Кейс и тестовое задание по философии
- Тип работы: Тестовое задание
- Цена: Бесплатно
- 1. В каких суждениях выражается причинная связь между явлениями?
- 2. От приведенных ниже понятий образуйте особенное и единичное.
- 3. Докажите приведенное ниже высказывание на примерах.
- 4. Какие из перечисленных ниже явлений материальны? Аргументируйте свой ответ.
- 5. Эквивалентны ли суждения? Обоснуйте свой ответ.
- 6. Что из перечисленного ниже входит в философское понятие сознания?
- 7. Что значит мыслить диалектически, метафизически, логически, исторически, догматически?
- 8. Назовите направления гносеологии, принципами которых являются следующие высказывания:
- 9. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготавливающих скрипки, не считаются научными и не включаются в систему науки?
- 10. Дайте философский анализ высказывания о том, что свобода есть познанная необходимость.
- Тест по философии
1. В каких суждениях выражается причинная связь между явлениями?
- Если яблоко красное, то оно сладкое.
- Если число делится на 6, то оно делится на 3.
- Материя первична, а сознание вторично.
- Трудовая деятельность людей способствовала формированию языка и мышления.
2. От приведенных ниже понятий образуйте особенное и единичное.
- экономика;
- государство.
Ответ:
а) экономика – плановая экономика – экономика Вьетнама.
б) государство – африканское государство – Нигерия.
3. Докажите приведенное ниже высказывание на примерах.
Соотношение качества и количества можно выразить следующим образом: ни качества, как такового, ни чистого количества в природе не существует, ибо все существующее представляет собой единство качества и количества.
Ответ: Качество и количество — взаимопроникающие противоположности. В качественных определениях необходимо присутствует количественный момент. Так, мы говорим о качествах различной степени общности. Мы говорим также о качественном многообразии реальных объектов. Например, качество меди — это не только ее качество как данного элемента, отличного от других элементов; оно включает в себя и качество металла, поскольку медь является металлом, и качество химического элемента, поскольку медь является химическим элементом, и качество вещества, поскольку медь является веществом, и качество материи, поскольку медь является материальным образованием.
Количество и качество противоположны друг другу как стороны материи и в то же время суть одно, поскольку их общей основой, носителем является материя.
4. Какие из перечисленных ниже явлений материальны? Аргументируйте свой ответ.
Головная боль. Болезнь. Мираж. Галлюцинации. Сновидения. Отражение в зеркале. Тень человека. Производственные отношения. События прошлого. Абсолютный вакуум. Созвездия. Информация.
Ответ: Материальные явления – это те явления, которые существуют независимо от сознания, не сотворены сознанием, находятся вне сознания. В данном списке присутствуют такие материальные явления как:
– болезнь (сам человек может и не чувствовать никакой боли, но это состояние организма, выраженное в нарушении его нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни, и его способности поддерживать свой гомеостаз).
– мираж (оптическое явление, возникающее реально, что и может быть зафиксировано оптическими приборами).
– отражение в зеркале (как свойство материи, заключающееся в воспроизведении, фиксировании того, что принадлежит отражаемому предмету).
– тень человека – как некий объем пространства, куда не проникают прямые солнечные лучи.
– абсолютный вакуум – пусть и не поддающееся возможности как-либо зафиксировать состояние материи, но все же существующее независимо от сознания.
– созвездия материальны, независимы от сознания, оказывают гравитационные воздействия и т.д.
5. Эквивалентны ли суждения? Обоснуйте свой ответ.
- Все объекты материальны.
- Все объекты состоят из материи.
Ответ: Суждения не эквивалентны, так как материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит, отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, например, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д. Все эти виды существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.
6. Что из перечисленного ниже входит в философское понятие сознания?
Ощущение. Язык. Биотоки мозга. Мышление. Воля. Представление. Воображение. Эмоции. Темперамент. Память. Понятие. Нервные импульсы. Инстинкты. Мировоззрение. Желания и цели. Нейроны. Рефлексы.
Ответ: Ощущение. Язык. Мышление. Воля. Представление. Воображение. Эмоции. Память. Мировоззрение. Желания и цели.
7. Что значит мыслить диалектически, метафизически, логически, исторически, догматически?
Ответ: Мыслить диалектически – значит мыслить в такой форме мышления, которая позволяет вскрывать противоречия действительности, связи в природе, обществе и самой личности. Такая возможность диалектического мышления основывается на усвоенных законах и категориях диалектики (единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания, причина и следствие, сущность и явление, общее, особенное, единичное и др.), а также опыта, навыков и умений диалектического мышления.
Метафизический метод мышления – это такое представление о мире, когда он рисуется простым набором изолированных друг от друга видов бытия, где возможны лишь повторения уже бывшего ранее; источник самого движения и частичных изменений остается за бортом внимания.
Мыслить логически – значит руководствоваться в процессе мышления законами логики.
Мыслить исторически – значит уметь описать общественное явление или событие, правильно отобрав характерные для него черты и факты, выяснение причин возникновения любого общественного явления, сознание переходящего характера всякого исторического явления, их исторического значения, осознание многообразия конкретного проявления закономерностей истории и т.д.
Догматическое мышление рассматривает знание как нечто застывшее, неизменное (как догмы). Для Д.м. характерны авторитарность, антиисторичность, схематичность мышления, его оторванность от реальности. Такое мышление выполняет, при отсутствии абсолютизации, и положительные функции, закрепляя достигнутые знания, характеризуя их некоторое постоянство.
8. Назовите направления гносеологии, принципами которых являются следующие высказывания:
- Все абсолютно, нет ничего относительного.
- Все относительно, нет ничего абсолютного.
- Есть абсолютное и относительное, но они присущи разным вещам.
- Все абсолютно и относительно в разных аспектах.
Ответ: соответственно
• Догматизм
• Релятивизм.
• Метафизика.
• Философия Нового времени
9. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготавливающих скрипки, не считаются научными и не включаются в систему науки?
Ответ: Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Система науки в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности, (в которую никоим образом не вписываются перечисленные в вопросе знания и навыки):
– разделение и кооперацию научного труда;
– научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;
– методы научно-исследовательской работы;
– понятийный и категориальный аппарат;
– систему научной информации;
– всю сумму накопленных ранее научных знаний.
10. Дайте философский анализ высказывания о том, что свобода есть познанная необходимость.
Почему Н. А. Бердяев подверг критике это положение?
Ответ: Нидерландский мыслитель-материалист XVII века Б. Спиноза считал, что в природе господствует необходимость. Человек же, обладая разумом, в состоянии познать эту необходимость. Благодаря этому он становится свободным. Свобода, согласно Спинозе,— познанная необходимость.
Марксистское понимание свободы не сводит ее к одному лишь познанию необходимости, оно связывает ее с практической деятельностью людей. Быть свободным — значит уметь познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать эти решения в действительность. Ф. Энгельс поэтому подчеркивал, что свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела.
Бердяев же считал, что в человеке заложен нравственный закон, учит об «абсолютности и вечности нравственного закона», о том, что он дан «для мира сего», но что «он не от мира сего». Свобода в человеке совсем и никак не связана с необходимостью («нравственный закон принадлежит царству свободы, а не царству необходимости».
Сам Бердяев писал: "Не свобода есть результат необходимости, как думают очень многие мыслители, а необходимость есть результат свободы, есть последствие известной направленности свободы".
Тест по философии
№ п/п |
Содержание вопроса |
Варианты ответа |
1 |
Предметом философии как науки являются: |
а) доступные рациональному пониманию и передаче в качестве знания законы и принципы, в соответствии с которыми устроен мир в целом и его части; б) социально-организованная вера в священное, которая обеспечивает группу людей решением вопросов, относящихся к сферам внутреннего и запредельного; в) осознанное, преднамеренное отражение социальной действительности посредством активно-деятельностного мышления. |
2 |
Учение о бытии как таковом, независимо от частных его разновидностей: |
а) аксиология; б) гносеология; в) онтология. |
3 |
Первый, теоретически сформулированный, тип мировоззрения: |
а) жизненно-практическое; б) мифологическое; в) религиозное; г) философское. |
4 |
Что такое «форма» в философии Аристотеля: |
а) внешний вид предмета, явления; б) идея; в) объект целеполагания. |
5 |
"Идолы рынка», по мнению Ф. Бэкона, это: |
а) заблуждения, возникающие в результате неправильного выбора слов; б) заблуждения, возникающие в результате несовершенства человеческого разума; в) заблуждения, возникающие в результате преклонения перед устаревшими идеями и концепциями. |
6 |
Панлогизм – это: |
а) определение воззрений И. Фихте; б) мировоззренческая основа эпохи Возрождения; в) закономерный вывод из теории К. Маркса; г) философская доктрина Г. В. Ф. Гегеля. |
7 |
Возникновение логического позитивизма связывают с именем: |
а) Карла Маркса; б) Луция Анния Сенеки; в) Людвига Витгенштейна; г) Бенедикта Спинозы. |
8 |
Какие термины характеризуют философию эпохи постмодернизма: |
а) субстанция; б) деконструкция; в) апперцепция; г) системность; д) трансцендентность; е) ризома; ж) симулякр. |
9 |
Кто призывал жить «не для себя и не для других, но со всеми и для всех": |
а) Н. Ф. Федоров; б) В. С. Соловьев; в) К. Э. Циолковский; г) Л. Н. Толстой. |
10 |
Какая из философских школ впервые разработала концепцию бытия: |
а) киники; б) эпикурейцы; в) неоплатонисты; г) элеаты. |
11 |
Представители объективного идеализма: |
а) К. Э. Циолковский; б) Платон; в) Аристотель; г) Л. Фейербах; д) Г. В. Ф. Гегель; е) Дж. Беркли. |
12 |
Кому принадлежит высказывание: «Все течет": |
а) Демокриту; б) Аврелию Августину; в) Гераклиту; г) Платону. |
13 |
Что понимал под термином «диалектика» Сократ: |
а) теорию развития; б) закон тождества противоположностей; в) логику посторения силлогизмов; г) искусство спора. |
14 |
Категории диалектики (выбрать нужное): |
а) коварство и любовь; б) униженные и оскорбленные; в) часть и целое; г) теплое и мягкое; д) общее и особенное; е) количество и качество. |
15 |
Кто из перечисленных философов является агностиком: |
а) Д. Юм; б) Р. Декарт; в) И. Кант; г) К. Э. Циолковский; д) Г. В. Ф. Гегель; е) Дж. Беркли. |
16 |
Гипотеза о всеобщей одушевленности природы – это: |
а) гилозоизм; б) материализм; в) экзистенциализм. |
17 |
По мнению Б. Спинозы, истина, которая интуитивно зрима и не зависит ни от какого опыта постигается: |
а) рассудком; б) чувственным восприятием; в) разумом. |
18 |
Высказывание: «Истина – это полезность, эффективность знания» – относится к концепции: |
а) соответствия; б) когеренции; в) прагматичности. |
19 |
Каковы параметры лженауки: |
а) ориентация на поиск истины; б) ориентация на достижение прибыли; в) плагиат; г) опора на разум, как на высшую познавательную способность человека; д) объяснение действительности; е) нетерпимость к опровергающим доводам; ж) системный характер знания. |
20 |
Учение, говорящее о сотворенной природе мира и человека, называется: |
а) креационизм; б) эволюционизм; в) антропоморфизм. |
21 |
Пантеизм был характерен для философского мировоззрения: |
а) Нового времени; б) Просвещения; в) Возрождения; г) Средних веков. |
22 |
Основные феномены человеческого бытия (выбрать из списка): |
а) веселье; б) любовь; в) свобода; г) одиночество; д) ярость; е) страх; ж) смерть. |
23 |
По убеждению И. Канта, человек может быть абсолютно свободен: |
а) в мире феноменальном; б) в мире социальном; в) в мире ноуменальном. |
24 |
Ковариантная модель развития общества, воплощенная в концепции «осевого времени», принадлежит: |
а) С. В. Соловьеву; б) К. Ясперсу; в) Н. А. Бердяеву; г) О. Шпенглеру. |
25 |
Одним из современных процессов глобализации является: |
а) объединение национальных культур в общечеловеческую; б) объединение мировой экономики в единую промышленную систему; в) создание единой религии. |