Политология

Поможем написать

Концепция электронного правительства

  • Тип работы: Реферат

Введение

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией последних десятилетий. Использование современных технологий сбора, обработки и передачи информации становится все более значимым фактором обеспечения конкурентоспособности экономики, повышения эффективности процессов управления как в частном, так и в государственном секторах экономики. Современный подход к государственному управлению в условиях перехода к новой экономике и развития информационного общества определяется концепцией электронного правительства.

Структурные изменения конца XX – начала XXI столетия не могли не коснуться всех основных сфер жизнедеятельности общества. Основным толчком к развитию идеи электронного правительства стало повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий и их существенное удешевление. В этот же период резко возрастает и взаимосвязанность всех стран и континентов с помощью информационных и компьютерных технологий.

Не связанные национальными границами, территориальной отдаленностью или временем с помощью информационно-коммуникативных технологий индивиды создают сетевые сообщества, обмениваются информацией со всем виртуальным миром, интерактивно взаимодействуют и координируют свои действия друг с другом и, как следствие, таким образом влияют как на общественные процессы, происходящие в обществе, так и на общество в целом, усиливая этим самым основы гражданского общества как в собственном государстве так и за его пределами. Все же, когда речь идет об информационном поле конкретного государства, то его границы обычно отождествляются с государственными границами, охватывая все национальные аспекты, такие как территория, акватория, воздушное пространство и экономика.

Информационное пространство страны – чрезвычайно важное политическое понятие, которое в шкале ценностей гражданского общества можно поставить на второе место после независимости страны. Государство обязано обеспечить использование своего информационного поля в интересах именно государства и его граждан. Если оно этого не сделает, то это информационное пространство будет использовано против него самого. Информационное пространство должно быть законодательно защищено от пропаганды антигосударственных идей, межнациональной и межконфессиональной розни, насилия, ненависти, безнравственности и других действий, несовместимых с интересами личности, общества и государства. Известно, что возникновение и характер развития информационного пространства во многом определяет геостратегическую ориентацию страны, ее внутриполитические приоритеты, а также внешнеполитическую направленность векторов ее национальных интересов.

В этом смысле будет справедливым определить информационное пространство как зону, в которой формируется дискурс политических, идеологических, социальных и культурных структур, определяющих семантику, категориальный аппарат и направление развития всех совокупных стремлений страны и общества во внутри – и внешнеполитической жизни. Именно этим обстоятельством можно объяснить то, что проблема информационного пространства приобретает для любого государства первоочередной приоритет собственного развития.

И именно формирование собственного информационного пространства государства привело к появлению новой формы общения общества с правительством – электронного правительства. Считается, что такая форма общения с государством приведет не только к более эффективному и менее затратному администрированию, но и к кардинальным изменениям взаимоотношений между гражданами и органами государственной власти и местного самоуправления.

Тема данной работы звучит следующим образом: “Концепция Электронного правительства”.

Актуальность темы данной работы определяется тем, что в условиях развития информационных технологий все сферы деятельности органов государства в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности.

Что касается степени научной разработанности данной проблемы, то надо заметить, что процессы реализации концепции электронного правительства, еще не успели стать чем-то застывшим, статьи и публикации, посвященные данной проблеме, регулярно появляются как за рубежом, так и в России.

Целью данной работы является рассмотрение ряда вопросов, связанных с развитием и реализацией этой концепции.

Достижение поставленной цели автор планирует решить с помощью следующих задач.

  • рассмотреть историю возникновения концепции электронного правительства;
  • дать определение понятие “электронное правительства”;
  • определить подходы к реализации концепции электронного правительства.
  • дать краткий обзор того, как реализуется концепция электронного правительства в России.

Определение цели и задач исследования обусловило применение таких методов научного поиска, как сравнительный, системно-логический, социологический.

Определение цели и задач, выбор методов и определение нормативной и эмпирической базы исследования обусловили структуру работы. Реферат общим объемом в 20 страниц состоит из введения, двух глав, содержащих по два параграфа каждая, заключения, списка источников.

Глава I. Предпосылки возникновения и определение понятия электронного правительства

1.1. Предпосылки возникновения концепции электронного правительства

Процесс реформирования государственного управления начал стремительно разворачиваться в мире с 1980-х гг. Вызовы времени, с которыми столкнулись государства в конце ХХ в. (рост спроса на услуги государства, требование повышения эффективности работы государственного аппарата со стороны граждан, падение общественного доверия к институтам власти и т. д.), стали причиной пересмотра традиционных моделей и методов государственного управления во многих странах. На первый план выходит проблема “хорошего управления” (good governance), которое можно определить как соответствующее принципам демократии, требованиям эффективности, ответственности, открытости.

С 1980-х гг. широкое распространение получает концепция нового государственного управления (new public management).

Можно выделить несколько главных принципов, лежащих в ее основе: повышение производительности (обеспечение удовлетворения растущего спроса на услуги государства без изменения уровня налоговой нагрузки), ориентация на потребителя (формирование и реализация программ общественных расходов исходя из потребностей граждан, повышение качества услуг, оказываемых населению), децентрализация (перераспределение функций между различными уровнями государственного управления), ориентация на результат (переход на управление по результатам (performance-based management)) [1].

В середине 1990-х гг. реформы государственного управления вступили в новый этап, связанный с развитием и массовым распространением информационно-коммуникационных технологий. Являясь самым крупным потребителем информации, с одной стороны, и самым значительным поставщиком услуг, с другой стороны, государство не могло оставаться за рамками процессов информатизации и новых стандартов взаимоотношений “потребитель – производитель”, основанных на доступных, дешевых и быстрых способах обмена информацией и совершения трансакций.

В основу процесса трансформации отношений между государством и обществом легло использование информационно-коммуникационных технологий в целях создания новых организационных и экономических структур, оптимизации процессов внутри правительственных подразделений, развития ориентированных на потребителя подходов в предоставлении государственных услуг. Так началось формирование концепции электронного правительства[2].

Можно выделить несколько групп предпосылок ее возникновения (табл. 1).

Таблица 1

Предпосылки возникновения концепции электронного правительства

Группы

Предпосылки

Экономические

•    Рост спроса на услуги государственного сектора и сложности проблем при одновременном повышении требований

к оперативности и качеству их решения

•    Ограниченность финансовых и людских ресурсов, определяющая невозможность решения управленческих проблем старыми способами

Социальные

•    Демократические преобразования, развитие гражданского и информационного общества

•    Недовольство граждан результатами работы правительственных структур и требования к повышению их эффективности

Технологические

• Появление и быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий (в том числе интернет-технологий)

В развитие концепции электронного правительства значительный вклад внесли не только анализ предшествующего опыта реформирования государственного сектора и практики административных реформ, но и теория и практика управления в частном секторе (управление изменениями, реинжиниринг бизнес-процессов, антикризисный менеджмент, управление знаниями, электронная коммерция).

1.2 Определение понятия “Электронное правительство”

В самом широком смысле, электронное правительство – это модель управления, целью которой является повышение производительности и эффективности за счет использования информационных и коммуникационных технологий в информационном обслуживании и хорошего обмена информацией между общественными организациями, гражданами и коммерческими организациями.

На сегодняшний день термин “е-Government” является международно принятым и широко используется во всех странах мира, где реализуются программы электронного правительства. Говоря о его этимологии, необходимо отметить, что появился он сравнительно недавно и имеет американское происхождение. Именно в США в 1997 г. Национальный научный фонд в рамках программы по анализу использования новых технологий в целях улучшения работы федеральной администрации впервые ввел понятие “цифровое правительство” (digital government), которое впоследствии было заменено на “электронное правительство” (е – Government).

Однозначного и устоявшегося перевода термина “е-Government” на русский язык в настоящее время не существует. Чаще всего используется понятие “электронное правительство”, что, безусловно, накладывает ряд ограничений на понимание сути явления, связанных прежде всего с определением понятия “правительство” в русском языке.

Необходимо подчеркнуть, что термин “е-Government” относится к различным ветвям и уровням власти, а также к организациям, осуществляющим властные функции. В русскоязычной литературе кроме термина “электронное правительство” можно также встретить “электронное государство”[3].

Несмотря на устоявшуюся терминологию, в зарубежной литературе нет однозначного определения электронного правительства. Все многообразие трактовок можно свести к двум группам: в рамках первой исследователями дается понятие электронного правительства в узком, а в рамках второй – в широком смысле.

  1. Электронное правительство в узком смысле означает использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти (в оказании услуг населению и бизнесу, организации государственных закупок, осуществлении финансовых операций, получении и предоставлении информации).
  2. Электронное правительство в широком смысле понимается как процесс трансформации внутренних и внешних взаимодействий в системе государственного управления в результате внедрения информационных и телекоммуникационных средств с целью оптимизации управления, улучшения качества обслуживания населения и обеспечения конституционных прав граждан.

Узкая трактовка термина “электронное правительство” отвечает в большей степени задачам практического применения информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении. Подобные определения широко используются в программах и проектах развития электронного правительства, основной акцент в них делается на внедрении информационно-коммуникационных технологий в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу[4].

С научной точки зрения особый интерес представляет широкое определение данного термина. Электронное правительство есть нечто большее, чем внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственного управления. Это прежде всего новая концепция государственного управления, предполагающая изменение взаимоотношений между государством и обществом, включающая реинжиниринг процессов управления в государственных структурах, модернизацию с помощью информационно-коммуникационных технологий средств и методов осуществления государственных функций, развитие демократических основ государственного управления, обеспечение принципов открытости и подотчетности обществу.

Суть концепции электронного правительства состоит именно в переходе к новым формам взаимодействия в системе государственного управления, к гибким организациям, ориентированным на знания, изменении принципов работы внутри правительственных структур.

Глава II Реализация концепции электронного правительства на практике

2.1. Подходы к реализации концепции электронного правительства

В современном мире не существует какого-то единого подхода к концепции электронного правительства. Анализ использованной для написания работы позволяет выделить, как минимум три подхода к реализации данной идеи.

Первый подход, который условно можно назвать технократическим, рассматривает идею электронного правительства, как путь к тотальной информатизации как органов государственной власти, так и общества, в целом, что в свою очередь, приведет к формированию системы локальных информационных сетей как сегмента глобальной информационной сети, которая и обеспечит бесперебойную работу в режиме онлайн всех государственных сервисов, что сделает максимально простым и доступным ежедневное общение граждан с собственным правительством. Стоит отметить, что электронное правительство является здесь элементом масштабного информационного преобразования общества. Изменение нормативно-правовой базы, образовательных акцентов, принципов формирования и расходования бюджета, экологических ориентиров, перераспределение зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур, перенесение акцентов в экономике, обновление и расширение ценностных парадигм общества – все это, вместе со многими другими компонентами полноценной жизнедеятельности общества, является основой для реинжиниринга государственного управления, для создания и функционирования электронного правительства. Также здесь электронное правительство выступает как инструмент взаимодействия граждан и государства через прямой доступ населения и предприятий к информации, к системам услуг административных органов государства и к демократическим институтам гражданского общества.

Второй подход, условно можно назвать корпоративным подходом. Он характеризируется тем, что электронное правительство рассматривается как система эффективного предоставления государственных услуг с помощью новейших информационно-коммуникационных технологий. Подход сформировался в соответствии с принципами электронной коммерции, которая собственно стала источником развития идеи электронного правительства. Исходя из соответствующего понимания природы государства, он вобрал в себя признаки частной корпорации, где государственные услуги были максимально дешевы и доступны. Согласно этому подходу, правительство, как крупная корпорация, должно стремиться к удовлетворению интересов своих налогоплательщиков, а с этой целью – к повышению своей эффективности, меняя модели работы на более технологичные и эффективные.

Третий подход, который приобретает все больше сторонников и постепенно получает признание в странах мира, рассматривает электронное правительство как новую парадигму (модель) управления в эпоху знаний. Данный подход соединяет предыдущие два подхода и рассматривает электронное правительство как информационное пространство, в котором взаимодействие правительства и граждан (бизнеса, общественных организаций) организуется на основе синтеза:

  • информационно-коммуникационных технологий;
  • нормативно-правовой базы (принятие решений);
  • информационно-ресурсной базы.

Здесь же подчеркивается распространение новых принципов и подходов к управлению, которое сопровождается перестройкой всей системы управленческих процессов, преодолением стереотипов бюрократической культуры. Такого определения сейчас придерживаются правительства развитых стран мира и международные организации.

В современной научной литературе выделяются пять стадий развития системы электронного управления государством. Причем, стоит отметить, что каждое государство, поставившее перед собой цель построения новой парадигмы управления в эпоху знаний, неизбежно должно успешно пройти все пять этапов.

Целью первого этапа является присутствие государственных органов власти в мировой сети, для чего создаются сайты этих органов, носящих в основном информативный характер, без их централизации и взаимосвязи.

На втором этапе уже появляются определенные элементы интерактивности, такие как возможность скачивания определенных форм и бланков, а также возможность связи по электронной почте для разъяснения тех или иных вопросов касательно деятельности государственных органов власти.

На третьем этапе уже присутствует полная интерактивность, отличительной чертой которой является возможность граждан полноценно общаться с государственными органами в режиме онлайн. Это подразумевает возможность оплаты штрафов, заказа определенных услуг, таких как регистрация фирм, машин, места жительства и т. п.

Основной целью третьего этапа является смена целевого назначения сайтов с информационных на обслуживающие с целью облегчения сотрудничества индивида с государством.

Следующий, четвертый этап включает в себя создание объединенных порталов государственных органов власти, через которые можно осуществлять все виды деятельности, для которых раньше нужно было обращаться непосредственно в данный государственный орган или его региональное представительство, для чего создаются региональные порталы, включающие в себя уже не только весь спектр государственных услуг, но и бизнес-услуги, такие как электронная коммерция, интернет-банкинг и т. д.

И, наконец, завершающим, пятым этапом, является создание единой электронной системы управления государством на основе единых электронных и нормативно-правовых стандартов, а также правительственного портала как единой точки доступа ко всем услугам для всех субъектов, как для граждан и их общественных объединений, так и для бизнес-структур. И на этом же этапе возможно полное внедрение систем прямой демократии, и как результат такой системы, электронное волеизъявление граждан путем всеобщего электронного голосования.

Подводя итоги, можно отметить, что современная парадигма государственного устройства в эпоху знаний имеет и ряд недостатков, таких как затратность на всеобщую          компьютеризацию как  органов государственной власти, так и на создание защищенных электронных сетей с ключами разграниченного доступа. Так же любому государству необходимо повышать уровень образованности граждан с учетом новейших информационно-коммуникационных технологий, что так же требует бюджетного финансирования, но, по нашему мнению, все же начинать построение системы электронного правительства в государстве нужно с заинтересованности как органов государственной власти, так и граждан государства с целью построения высокотехнологичного гражданского общества.

2.2 Концепция электронного правительства в Российской федерации

В России сегодняшней актуальнейшей задачей государственного управления есть задача формирование электронного правительства. Концепция электронного правительства в России – это синтез опыта зарубежных стран в этом вопросе: центры государственных слуг, появившиеся в нашей стране, – это заимствование опыта Германии и Бразилии.

Российская модель электронного правительства представлена в целевой федеральной программе “Электронная Россия 2002-2010 гг. “ и государственной программе “Информационное общество” на 2011-2020 годы[5].

Программа “Информационное общество” ориентирована на формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной зашиты населения, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров. Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, она призвана повысить качество жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Объем финансирования государственной программы за все время ее реализации из средств федерального бюджета составляет 1,2 трлн, рублей[6].

Постепенно РФ движется по пути от электронного правительства к электронному обществу. В России все больше развиваются электронные услуги и функции, количество офлайн-операций постепенно снижается. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Постепенно решается задача по обеспечению минимальным набором услуг связи жителей малых населённых пунктов. На конец 2016 года ПАО “Ростелеком” построено около 34.4 тыс. км волоконно-оптических линий связи, а также 3909 точек доступа к сети Интернет с использованием средств коллективного доступа в населенных пунктах с численностью населения от 250 до 500 человек[7].

'За 2015-2016 годы реализован проект по созданию единой концепции и коммуникационной политики в части популяризации преимуществ получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Проведенная маркетинговая компания в сети Интернет обеспечила охват более чем 60 миллионов граждан.

Основным порталом по предоставлению государственных услуг Российской Федерации является Gosuslugi. ru. Информация на портале Gosuslugi. ni сгруппирована по нескольким категориям – для физических лиц; для юридических лиц; д. ля предпринимателей; для иностранных граждан. Авторизация на сайте происходит с помощью Единой системы идентификации и аутентификации граждан6. Условно эту систему можно назвать “электронным паспортом” гражданина РФ. В Единой системе идентификации и аутентификации граждан на начало 2017 года зарегистрировано более 40 млн. человек[8].

В 2007 году в России появились первые Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, которые работают по принципу “одного окна”. Данный принцип предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. При этом взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, пли органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя. На 1 марта 2017 года охват системой одного окна достиг 96,6% россиян от общего числа жителей страны.

Заключение

Таким образом, анализ источников, использованных в данной работе, приводит нас к выводу, что в конце ХХ века государства столкнулись с рядом вызовов времени, таких как рост спроса на услуги государства, требование повышения эффективности работы государственного аппарата со стороны граждан, падение общественного доверия к институтам власти и т. д.

Это привело к пересмотру традиционных моделей и методов государственного управления во многих странах.

В развитие концепции электронного правительства значительный вклад внесли не только анализ предшествующего опыта реформирования государственного сектора и практики административных реформ, но и теория и практика управления в частном секторе

В 1997 г. Национальный научный фонд в рамках программы по анализу использования новых технологий в целях улучшения работы федеральной администрации впервые ввел понятие “цифровое правительство” (digital government), которое впоследствии было заменено на “электронное правительство” (е – Government)

Однозначного и устоявшегося перевода термина “е-Government” на русский язык в настоящее время не существует.

Чаще всего используется понятие “электронное правительство”, что, безусловно, накладывает ряд ограничений на понимание сути явления, связанных прежде всего с определением понятия “правительство” в русском языке.

В самом широком смысле, электронное правительство – это модель управления, целью которой является повышение производительности и эффективности за счет использования информационных и коммуникационных технологий в информационном обслуживании и хорошего обмена информацией между общественными организациями, гражданами и коммерческими организациями.

Суть концепции электронного правительства состоит именно в переходе к новым формам взаимодействия в системе государственного управления, к гибким организациям, ориентированным на знания, изменении принципов работы внутри правительственных структур.

В современном мире не существует какого-то единого подхода к концепции электронного правительства. Анализ использованной для написания работы позволяет выделить, как минимум три подхода к реализации данной идеи. Об этих подходах рассказывается в первом параграфе второй главы данной работы.

Концепция электронного правительства в России – это синтез опыта зарубежных стран в этом вопросе: центры государственных слуг, появившиеся в нашей стране, – это заимствование опыта Германии и Бразилии.

Российская модель электронного правительства представлена в целевой федеральной программе “Электронная Россия 2002-2010 гг. “ и государственной программе “Информационное общество” на 2011-2020 годы.

Список использованной литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011-2020 годы) “.
  2. Государственная программа “Информационное общество” (2011-2020 годы). URL: http://minsvyaz. ru/ru/activity/programs/1/ (дата обращения: 08.02.2020).
  3. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации “Информационное общество 2011-2020 годы) “. – URL: http://minsvyaz. ru/uploaded/files/otchet2016. pdf (дата обращения: 08.02.2020).
  4. Атаисматов И. Электронное правительство // Наука и современность. 2016. №48. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo (дата обращения: 09.02.2020).
  5. Голубева А. А. Электронное правительство: введение в проблему // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2005. №2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-vvedenie-v-problemu-1 (дата обращения: 10.02.2020).
  6. Идиатуллина А. М. Реализация концепта “Электронное правительство” в росcии: этапы и проблемы // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №24. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/realizatsiya-kontsepta-elektronnoe-pravitelstvo-v-roscii-etapy-i-problemy (дата обращения: 10.02.2020).
  7. Концепция электронного правительства в современной России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kontseptsiya-elektronnogo-pravitelstva-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 06.03.2020).
  8. Логуа Р. А., Балюков А. С. Электронное правительство в цифровую эпоху: концепция, практика и развитие // Основы экономики, управления и права. 2014. № 5 (17). С. 13-14.
  9. Павленко А. Н., Багаева А. П. Концепция электронного правительства // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2012. №8. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kontseptsiya-elektronnogo-pravitelstva (дата обращения: 02.03.2020).
  10. Попова М. В. Концепция электронного правительства в системе государственного управления //Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2015. – №. 25. – С. 52-56.
  11. Романова А. В. Эволюция концепции “электронного правительства” в России // Контентус. 2018. №5 (70). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/evolyutsiya-kontseptsii-elektronnogo-pravitelstva-v-rossii (дата обращения: 03.03.2020).
  12. Соустин Ю. В. Концепция “электронного правительства” и возможности ее реализации в российских условиях // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2005. №1. – С. 40-47.
  13. Титова А. И. Электронное правительство в России и за рубежом // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. №13-1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 29.02.2020).
  14. Франгулова Е. В. Сущность концепции “Электронное правительство” и Мировой опыт ее реализации // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2010. №1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/suschnost-kontseptsii-elektronnoe-pravitelstvo-i-mirovoy-opyt-ee-realizatsii (дата обращения: 04.03.2020).

Ссылки

 [1] Голубева А.А. Электронное правительство: введение в проблему // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-vvedenie-v-problemu-1 (дата обращения: 10.02.2020).

[2] Голубева А.А. Электронное правительство: введение в проблему // Вест-ник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-vvedenie-v-problemu-1 (дата обращения: 10.02.2020).

[3] Голубева А.А. Электронное правительство: введение в проблему // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2005. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-vvedenie-v-problemu-1 (дата обращения: 10.02.2020).

[4] Там же.

[5] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011–2020 годы)».

[6] Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы). URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/ (дата обращения: 08.02.2020).

[7] Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество 2011–2020 годы)». – http://minsvyaz.ru/uploaded/files/otchet2016.pdf

[8] Титова А. И. Электронное правительство в России и за рубежом // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. №13-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 29.02.2020).

 

Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь