Рене Декарт и революция в философии
- Тип работы: Вопрос-ответ
Полностью вопрос звучит следующим образом:
Роль Декарта в революции в современной философии. Рассмотрите важные аспекты этой революции в философии, особенно методы, которые использовал Декарт для обеспечения нового направления философии. Как он начал строить теорию познания? Вы должны быть в состоянии обсудить шаги cogito-аргумента и указать, что он выполняет или не выполняет. Как Декарт уходит от солипсизма? Почему идея Бога важна для проекта Декарта? Был ли он пойман в так называемом картезианском круге?
Декарта обычно считают основателем современной философии, он пытается создать заново законченное философское здание.
Как он начал строить теорию познания? «Усомниться можно во всём, но только не в том, что я сомневаюсь. Сомнение – акт мысли, значит я мыслю. Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал. Я мыслю, следовательно, я существую. Я существую столько, сколько я мыслю (я-вещь мыслящая). Кроме того, я есть мыслящее существо». Декарт принимает эту истину за первый искомый им принцип философии. Этот принцип делает сознание более достоверным, чем материю, и мой ум (для меня) более достоверен, чем ум других.
Принцип cogito ergo sum именно потому так очевиден, что он ясен и отчётлив и, следовательно, истинен. Другая ясная идея – идея Бога – идея бесконечной, независимой, в высшей степени разумной и всемогущей субстанции. Но такая идея не может исходить из меня самого, поскольку сам я конечен, и также не может быть выведена из других идей. Идея Бога может исходить лишь от того, что содержит в себе не меньше реальности, чем мыслится в этой идее, т.е. лишь от самого Бога.
Декарт руководствовался критерием ясности и отчетливости. 1). Только все что можно мыслить (1 начало)- является истинным. Бог существует (2 начало) (3 начало – существует внешний мир, т.к. Бог не допустит обмана. (в математике теорема достоверна, когда она будет выведена из аксиом).
Методы в достижении истины. Вместо большого числа правил, составляющих логику, достаточно следует соблюдать лишь 4 правила: 1) принимать за истинное только то, что представляется уму ясно и отчётливо; 2) делить трудности; 3) располагать мысли в порядке от простого к сложному; 4) делать перечни настолько полными, чтобы ничего не пропускать.
Философская доктрина солипсизма, характеризующаяся твёрдой уверенностью в том, что помимо сознания индивида ничто не существует, своими истоками уходит в античность. Для рассуждения над вопросом «Существует ли что-либо помимо единичного сознания человека?»
Доказав безусловность существования своего собственного «я», философ, однако, не смог подтвердить наличие окружающего мира вне воображения этого «я» без попытки прибегнуть к божественному началу.
Декарт считает, что Бог, по определению являющийся всемогущим, не могущий чего-то не мочь, не могущий «не сказать правду» и, как следствие, не являющийся обманщиком, легитимирует наше ощущение реальности. Таким образом, в метафизической системе Декарта лишь функция Бога служит противовесом самодостаточному центру мышления – «я».
Картезианский круг -предполагаемый «круг» в доказательстве, использованный Рене Декартом для демонстрации истинности того, что воспринимается «ясно и отчетливо». Декарт утверждает, что ясное и отчетливое восприятие является гарантией истины, поскольку Бог, не будучи обманщиком, не допустит, чтобы Декарт заблуждался в отношении того, что воспринимается им ясно и отчетливо.
Этот аргумент основывается на ранее проведенном Декартом доказательстве бытия Бога. Но Декарт не может знать об истинности последнего доказательства иначе, чем на основании ясного и отчетливого восприятия его шагов. Таким образом, критерий ясного и отчетливого восприятия зависит от предположения бытия Бога, которое в свою очередь зависит от критерия ясного и отчетливого восприятия. cogito, ergo sum . (Декарт ответил на обвинение в округлости, но они не вполне убедительны)