Древесной звезды (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает с результатами современных наблюдений.

В 104 г. до н. э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в этом году календарь использовался вплоть до 85 г. н. э. По этому календарю год состоял из 12 месяцев; дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

Солнечно-лунный календарь древних китайцев был приспособлен к нуждам сельскохозяйственного производства. Календарю уделялось значительное внимание в тех научных трактатах, которые обобщали важнейшие достижения земледельческой техники.

Весьма значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древнекитайские врачи еще в IV-III вв. до н. э. стали применять метод лечения, получивший впоследствии широкое применение в традиционной китайской медицине, – иглоукалывание. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала II в. до н. э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных расстройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских болезней и т. д.). Среди рекомендуемых средств наряду с лекарствами, содержащими в общей сложности более двухсот ингредиентов, прижиганиями и иглоукалываниями упоминаются и некоторые магические приемы.

Например, для исцеления от опухолей предлагалось в один из дней в конце месяца провести по опухоли семь раз старым веником, а затем бросить веник в колодец. Обращает на себя внимание тот факт, что в более поздних медицинских сочинениях ханьского времени магические приемы лечения практически уже не упоминаются. К III в. относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях[2 с.413].

Заключение

Страны Древнего Востока внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став достоянием всего человечества.

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины.

Научные знания в цивилизациях Древнего Востока носят сугубо практический характер, вызваны необходимостью решать повседневные задачи, и не претендуют на то, чтобы служить частью мировоззрения.

Список использованной литературы

  1. Ильина Е. А., Буров М. Е. Культурология: Конспект лекций. – М.; МИЭМП, 2005. – 104 стр.
  2. История Древнего Востока: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «История»/А. А. Вигасин, М. А. Дандамаев, М. В. Крюков и др.; Под Ред. В. И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – 462 с.
  3. Майоров Н. И. Введение в историю Древнего Востока. Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского университета, – 2003.125с.
  4. Тураев Б. А. История Древнего Востока. Том 1 // Под редакцией Струве В. В. и Снегирева И. Л. – Ленинград: Социально-экономическое. – 1935. – 309с.
  5. Философия науки: учеб. пособие / Под Ред. д-ра филос. ф 51 наук А. И. Липкина. – М.: Эксмо, 2007. – 608 с.