Русский язык и культура речи4 (тест)
- Тип работы: Практикум
- Цена: Скидка 50%
- 1. Работа с текстом.
- 2. Тест
- А1. В каком ряду все местоимения являются определительными?
- А2. Найдите предложение, в котором то является местоимением.
- A3. Найдите предложение, в котором местоимение является подлежащим.
- 2. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
- 3. Как правильно расставить и объяснить знаки препинания в предложении:
- 4. Как правильно расставить и объяснить знаки препинания в предложении:
- 5. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
- 6. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
- 7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
- 8. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
- 9. На месте каких цифр должны быть запятые?
- Занятие 10. Наречие
- Занятие 11. Тренинг по пунктуации
- 1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
- 2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
- 3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
- 4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
- 5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
- 6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
- 7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
- 8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
- 9. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
- 10. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении:
- 11. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении:
- 12. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении:
- 13. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
- 14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Аидрейка вытащил () и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу.
- 15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
- 16. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
- Занятие 12. Сжатие текста (в формате ГИА 9 класс)
- Текст №l
- Текст № 2
- Итоговое (в формате ГИЛ 9 класс)
- А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик называет Серёгу настоящим художником»?
- А2 Почему рассказчик называет встречу Нового года, описанную в тексте, «лучший Новый год в моей жизни»?
- A3 Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 7-11?
- А4 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «атмосфера» (предложение 13):
- А5 Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
- А6 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик называет героя не Сергеем, не Серёжей, а Серёгой?» Такая форма имени говорит о...
- А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Иногда у пего оказывалось несколько диковинных конфет».
- Вариант 2
- А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»
- А2. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?
- А 3. Как характеризует героя информация, заключенная в предложениях 20-21?
- А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «завороженность» (предложение 25).
- А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
- А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка»?». Такая форма слова говорит
- А7. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
- В1 Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.
- В2 Из предложений 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
- В3 Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
- В4 В предложениях 24-25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.
- В5 Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
- В5 Среди предложений 25-28 найдите предложения с обособленным деепричастием. Напишите номера этих предложений.
- В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
1. Работа с текстом.
Каждое утро я отправляюсь в лес по грибы, но возвращаюсь с пустой корзинкой. Надо мной смеются мои соседи: «Вам бы подзорную трубу с собой брать, тогда какую-нибудь сыроежку отыщете».
Я выслушиваю все эти дружеские нападки. Они меня не задевают. Ведь никто из тех, кто надо мной подтрунивает, не подозревает, что я грибов не собираю. Мне жаль срывать грибы, которые выросли возле моей заветной тропинки. Я знаю на ней каждый грибок, но не рву их, а слежу за тем, как они растут. (По Г. Скребицкому.)
Найдите местоимения по их морфологическим признакам:
личное, 1-го лица, единственного числа, стоит в творительном падеже; |
|
указательное, стоит во множественном числе, родительном падеже; |
|
указательное, стоит во множественном числе, именительном падеже; |
|
определительное, стоит в единственном числе, мужском роде, винительном падеже; |
|
относительное, стоит во множественном числе, именительном падеже |
̶ Определите основную мысль текста, тип речи и стиль.
̶ Укажите разряды и синтаксическую роль местоимений в тексте.
2. Тест
А1. В каком ряду все местоимения являются определительными?
1) любой, тогда, который, никого 2) сам, тот, где-то, весь
3) иной, какой, каждый, кое-где 4) самый, любой, сам, весь
А2. Найдите предложение, в котором то является местоимением.
1) Кто (то) постучал в окно. 2) На улице шел то снег, то дождь.
3) Берись за (то), к чему ты сроден. 4) Бежал (то) ты быстро.
A3. Найдите предложение, в котором местоимение является подлежащим.
1) Эта долина – прекрасное место. 2) Что-то слегка ударило меня.
3) Ребята слушали меня с восхищением. 4) Мне нездоровилось.
2. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Вечереющее солнце (1) вдоволь накупавшись (2) в облаках (3) бросило на небосклон несколько лиловых мазков.
1. 1 – выделяется причастный оборот
2. 1, 2 – выделяется деепричастный оборот
3. 1, 3 – выделяется причастный оборот
4. 1, 3 – выделяется деепричастный оборот
3. Как правильно расставить и объяснить знаки препинания в предложении:
Искупавшись в речке, (1) шофёр (2) зачерпнул ведро воды и понёс к машине.
1. 1 – запятая: отделяется причастный оборот
2. 2 – занятая: отделяется причастный оборот
3. 1 – запятая: отделяется деепричастный оборот
4. запятые не нужны: причастный оборот стоит перед определяемым существительным.
4. Как правильно расставить и объяснить знаки препинания в предложении:
Лучи (1) восходящего солнца (2) коснулись верхушки тополя.
1. 1, 2 – запятые: выделяется причастный оборот;
2. 2 – запятая: отделяется причастный оборот;
3. запятые не нужны: причастный оборот стоит перед определяемым словом;
4. запятые не нужны: причастного оборота нет, есть только одиночное причастие;
5. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Товары (1) выходя из стен мануфактуры (2) вытесняли с рынка (3) продукцию ремесленников.
1. 1, 2 – выделяется деепричастный оборот;
2. 1, 2 – выделяется причастный оборот;
3. 1, 3 – выделяется причастный оборот;
4. 1, 3 – выделяется деепричастный оборот;
6. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Первым искусственным материалом (1) изобретенным человеком в каменном веке (2) была огнеупорная глина.
1. 1 – выделяется деепричастный оборот
2. 1 – выделяется причастный оборот
3. 1, 2 – выделяется причастный оборот
4. 1, 2 – выделяется деепричастный оборот
7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
На зеленоватом небе (1) чисто вымытом (2) дождем (3) догорало осеннее солнце.
1. 1 – выделяется деепричастный оборот
2. 1, 2 – выделяется причастный оборот
3. 1, 3 – выделяется причастный оборот
4. 1, 3 – выделяется деепричастный оборот
8. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Стиль модерн (1) выдвинув на первый план идею создания новых форм и выразительных средств (2) изменил сознание мастеров.
1. 1 – выделяется деепричастный оборот
2. 1 – выделяется причастный оборот
3. 1, 2 – выделяется причастный оборот
4. 1, 2 – выделяется деепричастный оборот
9. На месте каких цифр должны быть запятые?
Кот (1) удобно (2) устроившись на диване (3) безмятежно спал.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3
Занятие 10. Наречие
Тренинг 1
Укажите правильную характеристику слова БЛАГОДАРЯ из предложения А.
- деепричастие
- наречие
- производный предлог
- глагол
А. Если рассказать, насколько изменились в XX веке представления о нашем прошлом благодаря открытиям археологов и палеонтологов, подобные вопросы отпадут. |
Укажите правильную характеристику слова БЛИЖЕ (из предложения А).
- прилагательное в форме сравнительной степени
- производный предлог
- краткое прилагательное
- наречие в форме сравнительной степени.
А. Мне гораздо ближе писатели-географы, чем писатели-историки. |
Укажите правильную характеристику слова ВПЕРВЫЕ из предложения Г.
- числительное
- производный предлог
- относительное прилагательное
- наречие
Г. С древнейших времен, говоря о Ростове (а впервые он был упомянут в летописи в 862 году), добавляли – Великий. |
Тренинг 2
Из предложений 4-7 выпишите производный предлог.
(4) Когда Баху было уже шестьдесят два года, для него в музыке не было ничего невозможного.
(5) И захотел послушать его, познакомиться с ним король Фридрих Великий, сам композитор и музыкант.
(6) Бах не хотел ехать, он был утомлён жизнью.
(7) Но при дворе могущественнейшего короля состоял в качестве музыканта один из сыновей Баха, и пожилой композитор совершил последнее в жизни путешествие...
Занятие 11. Тренинг по пунктуации
1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1. В песне русский человек и исповедуется в своей судьбе и грустит и радуется.
2. Картины Шишкина известны как в нашей стране так и за рубежом.
3. На фоне темной зелени деревьев и кустарников резко выделялись красноватые башенки и беседки.
4. В поэзии самые обычные слова начинают и сверкать и звенеть и благоухать.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1. То левой то правой лапой медведь катил в берлогу ворох листьев.
2. Подводить итог сказанному может предложение или целый абзац.
3. Уже увяли и почернели травы и цветы.
4. Нехитрое устройство приводило в движение и воздуходувки и прокатные станки и все машины прокатного цеха.
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1. Я подолгу бродил или по парку или вдоль берега реки.
2. Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и поселок и самих людей.
3. Эта стихи взволновали и тронули меня простотой и особым ритмом.
4. Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или березка с клейкими листочками.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1. Разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ним?
2. Раскольников старается контролировать свои мысли и чувства и не дает возможности своей совести «выбраться» наружу.
3. Я видел и созвездие Дельфина и туманные огни и огненную черту Персея.
4. От верхушки до основания пень как бы тлел то ярко-сияющими то тускло-серебристыми пятнами.
5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Блеснула огненная нить () и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени.
1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Простое предложение с однородными членами перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» утверждал преимущества живописи перед поэзией (1) и многие современники разделяли его точку зрения.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Были морозные утренники () и на побледневшей траве четко печатался снежный след ноги.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое, предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Тишина в лесу () и среди тишины – только голос кукушки.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
9. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Представители абстрактного экспрессионизма считали любое бессознательное действие отражением психического состояния художника () и в этом видели смысл изображаемого.
1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2. Сложное предложение, перед союзом И занятая не нужна,
3. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
10. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Грачи давно расхаживали но двору () и начинали вить гнёзда в грачовой роще.
1. В этом предложении союзом И соединены однородные члены, запятая перед И не ставится
2. Это предложение сложное (сложносочинённое), перед И ставится запятая
3. В этом предложении союзом И соединены однородные члены, перед И ставится запятая
4. Это предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится
11. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Светало; () и свет ещё не погашенных фонарей был уже не нужен
1. В этом предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится
2. Это предложение сложное (сложносочинённое), перед И ставится запятая
3. В этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая
4. Это предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится
12. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Людям ничего не даётся даром () и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства.
1. В этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая
2. В этом предложении однородные члены соединены союзом И, запятая перед И не ставится
3. Это предложение сложное (сложносочинённое), перед И ставится запятая
4. Это предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится.
13. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Заморосил мелкий дождик () и весь видимый горизонт обложило тучами!
1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Аидрейка вытащил () и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу.
1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
3. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Мы выбрали место для ночевки под большими лохматыми елями () и стали разбивать палатку.
1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна,
2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3. Сложное предложение, пепел союзом И нужна запятая
4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
16. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Непроходимая сибирская тайга (1) раскинувшаяся (2) океаном (3) казалась нескончаемой.
1. 1 – выделяется причастный оборот
2. 2 – выделяется деепричастный оборот
3. 1, 3 – выделяется причастный оборот
4. 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.
Занятие 12. Сжатие текста (в формате ГИА 9 класс)
Текст №l
(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (З) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) 0 чём думал он?
(6) До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7) Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8) Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9) Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10) Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11) Но мало кто помнил об этом тогда в России...
(12) Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13) Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14) С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...
(15) 3вуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16) Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17) Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18) Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.
Ответ:
Текст № 2
(1) Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далёком волжском городе. (2) Он был третьегодник, я догнал Его в четвёртом классе в 43-м году. (3) Я был тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и тёмно-синих штанах, которые мне выделили по ордеру из американских подарков. (4) Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты. (5) Всё же я продолжал гордиться своими штанами: тогда не стыдились заплат. (6) Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. (7) Однако я недолго гордился авторучкой. (8) Он отобрал у меня её. (9) Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. (10) И не только у меня, но и у всего класса. (11) В школе нам каждый день выдавали завтраки – липкие булочки. (12) Староста нёс их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывёт из школьных недр это чудесное блюдо. (13) Я, как и все, заворачивал булочку в тетрадный листок и клал в сумку.
(14) Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом школы.
(15)– Давай, – говорил Он, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев.
(16) – Давай, – говорил он следующему, а рядом с Ним работали Лёка и Казак.
(17) Я приходил домой, и мы с младшей сестрёнкой ждали тётю. (18) Тётя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку. (19) Иногда она ничего не приносила. (20) Однажды она сказала мне:
– Нина приносит завтраки, а ты нет. (21) Рустам приносит, и все ребята с того двора, а ты съедаешь сам.
(22) Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23) В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24) Чем питаются грачи? (25) Насекомыми, червяками, воздухом? (26) Им хорошо. (27) А может быть, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? (28) Низко над городом шли пикировщики. (29) Что будет со мной? (30) Всю ночь тётя стирала. (31) Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками.
(32) На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (33) Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак. (34) – На, смелей, кусни!
(35) На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (З6) Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (37) По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свой завтрак. (38) Будь что будет. (39) Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.
(По В. П. Аксёнову)
Ответ:
Итоговое (в формате ГИЛ 9 класс)
Вариант 1
(1) Серёга был настоящим художником. (2) Нет, рисовать он не умел. (3) Но, например, он умел быть желанным гостем. (4) Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5) Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6) Или он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7) Если он знал, что идет в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8) А какие тогда можно было купить цветы? (9) Только несколько астрочек или гвоздичек. (10) И он обычно покупал три гвоздички. (11) Но как он их преподносил!.. (12) Если же у Серёги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. (13) И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником. (14) Однажды Серёге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. (15) Денегу нас было мало, и мы купили то, что смогли. (16) Всё выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей. (17) Когда мы пришли к нему, он сказал: – (18) Мы назовём наш праздник «Бумажный Новый год». (19) Помогай! (20) Сам же снял со стены большое зеркало. – (21) Это будет наш стол, – заявил он. (22) Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23) Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи. (24) Расставил свечи, подготовил музыку. (25) Из оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки. (26) Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. (27) Весь дом забегал, засуетился, занервничал, люди пытались наладить свет. – (28) Вот это подарок! – радостно сказал Серёга. – (29) 3ажжём свечи! (30) Это был, конечно, лучший Новый год в моей жизни. (31) Без телевизора, музыки, обжорства. (32) Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. (ЗЗ) Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серёга никогда не напишет. (По Е.Гришковцу).
А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик называет Серёгу настоящим художником»?
1. Серёга – мастер высокого класса, создающий материальные ценности.
2. Серёга занимается созданием произведений изобразительного искусства, живописью.
3. Серёга умеет открывать и создавать красоту в жизни и дарить её людям.
4. Серёга профессионально занимается устройством и оформлением праздников.
А2 Почему рассказчик называет встречу Нового года, описанную в тексте, «лучший Новый год в моей жизни»?
1. Рассказчик впервые отмечал Новый год в квартире Серёги.
2. Этот Новый год был наполнен подлинной радостью общения.
3. Рассказчик самостоятельно подготовил встречу Нового года.
4. Герой и рассказчик смогли купить всё для изобильного новогоднего стола.
A3 Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 7-11?
1. Серёга – человек практичный, расчётливый и экономный.
2. Серёга очень любил цветы и часто их покупал.
3. Серёга самый обычный подарок мог преподнести как необычный.
4. Серёга – человек с плохим, неразвитым вкусом.
А4 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «атмосфера» (предложение 13):
1) оболочка 2) распорядок 3) окружение 4) настроение
А5 Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1. (4) Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5) Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет.
2. (8) А какие тогда можно было купить цветы? (9) Только несколько астрочек или гвоздичек.
3. (22) Потом застелил всю комнату белыми скатертями. (23) Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нём несколько яблок, мандарины, орехи.
4. (27) Весь дом забегал, засуетился, занервничал, люди пытались наладить свет. – (28) Вот это подарок! - радостно сказал Серёга.
А6 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик называет героя не Сергеем, не Серёжей, а Серёгой?» Такая форма имени говорит о...
1. тёплых, доверительных отношениях рассказчика и героя.
2. пренебрежительном отношении рассказчика к герою.
3. значительной разнице в возрасте героя и рассказчика.
4. разнице в социальном положении героя и рассказчика.
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Иногда у пего оказывалось несколько диковинных конфет».
1. олицетворение
2. эпитет
3. метафора
4. сравнительный оборот
В1 Замените слово ВЫРУБИЛОСЬ из предложения 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2 Из предложений 15-16 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3 Из предложений 22 – 24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется-С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».
В4 Из предложений 3-5 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса-Н – от существительного, основа которого оканчивается на-Н, пишется НН».
В5 Среди предложений 7-13 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В6 Среди предложений 22 – 27 найдите предложение с деепричастием. Напишите номер этого предложения.
В7 Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
Вариант 2
(1) Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2) Сперва он услышал музыку. (3) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4) А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5) Одного с Кинтелем возраста. (6) Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8) У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9) На нём крупно было написано: (10) «3арабатываю на скрипку». (11) Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12) Или не очень хорошая. (13) Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. (15) Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17) И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18) А вокруг стояли люди. (19) Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20) У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21) А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22) Хотя... посмел бы он? (23) Все сразу начали бы глядеть на него. (24) И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25) Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его завороженности... (26) Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27) И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28) И долго ещё слышал скрипку...
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»
1. Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.
2. Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.
3. Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной и глубокой.
4. Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.
А2. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?
1. Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.
2. На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.
3. За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.
4. Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.
А 3. Как характеризует героя информация, заключенная в предложениях 20-21?
1. Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.
2. Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
3. Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.
4. Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.
А4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «завороженность» (предложение 25).
1. очарованность
2. колдовство
3. любовь
4. неподвижность
А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?
1. (1) Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2) Сперва он услышал музыку.
2. (11) Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (13) Но даже на ней девочка играла восхитительно.
3. (17) И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18) А вокруг стояли люди.
4. (23) Все сразу начали бы глядеть на него. (24) И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка»?». Такая форма слова говорит
1. о жалости автора и героя к маленькой скрипачке.
2. об отсутствии подлинного сочувствия автора и героя к юной скрипачке.
3. о снисходительном отношении автора и героя к бедной уличной скрипачке.
4. о серьёзном и уважительном отношении автора и героя к скрипачке.
А7. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
1. Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2. По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже.
3. Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
4. А будь у него свои деньги – хоть сто рублей!- он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
В1 Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.
В2 Из предложений 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3 Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В4 В предложениях 24-25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.
В5 Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
В5 Среди предложений 25-28 найдите предложения с обособленным деепричастием. Напишите номера этих предложений.
В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 1.
Выучить!!!!!
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ТРОПЫ)
Эпитет (греч – приложенное, прибавленное) – это образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, передающее чувство автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете.
Как правило, эпитет выражен именем прилагательным, употребленным в переносном значении. С этой точки зрения, например, прилагательные голубой, серый, синий в сочетании со словом небо не могут быть названы эпитетами, таковыми служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный.