Русския язык и культура речи (контрольная работа)
- Тип работы: Практикум
- Цена: Скидка 50%
- Формирование русской лексики. Исконно русская лексика. Заимствования из разных языков. Калькирование
- Словообразование. Понятие о типах образования слов. Морфологический способ словообразования. Состав слов
Формирование русской лексики. Исконно русская лексика. Заимствования из разных языков. Калькирование
Словарный состав современного русского языка прошел длительный путь становления. Наша лексика состоит не только из исконно русских слов, но и из слов, заимствованных из других языков. Иноязычные источники пополняли и обогащали русский язык на протяжении всего процесса его исторического развития. Одни заимствования были сделаны еще в древности, другие – сравнительно недавно.
Лексикография
Лексикология (от др. – греч. lexis 'слово, выражение') – раздел науки о языке, изучающий лексику, т. е. словарный состав языка. Лексика состоит из слов и устойчивых словосочетаний, функционирующих в речи наподобие слов. Переходя после изучения фонетики и фонологии к изучению лексикологии, мы попадаем в совершенно другой мир. Если там мы имели дело с односторонними языковыми единицами, то здесь – с единицами двусторонними, обладающими значением. Если количество фонем в одном языке исчисляется всего несколькими десятками, то количество лексических единиц – десятками и сотнями тысяч, а вернее – даже вообще не может быть сосчитано, так как словарный состав непрерывно пополняется.
Словообразование. Понятие о типах образования слов. Морфологический способ словообразования. Состав слов
Словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы – фонологией, морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых слов. Словообразование служит группировке слов в отдельные лексические разряды, способствует формированию лексических значений. Именно на почве словообразования устанавливаются системные отношения между лексикой и грамматикой. Новые слова в русском языке образуются от производящих основ, выделяемых в тех или иных словах или словосочетаниях. Производящей называется основа, от которой образовалось то или иное производное слово, являющееся самым близким по смыслу.
Причастие и деепричастие
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.
Глагольные признаки причастий: переходность –непереходность (читающий книгу, виднеющийся в поле), возвратность – невозвратность, вид (могут быть совершенного и несовершенного вида, например: читавший, прочитавший), залог (действительный и страдательный, например: вытаскивающий – вытаскиваемый), время (настоящее и прошедшее: читающий – читавший, читаемый – читанный), возвратность (виднеющийся, писавшийся).
Признаки прилагательного у причастий: зависимые формы рода, числа, падежа (написанная книга, написанное письмо, написанные письма); наличие у страдательных причастий как полной, так и краткой формы, парадигмы склонения прилагательных (написанное письмо, написанного письма, к написанному письму и т.д.).
Вводные слова и предложения.Вставные конструкции
Водными называются слова, грамматически не связанные с членами предложения (т.е. не связанные с ними по способу согласования, управления или примыкания), не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризующие способ ее оформления и т.п. Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения и в своеобразной безударности.
Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом, или к отдельным его членам. Ср.: К счастью, никто меня не заметил (Т.); –...Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.). В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.
Пунктуация
Основное назначение пунктуации — членение и графическая организация письменного текста. Средство пунктуации — знаки препинания. Знаки препинания выполняют.две общие функции: отделение и выделение. К числу основных знаков, имеющих функцию отделения, относятся одиночные знаки: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. К числу основных знаков, имеющих функцию разделения, относятся двойные знаки: запятые, тире, скобки, кавычки. Ср.: Он всегда слушал с приятною улыбкою гостей, приезжавших к нему, иногда и сам говорил,.но больше расспрашивал (Г.), где в первом случае двойная запятая выделяет причастный оборот, а во втором случае одиночная запятая разделяет однородные сказуемые.
По нормам пунктуации в том случае, если в одном и том же месте нужна и запятая из двойного знака и одиночная запятая, ставится только одна запятая: в приведенном предложении запятая после слова к нему нужна не только потому, что она вместе с предшествующей запятой выделяет придаточный оборот, но и потому, что она разделяет однородные сказуемые (слушал и говорил). Такая запятая, следовательно, двузначна.
Перепишите, ставя нужные знаки препинания:
По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза Манилова делались веселее и улыбка раздвигалась более и более. Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра всего так что когда полицмейстер вспомнил было о нем то увидел что от произведения природы оставался один хвост. Иногда глядя с крыльца на двор и на пруд говорил Манилов о том как бы хорошо было если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост на котором были бы по обеим сторонам лавки и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары нужные для крестьян.
Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы:
Устарела ли проблема «отцов» и «детей».
Напишите сочинение на тему «Моя будущая профессия» (не менее 250 слов).
Список использованной литературы:
-
Александров Д.Н. Риторика - Учебное пособие. — 3 - е изд. - М.: Флинта: Наука, – 2004. - 624 с.
-
Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова. // Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., 1977. – С. 162-189.
-
Гордеева Е.В. Уроки практической орфографии - М.: изд-во Владос 2001 – 160с.
-
Культура русской речи. Учебник для вузов. Под Ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. – 560 с.
-
Мусорин А. Ю. Основы науки о языке. Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное. Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 2004. – 196 с.
-
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.:Айрис-пресс. – 2009- 448с.
-
Русова Н. Как стать грамотным: Таблицы; Упражнения: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи Изд. 5-е, перераб./ 6-е Русова Н.Ю. Айрис-Пресс 2005