Проблема свободы и ответственности

Тип работы: Вопрос - ответ
(Время чтения: 2 - 3 минуты)

User Rating: 0 / 5

Духовность, свобода и ответственность – это три экзистенциала человеческого существования. Они не просто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже они конституируют его в этом качестве.

Проблема свободы личности в социальной философии уже на протяжении ряда веков фокусируется в проблеме отчуждения. По сути дела идея отчуждения была заложена в концепции «общественного договора», исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству. Затем сама идея отчуждения была подхвачена и развита Гегелем, превращена в одну из центральных категорий его философии (Entfremdung). Заметим, что и у Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается только в плане духовном, идеалистически – как отчуждение политических прав, отчуждение духа и т. д.

В действительности же исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а исходным пунктом в ней – общественное разделение труда.

В обществе с состоявшимся общественным разделением труда, а тем более с сформировавшейся и воспроизводящейся частной собственностью, отчуждение заложено уже в самом акте производства, в производственной деятельности индивида. Отчуждение характеризует определенный тип связей противоположных сторон в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, и важнейшей чертой этого типа является дистанцирование и принципиальное расхождение этих сторон.

Маркс не прогнозировал и не предлагал ликвидировать полностью разделение труда, понимая, что его корни гораздо глубже, чем капиталистический способ производства. Следовательно, возникающее отчуждение человека от продуктов его труда вследствие его разделения, неизбежно, даже если оно будет добровольным.

Само по себе разделение труда делает труд эффективнее, следовательно, человеческое общество сильнее, а то, что «наслаждение и труд, производство и потребление выпадают на долю различных индивидов» не является прямым следствием разделения труда, это результат форм присвоения, распределения, основанных на частной собственности.

Сознание человека, по Марксу, определяется его местом в материальном производстве, его социально-классовой принадлежностью, которая ограничивает его индивидуальность. И так будет до тех пор, пока условия жизни индивида будут «совпадать с условиями жизни определенного класса». Ликвидация этого отчуждения состоит в том, что «индивиды должны присвоить себе существующую совокупность производительных сил…» По мысли Маркса это должно привести к изменению сознания людей: «…присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у индивидов»

Смена собственника не повлияет на уровень взаимоотношений, основанных на частной собственности, поэтому Маркс считал, что в коммунистическом обществе необходима отмена частной собственности на средства производства и их «обобществление».

В этой системе взаимодействия человека и продуктов его деятельности только сам человек может преодолеть возникающее отчуждение. Продукты его деятельности фиксируют тот уровень его развития, на котором они созданы и они обречены на устаревание, только сам человек может меняться и развиваться, но не продукты его деятельности.

Развитие сознания человека представляется как расширение сферы тождества, как отрицание отчуждения, – именно так его представлял Гегель. Но не по пути отрицания реальности и восхождения к абсолютному духу, а по пути отождествления себя с различными проявлениями, сферами реальной жизни, по пути освобождения от власти продуктов собственной деятельности, которые порой господствуют над ним, как это показано Марксом.

Индивидуальное сознание отдельных людей – это прежде всего индивидуальные особенности восприятия ими различных явлений общественной жизни. В конечном счете – это индивидуальные особенности их взглядов, интересов и ценностных ориентаций. Все это порождает определенные особенности в их действиях и поведении.

В индивидуальном сознании человека проявляются особенности его жизни и деятельности в обществе, его личный жизненный опыт, а также особенности его характера, темперамента, уровень его духовной культуры и другие объективные и субъективные обстоятельства его социального существования. Все это формирует неповторимый духовный мир отдельных людей, проявлением которого выступает их индивидуальное сознание.