Стилистика и культура речи (контрольная)
- Тип работы: Практикум
- Цена: Скидка 50%
- I. Практикум
- II. Итоговый тест
- 1. На основе общеславянского языка образовались языки южнославянской, восточно-славянской, западно-славянской групп. Какая из этих групп дает возможность возникновения трех самостоятельных языков: русского, украинского, белорусского, которые с образованием наций оформляются в самостоятельные языки?
- 2. Процесс возникновения самостоятельных языков (русского, украинского, белорусского) происходит:
- 3. Назовите средства существования языка:
- 4. Разграничьте лексику: 1) лексика ограниченной сферы общения; 2) лексика неограниченной сферы общения.
- 5. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
- 6. Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии?
- 7. Соотнесите единицы и уровни языка:
- Список использованной литературы
I. Практикум
- Выполните комплексный анализ выбранного текста по следующим заданиям:
Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. - Обозначьте эти орфограммы и пунктограммы графически.
Текст 1
Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?
Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, – сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека , потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.
©(А. А. Леонтьев)
Укажите характерные особенности, на основании которых данный отрывок может считаться текстом.
Текст (от лат. textus – ткань; связь, соединение) – это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.
Таким образом, основными признаками текста являются следующие:
Членимость. Текст состоит из нескольких предложений, представляет собой коммуникативную единицу высшего ранга, по сравнению с предложением. Однако это положение является дискуссионным: одно распространенное завершенное высказывание, реплику в диалоге некоторые исследователи считают текстом.
Смысловая цельность достигается тогда, когда отбор материала подчиняется задаче передать основную мысль. Т. е. предложения текста должны объединяться темой и идеей.
Связность заключается в том, что текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу и формально - с помощью языковых средств: повторяющихся слов, личных и указательных местоимений, синонимов, антонимов, сочинительных союзов и т. п.
Ответ:
Данный текст ....
Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка
Функциональный стиль (это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка, функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией.
В данном тексте……….
Проанализируйте лексику текста с точки зрения сферы употребления. Укажите, если таковая имеется, лексику необщеупотребительную, объясните причины ее использования в данном тексте
В основном в данном тексте
Определите жанровую разновидность текста.
Каким типом речи является данный текст (повествованием, описанием, рассуждением)? Докажите.
Данный текст представляет собой
Найдите и выпишите слова (словосочетания, предложения), интересные с точки зрения культуры речи. Укажите для них типы норм и правильный (ые) варианты).
В данном тексте……..
II. Итоговый тест
1. На основе общеславянского языка образовались языки южнославянской, восточно-славянской, западно-славянской групп. Какая из этих групп дает возможность возникновения трех самостоятельных языков: русского, украинского, белорусского, которые с образованием наций оформляются в самостоятельные языки?
а) южно-славянская;
б) восточно-славянская;
в) западно-славянская.
2. Процесс возникновения самостоятельных языков (русского, украинского, белорусского) происходит:
а) в результате общения славянских племён до V-VI вв. до н. э.;
б) в результате образования древнерусской народности в пределах Киевского государства в IX в.;
в) в результате распада Киевского государства в XIV-XV вв.
3. Назовите средства существования языка:
а) общение коллектива (коммуникативная);
б) мышление (когнитивная);
в) сохранение и передача культурно-исторических традиций (аккумулятивная).
4. Разграничьте лексику: 1) лексика ограниченной сферы общения; 2) лексика неограниченной сферы общения.
a) диалекты; (1)
б) просторечие;
в) жаргоны; (1)
г) литературный язык (2).
5. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
а) территориальные диалекты;
б) просторечие;
в) жаргоны;
г) литературный язык.
6. Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специальной лексики и фразеологии?
а) диалекты;
б) просторечие;
в) жаргоны;
г) литературный язык.
7. Соотнесите единицы и уровни языка:
1. Слова.
А. Фонетический уровень.
2. Формы и классы слов.
Б. Морфемный уровень.
3. Звуки, фонемы.
В. Лексический уровень.
4. Морфемы.
Г. Морфологический уровень.
5. Словосочетание, предложение, текст
Д. Синтаксический уровень
1 В; 2 Г; 3А; 4Б; 5Д
Список использованной литературы
- Введенская Л. А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 448 с.
- Громов, С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей; Издание 18-е. – 2005 – 2006. – 304с.
- Мельникова С. В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.
- Плещенко Т. П. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие /Т. П. Плещенко, Н. В. Федотова, Р. Г. Чечет; Под Ред. П. П. Шубы. (Мн.: «ТетраСистемс», 2001. – 544 с.
- Рейсер С. А. Основы текстологии. Изд. 2-е Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Л., «Просвещение», 1978. – 176с.
- Ткаченко И. В., Шарохина Е. В. Шпаргалка по риторике: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2005. – 40 с.