История

Деятельность советского руководства по обороне страны

Тип работы: Реферат
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 8 - 15 минуты)

User Rating: 0 / 5

Введение

Нападение фашистской Германии на СССР потребовало от Советского правительства принятия чрезвычайных мер по мобилизации всех ресурсов государства для отражения агрессии, коренной перестройки жизни и деятельности страны на военный лад.

Начальный период войны был самым трудным в борьбе Советского Союза с фашистскими захватчиками. Его последствия длительное время определяли условия и характер военных действий на советско-германском фронте.

В результате неблагоприятного исхода приграничных сражений и больших потерь в людях и военной технике советские войска были вынуждены с тяжелыми боями отступать в глубь страны.

Великая Отечественная война, потребовавшая перестройки всей жизни страны на военный лад, обусловила ряд существенных изменений в структуре, полномочиях и формах деятельности органов Советской власти. Исключительно большие трудности войны побудили государственные органы изыскивать такие организационные методы и формы работы, которые позволили бы преодолеть эти трудности и добиться победы.

К такого рода мероприятиям относились: создание Государственного Комитета Обороны и его органов на местах; предоставление военным властям особых полномочий в области обеспечения обороны страны, общественного порядка и государственной безопасности.

Деятельность советского руководства по обороне страны после начала ВОВ.

В первый же день войны Президиум Верховного Совета СССР издал указы о мобилизации военнообязанных 1905-1918 гг. рождения, о введении военного положения на территории ряда республик и областей, передаче функций государственной власти в деле обороны и обеспечения общественного порядка и государственной безопасности военным советам фронтов, военных округов и армий, а там, где не было военных советов, – высшему командованию войсковых соединений.

В результате неблагоприятного исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в течение нескольких недель продвинулись на 350 – 600 км, захватили территорию Латвии, Литвы, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, часть территории РСФСР, вышли к Ленинграду, Смоленску и Киеву.

Территория СССР, занятая врагом, вскоре превысила 1,5 млн. кв. км. Перед войной на ней проживало 74,5 млн. человек. Число советских граждан, погибших в боях, оказавшихся в плену, в гитлеровских концентрационных лагерях, достигло к осени 1941 года нескольких миллионов [6, с. 186]. Над страной нависла смертельная опасность.

Для организации отпора и разгрома врага партийно-государственное руководство осуществляло работу по следующим направлениям:

  • формирование органов военно-политического управления;
  • организация сопротивления врагу на оккупированной территории;
  • налаживание эффективной военно-экономической деятельности;
  • обеспечение снабжения армии и населения;
  • организация всенародной помощи фронту;
  • укрепление национальных отношений; – военно-мобилизационная деятельность;
  • руководство вооруженной борьбой.

В этот трудный для страны час был выдвинут и реализован лозунг «Всё для фронта, всё для победы!»

Первостепенной задачей явилось формирование органов военно-политического управления, способных осуществить эффективное руководство вооруженной борьбой и организовать работу фронта и тыла.

Чтобы объединить усилия всех государственных и партийных органов, общественных организаций 30 июня 1941 года совместным решением ЦК ВКП (б), Президиума Верховного Совета СССР и Совета Народных Комиссаров Союза ССР был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО). “В руках Государственного Комитета Обороны”, – говорилось в постановлении, – сосредоточивается вся полнота власти в государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны» [4, с. 106]. В состав ГКО вошли И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (зам. председателя), К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. А. Булганин, К. А. Вознесенский, Л. М. Каганович, А. И. Микоян [1, с. 236].

За годы Великой Отечественной войны ГКО принял и провел в жизнь около 10 тыс. директив и постановлений, прежде всего по военному строительству. Такая централизация руководства позволяла координировать распределение ресурсов в интересах действующей армии и флота, осуществлять связь между фронтом и тылом, наиболее целесообразно использовать все возможности государства в вооруженном противоборстве с агрессором.

На второй день после начала войны постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) для руководства всей боевой деятельностью Вооруженных Сил СССР была создана Ставка Главного Командования, в которую вошли С. К. Тимошенко (председатель), К. Е. Ворошилов (зам. председателя), В. М. Молотов, И. В. Сталин, Г. К. Жуков, С. М. Буденный, А. Г. Кузнецов. 10 июля она была преобразована в Ставку Верховного Командования (председатель И. В. Сталин), в состав введен Б. М. Шапошников, а 8 августа в Ставку Верховного Главнокомандования [1, с. 237].

19 июля 1941 г. Сталин назначается народным комиссаром обороны СССР, а 8 августа – Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР. Ставка Верховного Командования переименовывается в Ставку Верховного Главнокомандования.

Ставка была постоянно действующим органом при Верховном Главнокомандующем. Члены Ставки одновременно выполняли другие ответственные обязанности, часто находясь за пределами Москвы. В выработке ими оперативно-стратегических решений и обсуждении других проблем ведения вооруженной борьбы участвовали члены Политбюро ЦК партии и ГКО. Принимавшиеся решения оформлялись в виде директив [3, с. 223].

На ставку возлагалось непосредственное руководство боевыми действиями армии и флота, а также партизанских сил. Ее рабочими аппаратами являлись Наркомат обороны и Генеральный штаб Красной Армии, а также Центральный штаб партизанского движения, созданный в мае 1942 г. Руководство воинскими формированиями осуществлялось через военные советы направлений, видов Вооруженных Сил, фронтов, армий, военных округов.

В ходе войны количество военных советов постоянно росло в связи с увеличением числа фронтов и армий. В начале войны было 5 фронтов, а к исходу 1944 г. их насчитывалось 17. Вместо 14 общевойсковых армий к концу войны действовали около 80 общевойсковых и 6 танковых армий. Были созданы военные советы Военно-Воздушных Сил, Войск ПВО, бронетанковых и артиллерийских войск. Важным направлением было руководство всенародной борьбой в тылу врага, которая оказывала огромную помощь Вооруженным Силам и явилась одним из стратегических факторов победы.

Генеральный штаб по-прежнему являлся рабочим органом Ставки. Анализируя и обрабатывая поступающую информацию, Генштаб готовил предложения, которые после рассмотрения Ставкой составляли основу ее директив. Постановлением ГКО от 23 июля с Генерального штаба были сняты функции по формированию новых частей и соединений, подготовке маршевых пополнений для действующей армии, проведению призывов военнообязанных из запаса и руководству военно-учебными заведениями. Задачи формирования, комплектования и боевой подготовки частей и соединений возлагались на созданное в августе 1941 г. Главное управление формирования и укомплектования войск Советской Армии во главе с генералом Е. А. Щаденко. Для организации и руководства обязательным военным обучением граждан СССР при Наркомате обороны было образовано Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч), которое возглавил генерал Н. Н. Пронин.

Для улучшения тылового обеспечения войск действующей армии решением ГКО в июле 1941 г. создается Главное управление тыла и учреждается должность начальника тыла Советской Армии, на которую был назначен генерал А. В. Хрулев. Во фронтах и армиях соответственно создавались управления тыла.

Были проведены и другие изменения в центральном аппарате, направленные на улучшение руководства Вооруженными Силами, их строительства и обеспечения. Ряд управлений НКО реорганизуется в главные управления, восстанавливается должность начальника артиллерии Советской Армии с назначением на нее генерала Н. Н. Воронова. В августе – сентябре учреждаются должности командующих воздушно-десантными войсками и гвардейскими минометными частями, на которые назначаются генералы В. А. Глазунов и В. В. Аборенков, а в ноябре 1941 г. – начальника инженерных войск Советской Армии и командующего Войсками ПВО территории страны с назначением на них генерала Л. 3. Котляра и генерала М. С. Громадина; создаются Главное управление ПВО страны и Управление истребительной авиации ПВО [4, с. 106].

Завершив первую очередь мобилизации, Государственный Комитет Обороны приступил к формированию новых стрелковых, кавалерийских, танковых, авиационных и артиллерийских частей и соединений, к подготовке командных, политических и военно-технических кадров. В создание резервов включились все союзные и автономные республики.

В соответствии с директивой Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г. партия определяет главные направления партийно-политической работы в условиях войны, осуществляет организационную перестройку политорганов и парторганизаций, вносит изменения в формы и методы их деятельности. 16 июля 1941 г. Политбюро ЦК и Президиум Верховного Совета СССР принимают решение «О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров в Рабоче-Крестьянской Красной Армии». 20 июля 1941 г. это решение было распространено на Военно-Морской Флот [3, с. 224].

В директиве отмечалось, что «война резко изменила положение, что наша Родина оказалась в величайшей опасности и что мы должны быстро и решительно перестроить всю свою работу на военный лад» [2, с. 64].

Превращение страны в единый боевой лагерь означало решение комплексных, политических, военных, экономических, идеологических и внешнеполитических задач в интересах мобилизации всех сил и средств страны на разгром врага.

В директиве ставились задачи.

а) во внутриполитической области – упрочить политическое единство советского народа, усилить централизацию работы государственных и общественных организаций, мобилизовать все внутренние резервы советского общества в интересах ведения войны.

б) в военной области – обеспечить в значительных размерах увеличения численности армии и флота, дальнейшее их укрепление, а также руководство боевыми действиями войск на фронте;

в) в экономической области – перестроить экономику страны на военный лад, создать в критический срок эффективное военное хозяйство, способное обеспечить фронт всем необходимым, обеспечить прочное единство фронта и тыла в ходе войны;

г) в идеальной области – мобилизовать все духовные силы народа на решение задач войны, разъяснять справедливый характер и цели Великой Отечественной войны, разоблачать звериную сущность идеологии и политики фашизма.

д) во внешнеполитической области – обеспечить наиболее благоприятные внешнеполитические условия для быстрейшей победы над врагом, создать и укрепить антигитлеровскую коалицию народов.

Превращая страну в единый военный лагерь, правительство требовало от партийных и советских организаций решить ряд первоочередных задач. Главным в этой деятельности должна была стать военно-мобилизационная работа, организация всемирной помощи действующей армии. Первоочередная задача воинов армии и флота состояла в том, чтобы мужественно и самоотверженно отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови, проявлять смелость, инициативу и сметку в борьбе с врагом, создать условия для его полного разгрома.

Важной задачей являлась перестройка работы советского тыла, перевод народного хозяйства на военные рельсы, на нужды войны, нужно было укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, организовать охрану заводов, электростанций, мостов, телефонной и телеграфной связи. Надо было проявить высокую бдительность, бороться дезорганизаторами в тылу, дезертирами, паникёрами, уничтожать шпионов, диверсантов, парашютистов

В прифронтовой полосе при вынужденном отходе частей Красной Армии всё ценное имущество, запасы горючего, зерна вывезти в тыловые районы; угонять подвижный железнодорожный состав, не оставляя врагу ни одного паровоза вагона; всё, что нельзя вывезти – уничтожить.

Необходимо поддерживать строгий порядок и дисциплину в тылу и на фронте. Трусов и паникёров передавать суду военных трибуналов, привлекать к ответственности по законам военного времени.

С самого начала войны встала чрезвычайно важная стратегическая задача – перебазирования крупных людских и материальных ресурсов из угрожаемых западных районов в тыл страны. Надо было спасти главную военно-промышленную базу страны, перебазировать её на Восток, воссоздать в новых условиях и использовать в интересах военной экономики, экономического обеспечения победы в войне.

24 июня 1941 г. для эвакуации людских и материальных ресурсов был создан Совет по эвакуации и принято постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». На Восток из Западных районов страны было эвакуировано более 10 млн. человек. Всего же на Восток за первые полгода войны было эвакуировано и в короткий срок пущено 1523 промышленных предприятия, в том числе 1360 крупных, преимущественно оборонных заводов [2, с. 60].

В трудных условиях в восточные районы выводили сельскохозяйственный инвентарь и скот колхозов и совхозов, многочисленные научные и культурные учреждения, культурные ценности.

Первоначальной задачей идеологической работы считалось разъяснение характера и целей Великой Отечественной войны, величайшей опасности, нависшей над нашей Родиной. Особое внимание обращалось на воспитание трудящихся, воинов армии и флота в духе идейной убеждённости, советского патриотизма, дружбы народов СССР и пролетарского интернационализма, гордости за нашу великую Родину, классовой ненависти к немецко-фашистским захватчикам. Советские люди, воины армии и флота призывались проявлять мужество и героизм, стойкость и бесстрашие в борьбе с врагами, защищать каждую пядь советской земли до последней капли крови.

Огромное значение имело создание Советского Информационного Бюро, на которое возлагалось руководство освещением международных событий и внутренней жизни Советского Союза, организация контрпропаганды против немецкой и другой вражеской пропаганды, освещение событий и военных действий на фронтах, составление и опубликование военных сводок по материалам Главного Командования. С 25 июня 1941 г. сводки Совинформбюро выпускались ежедневно.

Во всех полках и дивизиях, штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях армии и флота был введен институт военных комиссаров, а в ротах, батареях, эскадронах – институт политических руководителей (политруков). Институт военных комиссаров являлся чрезвычайной формой партийного руководства в Вооруженных Силах.

В начале июля 1941 г. ЦК ВКП (б) одобрил патриотическое движение, развернувшееся по инициативе ленинградцев и москвичей, за создание в помощь фронту частей и соединений народного ополчения. Уже к 7 июля в Москве и области было сформировано 12 дивизий общей численностью около 120 тыс. человек, а в Ленинграде за короткий срок – 10 дивизий и 14 отдельных артиллерийско-пулеметных батальонов, в которых насчитывалось свыше 135 тыс. человек [3, с. 224].

С первых дней войны принимались решительные меры к обеспечению в прифронтовой полосе строжайшего порядка, к организации беспощадной борьбы с вражескими диверсионными группами. Из добровольцев – коммунистов и комсомольцев создавались истребительные батальоны. Решением СНК СССР от 25 июня 1941 г. был введен институт фронтовых и армейских начальников охраны войскового тыла. Им подчинялись пограничные и внутренние войска НКВД, находившиеся в зоне боевых действий. Органы охраны вели борьбу с агентурой противника, обеспечивали безопасность тыла, работу связи и коммуникаций. Они оказывали помощь местным государственным органам в эвакуации населения и материальных ценностей.

На оккупированных территориях всемирно развертывалось партизанское движение, всенародная борьба в тылу врага. 18 июня 1941 г. было принято постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск».

В нём ставилась задача: «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрывов мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. п. в захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожить их на каждом шагу, срывать все их мероприятия». В прифронтовых районах была создана широкая сеть подпольных партийных и комсомольских органов для руководства борьбой в тылу врага.

Всего к концу 1941 г. в тылу немецко-фашистских войск действовали и руководили борьбой советских людей 18 подпольных обкомов, более 260 окружкомов, горкомов, райкомов и других подпольных партийных органов, а также густая сеть первичных организаций и групп, в которых насчитывалось около 65,5 тыс. коммунистов.

Формирование партизанских отрядов осуществлялось за счёт местных рабочих, колхозников, служащих, учащихся, работников партийных и советских органов. Создание партизанских отрядов опиралось на небывалый патриотический подъём народа.

Всего к концу 1941 г. на временно оккупированной врагом территории было более 2 тыс. партизанских отрядов обшей численностью свыше 90 тыс. человек. Складывались формы и методы централизованного руководства народной борьбы в тылу врага. Для координации действий, проведения совместных операций партизан создавались местные штабы партизанского движения, объединения партизанских отрядов.

7 августа 1941 года во всех центральных газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза белорусским партизанам Т. М. Бумажкову и Ф. И. Павловскому, а также о награждении еще 43 партизан и подпольщиков орденами и медалями [3, с. 225].

В трудной обстановке вынужденного отхода наших войск политбюро ЦК ВКП (б) и ставка Верховного Главнокомандования, созданная 10 июля 1941 г. сумели организовать стратегическую оборону, чтобы измотать и остановить фашистские войска, провести эвакуацию населения и промышленности в глубь страны, подготовить условия для перелома в ходе войны.

Заключение

Ход боевых действий на советско-германском фронте в первые месяцы войны оказался очень неблагоприятным для СССР. Военно-политическое руководство Советского Союза стремилось сконцентрировать необходимые силы для организации решительного контрудара.

В первый день войны Верховный Совет СССР ввел военное положение в западных регионах СССР и объявил мобилизацию в Красную Армию 1905-1918 годов рождения. При этом массовым явлением стало добровольное вступление в ряды Вооруженных Сил СССР.

Одной из форм участия советского народа в военных событиях стало народное ополчение. Основу его составляли добровольческие военные и военизированные формирования, создававшиеся для помощи действующей Красной Армии из граждан, которые не призывались в вооруженные силы.

Для непосредственного руководства вооруженной борьбой на фронтах 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главного командования (СГК), высший орган стратегического руководства Вооруженными Силами СССР и материально-технического обеспечения войск (10 июля 1941 г. преобразована в Ставку Верховного командования). Ставку Верховного командования возглавлял И. В. Сталин. 8 августа 1941 г. он был назначен Верховным Главнокомандующим.

Основой перестройки всей жизни страны на военный лад явилась директива ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г., в которой требовалось укрепить тыл Красной Армии и подчинить деятельность партийных и советских органов власти исключительно интересам фронта.

Особенно важное значение в деле централизации государственного и военного руководства в стране имело создание 30 июня 1941 г. Государственного комитета обороны (ГКО), который возглавил Председатель СНК и СССР И. В. Сталин. Комитет обладал всей полнотой власти в стране. В годы войны он направлял деятельность ведомств и учреждений на максимальное использование материальных, духовных и военных возможностей страны для достижения победы над врагом.

24 июня 1941 г. по решению Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР был создан Совет по эвакуации, определяющий сроки и порядок вывоза предприятий и материальных ценностей, а также пункты их размещения на востоке страны.

На оккупированных территориях всемирно развертывалось партизанское движение, всенародная борьба в тылу врага.

Предпринятые руководством страной мероприятия привели к тому, что правительству при активной поддержке советского народа удалось организовать стратегическую оборону, чтобы измотать и остановить фашистские войска, провести эвакуацию населения и промышленности в глубь страны, подготовить условия для перелома в ходе войны.

Список источников:

  1. Великая Отечественная война 1941-1945: Энциклопедия, глав. Ред. М. М. Козлов. – Москва: Советская энциклопедия, 1985. – 832 с.
  2. Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Учебное пособие. – Минск: Издательский центр БГУ, 2004. – 231 с.
  3. Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. – Москва: Прогресс, 1992. – 480 с.
  4. Долуцкий И. И. СССР во второй мировой войне (1941-1945 годы). Материалы к изучению Отечественной истории. – Москва: Мнемозина, 1992. – 345 с.
  5. История второй мировой войны. 1939 – 1945. в 12-ти т. Т. 4: Фашистская агрессия против СССР. Крах стратегии «молниеносной войны». – Москва: Воениздат, 1975. – 536 с.
  6. Щетинов Ю. А. История России. ХХ век. Пособие для уч-ся гимназий, лицеев, абитуриентов и студентов ВУЗов. – Москва: Изд. фирма «Манускрипт», 1995. – 312 с.