Философия

Поможем написать

Лейбниц и Спиноза о свободе и детерминизме

  • Тип работы: Вопрос-ответ

В развернутом виде вопрос звучал следующим образом:

В какой степени мы свободны? Как Спиноза и Лейбниц обращаются к проблеме детерминизма и свободы? Обратите внимание на то, как Энтони Квинтон пытается примирить свободу и детерминизм в его обсуждении Спинозы и Лейбница. В случае Спинозы, будьте готовы обсудить отношение эмоций к свободе.


Проблема детерминизма и свободы. Тезис тут утверждает, что в мире, кроме причинности по законам природы, существует и свобода, тогда как антитезис гласит, что в мире нет никакой свободы и все совершается только по законам природы.

В своей «Этике» Спиноза решает вопрос о свободе воли в духе детерминизма. Воля, с его точки зрения, может только казаться человеку свободной, ввиду неспособности его ограниченного рассудка объять всю совокупность причин, лежащих в основе любого побуждения души. Вселенная Спинозы — это царство необходимости.

Однако, отрицая свободу воли, Спиноза активно использует в своей этике понятие свободы как таковой.

Без свободы воли мир был бы лишь унылым механизмом, в котором всякий поступок человека предопределен, и, если даже это предопределение и гармонично, Лейбниц отказывается признать такой мир совершенным, ибо совершенство есть свобода. Но мир, в котором царит свобода воли, оказывается во власти произвола, и в нем вместе с предустановленностью исчезают и гармония, и совершенство. Лейбниц выдвигает дилемму фатализма и волюнтаризма, вплетая ее в рамки моральной коллизии, выход из которой он ищет в просвещении.

Лейбниц, как и Спиноза, готов восславить познанную необходимость, в которой свобода была бы другой стороной необходимости, но с решением Спинозы он все же не примирился: для бездушной субстанции спинозизма «свобода» — пустой звук, а для человека-модуса она лишь иное название его добровольного подчинения фатальной зависимости от субстанции.

Ключевое находка всей этической системы Спинозы — понятие аффекта. Спиноза определяет аффект как «…смутную идею души, в которой она утверждает большую или меньшую, чем прежде силу существования своего тела или какой-либо его части». Такие смутные идеи оказываются у Спинозы в одно и то же время и препятствием, и потенциальной возможностью обретения человеком свободы.

Идеи рационалистических философов Баруха Спинозы и Готфрида Лейбница рассматриваются философией Энтони Куинтоном. Спиноза поддерживает пантеистического Бога, который имеет материю и ум как два атрибута, и является конечной субстанцией и объяснением мира. Лейбниц видит реальный мир как состоящий из бесконечности вещей чисто духовных, где все, в том числе и пространство, является феноменом - побочным продуктом ареального мира с бесконечным множеством духовных центров. Оба философа строят мир, который очень отличается от того, что воспринимает средний человек, и оба отвергают декартовскую двойственность.

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь