Философия (тест)
1. В переводе с греческого понятие «философия» означает
а) стремление к мудрости;
б) освоение мудрости;
в) любовь к мудрости;
г) учение о мудрости.
2. Центральным предметом рассмотрения философии является
а) законы общественного развития;
б) развитие природы;
в) бытие в целом и смысл его существования;
г) взаимоотношения природы и человека.
3. Какое из утверждений верно отражает взаимоотношение между философией и мировоззрением?
а) философия и мировоззрение не связаны между собой;
б) философия породила мировоззрение;
в) мировоззрение не может существовать без философии;
г) философия - теоретически сформулированное мировоззрение.
4. Под мифологией философия понимает
а) фантастические представления древних о мироздании;
б) научную теорию;
в) литературное течение;
г) учение о мифах.
5. Принцип сыновней и братской добродетели в конфуцианстве выражается понятием
а) сяо ти;
б) жень;
в) ли;
г) дэ.
6. Ян как понятие философии даосизма означает
а) энергию;
б) мужское начало;
в) женское начало;
г) естественный путь вещей.
7. В ведизме понятие кармы соотносится с понятием
а) мировой души;
б) индивидуальной души;
в) колеса жизни;
г) закона воздаяния.
8. Основоположником буддизма является
а) Лао-цзы;
б) Сиддхартха Гаутама;
в) Конфуций;
г) Мо-цзы.
9. Философское учение локаята возникло на территории
а) Китая;
б) Греции;
в) Индии;
г) Франции.
10. Основателями античной философии являются
а) китайцы;
б) греки;
в) итальянцы;
г) индусы.
11. Философ, не относящийся к милетской школе
а) Анаксимандр;
б) Фалес;
в) Анаксимен;
г) Сократ.
12. У Гераклита основа мира связана с
а) огнём;
б) водой;
в) апейроном;
г) воздухом.
13. По мнению Демокрита,
а) душа не состоит из атомов;
б) душа состоит из особых шарообразных атомов;
в) душа состоит из таких же атомов, что и всё тело;
г) у человека нет души.
14. Какое соотношение миров Платон считал истинным?
а) первичен мир идей;
б) первичен материальный мир;
в) мир идей и материальный мир возникают одновременно;
г) мир идей и материальный мир существуют извечно.
15. В центре внимания философии Сократа находится
а) наука;
б) природа;
в) человек;
г) общество.
16. У человека, по мнению Аристотеля, существует
а) только разумная душа;
б) только чувственная душа;
в) только вегетативная душа;
г) совокупность всех перечисленных видов души.
17. Средневековое мировоззрение опирается на принципы
а) теоцентризма;
б) материализма;
в) социоцентризма;
г) природоцентризма
18. Ответственность за грехи Аврелий Августин возлагает на
а) тело;
б) душу;
в) оба начала;
г) Бога.
19. Фома Аквинский высшую ступень земного мира соотносил с
а) неживой природой;
б) живой природой;
в) миром людей;
г) мир не имеет деления на ступени.
20. К философам эпохи Возрождения относится
а) Пьетро Помпонацци;
б) Френсис Бэкон;
в) Дени Дидро;
г) Вольтер.
21. К содержанию понятия «идолы пещеры» Фрэнсис Бэкон относил
а) недостатки человеческой природы в целом;
б) индивидуальные недостатки разума каждого человека;
в) ошибки, вытекающие из несовершенства языка и речи;
г) заблуждения, связанные с безграничным доверием к мнению ученых авторитетов.
22. Сущностной основой морали Рене Декарт считал
а) стремление к физическому совершенству;
б) стремление к удовольствиям;
в) поведение, основанное на физическом превосходстве;
г) разумное поведение, основанное на знании.
23. Выражение «естественного состояния» Т. Гоббс находил в
а) господстве дружелюбия;
б) полной изолированности друг от друга;
в) состоянии «войны всех против всех»;
г) животных инстинктах.
24. Джон Локк развивал концепцию
а) прагматизма;
б) конформизма;
в) гилозоизма;
г) сенсуализма.
25. К представителям французского Просвещения относится
а) П. Помпонацци;
б) Н. Макиавелли;
в) Ф. Бэкон;
г) П. Гольбах.
26. Нравственное поведение людей, с точки зрения И. Канта,
а) служит ограничению их личного эгоизма;
б) усиливает их эгоизм;
в) никак не влияет на их эгоизм;
г) поступки людей не отражают их нравственное поведение.
27. Г. Гегель основу мироздания связывал с
а) абсолютным телом;
б) абсолютным разумом;
в) абсолютным духом;
г) абсолютной идеей.
28. В представлении Л. Фейербаха человек - это
а) социальное существо;
б) природное существо;
в) божественное существо;
г) природно-социальное существо.
29. Ориентиром в развитии России, по мнению славянофилов, должны стать
а) передовые европейские государства;
б) национальная самобытность;
в) синтез восточной и европейской цивилизаций;
г) восточная культурная традиция.
30. В центре учения В. Соловьёва находится идея
а) высшего разума;
б) политики;
в) нравственности;
г) всеединого сущего.
31. По мнению С. Н. Булгакова, основу бытия мира составляют
а) божественные энергии;
б) корпускулы;
в) атомы;
г) материя.
32. Человек в философии Н. А. Бердяева - это
а) часть природы;
б) общественное существо;
в) микрокосмос, содержащий всю программу творения;
г) биосоциальное существо.
33. К философскому направлению «космизм» не принадлежит
а) П. Я. Чаадаев;
б) Н. Г. Холодный;
в) Н. Ф. Фёдоров;
г) К. Э. Циолковский.
34. Развитие природы марксизм рассматривает с позиций
а) объективного идеализма;
б) субъективного идеализма;
в) диалектического материализма;
г) метафизического материализма.
35. Инструмент познания мира в «Философии жизни» -
а) разум;
б) чувства;
в) научные опыты;
г) интуитивное озарение.
36. В философии А. Шопенгауэра сформировалось такое отношение к миру, как
а) пессимизм;
б) оптимизм;
в) скептицизм;
г) волюнтаризм.
37. Ф. Ницше основой и движущей силой мира считал
а) волю к власти;
б) волю к жизни;
в) волю к труду;
г) волю к Богу.
38. Сознательное начало человеческой психики, по мнению 3. Фрейда, - это
а) ОНО;
б) Я;
в) Сверх-Я;
г) совокупность этих начал.
39. Экзистенциалистом по сути своих взглядов является
а) А. Камю;
б) X. Ортега-и-Гассет;
в) Д. Белл;
г) Ч. Пирс.
40. Наука в философии антисциентизма рассматривалась как
а) фактор, способствующий прогрессу общества;
б) сила, ведущая к гибели человечества;
в) единство противоположных тенденций;
г) нейтральная сила.
1. Центр бытия в философском мировоззрении -
а) космос;
б) общество;
в) природа;
г) человек.
2. Материя с позиции современных философских представлений - это
а) реально существующие предметы;
б) поле;
в) абстрактное понятие;
г) вещество.
3. В рамках философского понимания движение характеризуют как
а) только механические изменения;
б) перемещение в пространстве;
в) только физические изменения;
г) способ существования материи.
4. Философское понятие «время» - это
а) длительность существования объекта или процесса;
б) физические характеристики объекта или процесса;
в) форма существования объекта или процесса;
г) способ восприятия объекта или процесса.
5. Метафизика - это
а) другое название философии;
б) признание внешнего источника развития;
в) отрицание изменений;
г) признание внутреннего источника развития.
6. По современным определениям, диалектика - это
а) искусство вести беседу;
б) учение о количественных изменениях;
в) учение только о качественных изменениях;
г) учение о единстве противоположностей.
7. Категории - это
а) понятия, отражающие наиболее общие существенные свойства;
б) форма «чистого разума»;
в) обозначение реальных объектов и процессов;
г) понятия, отражающие конкретные свойства.
8. Под единичным понимают
а) черты сходства;
б) черты различия;
в) промежуточные черты;
г) черты подобия.
9. Какое взаимоотношение верно?
а) существует содержание без формы;
б) существует форма без содержания;
в) форма возникает под влиянием содержания;
г) форма и содержание существуют вместе, но независимо друг от друга
10. Выделите утверждение, совпадающее с позицией метафизического детерминизма:
а) случайность - это непознанная необходимость;
б) одни явления в мире случайны, другие - необходимы;
в) всякое явление и необходимо, и случайно в одном и том же отношении;
г) всякое событие и случайно, и необходимо, но в разных отношениях.
11. Единственной основой процесса развития индетерминизм признает
а) законы;
б) случайность;
в) человеческие желания;
г) действие сверхъестественных сил.
12. Явление в объекте отражает
а) внутренние устойчивые свойства;
б) внешние меняющиеся свойства;
в) совокупность внешних и внутренних свойств;
г) структуру.
13. Закон перехода количественных изменений в качественные рассматривает
а) направление развития;
б) источник развития;
в) механизм развития;
г) все три аспекта развития.
14. Человек как философская проблема является предметом рассмотрения такой отрасли, как
а) антропология;
б) онтология;
в) телеология;
г) гносеология.
15. Отождествление общественной составляющей человека с природными механизмами наблюдается в
а) неопозитивизме;
б) марксизме;
в) сциентизме;
г) социобиологии.
16. Формирование государства и общества посредством общественного договора осуществляется в учениях
а) Ж. Ж. Руссо;
б) Т. Гоббса;
в) Дж. Локка;
г) всех названных выше философов.
17. Концепция локальных обществ (цивилизаций) не является предметом рассмотрения у такого философа, как
а) Н. Я. Данилевский;
б) А. Тойнби;
в) А. Камю;
г) О. Шпенглер.
18. Какая позиция относительно человеческих ценностей верна?
а) они полностью меняются с наступлением новой исторической эпохи;
б) они всегда полностью сохраняют свою иерархию;
в) они механически меняют свои позиции в системе приоритетов по воле общества;
г) они меняют значимость в зависимости не только от установок общества, но и от жизненных позиций отдельного индивида.
19. Эстетика - это наука о
а) совершенном;
б) принципах познавательной деятельности;
в) моральных принципах;
г) происхождении мира.
20. Неживую, живую природу и сознание объединяет такой всеобщий принцип, как
а) раздражение;
б) отражение;
в) чувственность;
г) активность.
21. Язык и мышление
а) частично пересекаются друг с другом;
б) не связаны между собой;
в) связаны между собой, но не тождественны друг другу;
г) связаны между собой и тождественны друг другу.
22. Под практикой подразумевают
а) преобразование мира на основе полученных знаний;
б) то, что ведёт вперёд;
в) реализацию трудовых навыков;
г) весь опыт человечества.
23. Конкретной формой рационального познания является
а) восприятие;
б) понятие;
в) ощущение;
г) представление.
24. Исключением из методов развития знаний выступает
а) моделирование;
б) наблюдение;
в) эксперимент;
г) анализ.
25. К объекту изучения обыденного познания в первую очередь относят
а) внешние стороны и взаимосвязи;
б) совокупность внешних и внутренних сторон и взаимосвязей;
в) внутренние стороны и взаимосвязи;
г) взаимодействие относительно самостоятельных объектов.
26. Какое соотношение верно?
а) все, что объективно истинно, то нравственно;
б) нравственная оценка относится только к использованию научных положений;
в) научные теории могут быть как нравственными, так и безнравственными;
г) достижения науки не могут быть безнравственными.
27. С позиций цивилизационного подхода цивилизация
а) не связана с понятием «культура»;
б) одна из ступеней в развитии культуры;
в) тождественна понятию «культура»;
г) более широкое понятие, чем культура.
28. Оптимистическая оценка характера исторического развития начинает формироваться в период
а) Средневековья;
б) эпохи Возрождения;
в) античности;
г) XX века.
29. Создание и потребление знаний - основа прогресса в
а) первобытном обществе;
б) традиционном обществе;
в) индустриальном обществе;
г) постиндустриальном обществе.
30. К числу глобальных проблем в сфере «общество - природа» относится
а) преодоление отсталости развивающихся стран;
б) освоение космоса;
в) демографическая проблема;
г) борьба с заболеваниями.