История

Восемь вопросов по истории России

Тип работы: Реферат
Цена: Бесплатно
(Время чтения: 15 - 29 минуты)

User Rating: 0 / 5

1. Восточнославянские племена во второй половине первого тысячелетия

В VI-VIII вв. восточные славяне делились на племенные союзы и заселяли огромные пространства Восточно-Европейской равнины.

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Днепра на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Племенные союзы восточных славян: поляне, новгородские (приильменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы.

Славяне вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Соседями славянских племен на севере были народы угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. В нижнем течении Волги в VI-VIII вв. поселился кочевой народ тюркского происхождения – хазары. Славяне выплачивали дань Хазарскому каганату. Через Хазарию шла славянская торговля по Волжскому торговому пути.

Главным занятием славян было земледелие. На черноземных землях развивалось пашенное земледелие. В лесной зоне была распространено подсечное (подсечно-огневое) земледелие [1, с. 9]. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами жали (собирали) урожай. Молотили цепами.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала ХХ века [1, с. 10].

Основным производителем был свободный крестьянин-общинник (смерд) со своими орудиями труда. Славяне также занимались животноводством, коневодством, добычей и обработкой железа и другими ремеслами, бортничеством (пчеловодством), рыболовством, охотой, торговлей.

В VI-VII вв. у славян происходил процесс распада родовых отношений, возникало неравенство, на место родовой общины приходила соседская община. Сохранялись у славян пережитки первобытнообщинного строя: вече, кровная месть, язычество, крестьянское ополчение, состоявшее из воев.

К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. В общине были две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебная земля – личная, луга, леса, водоемы, промысловые угодья – общественная. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Особой военной организацией была дружина, появившаяся, согласно археологическим данным, в VI-VII вв.

Торговые пути проходили в основном по рекам. В VIII-IХ вв. зародился знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Северную и Южную Европу. Он возник в IX в. из Балтийского моря по реке Неве караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов – в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев – контролировали северный и южный участки пути «из варяг в греки».

Восточные славяне были язычниками. Славяне-язычники в честь своих богов воздвигали идолов. Служили богам жрецы – волхвы.

2. Образование Золотой Орды. Русь и Орда

В начале XIII века монгольские племена, объединенные властью Чингисхана, начали завоевательные походы, целью которых было создание огромной сверхдержавы. Уже во второй половине XIII века пространство от Тихого океана до Дуная оказались под контролем потомков Чингисхана. Сразу после своего появления исполинская империя разделилась на отдельные части (улусы), крупнейшим на которых был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана), куда вошли Западная Сибирь, часть Средней Азии, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, земли половцев и других тюркских народов. Западная часть улуса Джучиева стала юртом сына Джучи Батыя и получила название в русских летописях «Алтын Орда», «Золотая Орда» или просто «Орда». Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги [3, с. 37].

Роль своеобразного аристократического совета играл «Диван», где решались военные и финансовые вопросы. Местный тюркоязычный этнос ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ – татары. В первые десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.

Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV столетия она могла выставить 300 тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312 – 1342). В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам. Затем Орда переживала период раздробленности. Уже в XIV в. отделились среднеазиатские владения Золотой Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское (середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства [3, с. 37].

Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность.

Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. В ставку хана приезжали русские князья за ярлыком, подтверждающим их великокняжескую власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле. Сюда они привозили дань, так называемый «ордынский выход», и богатые подарки ордынским вельможам. Русские князья с их приближенными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае обширную колонию. Поэтому еще в 1261 году была учреждена особая Сарайская православная епископия. Имелся в Сарае и православный храм.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII в. был передан в руки русских князей.

Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и не когда освоенные территории. Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла.

Упадок городской культуры, ремесла, целых слоев населения, как правило, наиболее образованных, не могли не привести к деградации уровня общественных отношений, изменению (в основном, упрощению) сложившихся политических и общественных структур [4, с. 164].

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

3. Расширение территории России в XVI в: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.

Внешняя политика Ивана IV осуществлялась в трех направлениях: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю; на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири; на юге – защита русских земель от набегов крымского ханства.

Сначала Иван Грозный предпринял дипломатические шаги, направленные на подчинение Казанского ханства, но они не принесли удачи. В 1552 г. 100-тысячное войско российского царя осадило Казань. Оно было лучше вооружено, чем татарское. Артиллерия Ивана IV имела 150 крупных пушек. Использовав подкоп и бочки с порохом, русские взорвали стены Казани. Казанское ханство признало себя побежденным. Народы Среднего Поволжья вошли в состав Российского государства. В 1556 г. Иван Грозный завоевал Астраханское ханство. С этого периода все Поволжье являлось территорией России. Свободный Волжский торговый путь значительно улучшил условия торговли с Востоком [3, с. 51].

В середине XVI в. в состав России вошли Башкирия, Чувашия, Кабарда. Присоединение Казанского и Астраханского ханств открывало новые перспективы, становился возможным доступ к бассейнам великих сибирских рек.

В 1598 г. был разбит Кучум и Западная Сибирь была присоединена к Российскому государству. На присоединенных территориях утвердились общероссийские законы. Началось освоение Сибири русскими промышленниками, крестьянами и ремесленниками.

Внешнеполитические действия России на Западе – борьба за выход к Балтийскому морю, за прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом. Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван ГУ в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, которые тогда легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Ливонский орден. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель [3, с. 52].

В 1558 г. русские войска двинулись на Запад, началась Ливонская война, продолжавшаяся до 1583 г. Правители Ливонского ордена препятствовали связям Российского государства с западноевропейскими странами.

Ливонскую войну делят на три этапа: до 1561 г. – русские войска завершили разгром Ливонского ордена, взяли Нарву, Тарту (Дерпт), подошли к Таллину (Ревелю) и Риге; до 1578 г. – война с Ливонией превратилась для России в войну против Польши, Литвы, Швеции, Дании. Военные действия приобрели затяжной характер. Российские войска вели борьбу с переменным успехом, заняв летом 1577 г. ряд прибалтийских крепостей.

В 1569 г. произошло объединение Польши и Литвы в единое государство – Речь Посполитую. Избранный на престол Стефан Баторий (1533-1586) перешел в наступление; с 1579 русские войска вели оборонительные бои. В 1579 г. был взят Полоцк, в 1581 – Великие Луки, поляки осадили Псков. Началась героическая оборона Пскова, продолжавшаяся пять месяцев. Мужество защитников города побудило Стефана Батория отказаться от дальнейшей осады [3, с. 53].

Однако Ливонская война завершилась подписанием невыгодных для России Ям-Запольского (с Польшей) и Плюсского (со Швецией) перемирий. Русским пришлось отказаться от завоеванных земель и городов. Земли Прибалтики были захвачены Польшей и Швецией. Война истощила силы России. Главная задача – завоевание выхода к Балтийскому морю – решена не была.

4. Внешняя политика в первой четверти XVIII в. Северная война. Образование Российской империи.

Основные направления внешней политики России этого периода – северо-западное и южное – определялись борьбой за выход к незамерзающим морям, без чего невозможно было вырваться из экономической и культурной изоляции, а, следовательно, преодолеть общую отсталость страны, а также стремлением приобрести новые земли, укрепить безопасность границ и улучшить стратегическое положение России.

В начале царствования Петра I внешнеполитический курс России сохранял преемственность, проявлявшуюся в активных действиях на южном направлении. Захват Азова в 1696 г. стал лишь первым шагом на пути к Европе, требовались огромные усилия для того, чтобы захватить Керчь и пробиться в Черное море, а из него – в Средиземное.

Более близкое знакомство Петра I с жизнью европейских стран привело его к мысли, что выход в Балтийское море наикратчайшим образом свяжет Россию с передовыми, морскими странами – Голландией и Англией.

Заключив 8 августа 1700 г. перемирие с Турцией, Россия объявила войну Швеции и двинула войска к Нарве. Ранее Дания открыла военные действия против Голштинии – союзницы Швеции, а король Саксонии Август 11 безуспешно пытался взять Ригу.

В ответ шведский король Карл ХII при поддержке английского и голландского флотов высадился у Копенгагена, вынудил Данию подписать мир и выйти из Северного союза. Затем он перебросил свои войска к Нарве и 19 ноября атаковал осаждавшие ее русские войска, нанеся им жестокое поражение.

Петр I форсировал создание оборонной промышленности Рядовой состав комплектовался за счет крестьян и посадских людей – один человек от 20-25 дворов. С 1699 г. по 1725 г. в армию взято в общей сложности около 400 тыс. чел. [1, с. 127].

Принятые меры принесли успех. В конце 1701 г. близ Дерпта русские войска во главе с Б. П. Шереметевым разбили шведский отряд генерала Шлиппенбаха. В 1702 г. была взята крепость Нотебург у истоков Невы. Петром I она была переименована в Шлиссельбург. В мае 1703 г. близ захваченной у шведов в устье Невы крепости Ниеншанц Петр заложил новый город – Санкт-Петербург, ставший с 1713 г. столицей России. Для его защиты с моря на острове Котлин была возведена крепость Кроншлот (с 1723 г. – Кронштадт). В 1704 г. с захватом Дерпта и Нарвы поставленные Россией внешнеполитические задачи практически оказались выполнены [1, с. 127].

Однако война еще продолжалась, а разгром Карлом Х11 саксонской армии и подписание Августом 11 в октябре 1706 г. Альштранштадтского мира, приведшего к полному распаду Северного союза, оставили Россию один на один со Швецией.

В начале 1708 г., в разгар казацкого восстания под руководством К. Булавина, войска Карла вторглись в западные пределы России. Русские войска, выполняя принятый еще в 1706 г. стратегический план, перешли к маневренной обороне – начали томить неприятеля арьергардными боями и уничтожением провианта и фуража.

На пути к Смоленску Карл ХII встретил упорное сопротивление русских войск и вскоре стал испытывать недостаток боеприпасов и провианта. Соблазненный обещанием помощи со стороны гетмана Украины Мазепы и рассчитывая на поддержку крымских татар, он повернул на юг, на Украину. Однако надежды Карла оказались тщетными. С Мазепой пришло не более 4 тыс. казаков, а обещанный провиант, хранившийся на складах его ставки в г. Батурине, был сожжен русскими войсками под руководством А. Д. Меншикова.

28 сентября 1708 г. кавалерийский отряд под руководством Петра недалеко от Могилева у д. Лесной перехватил и после многочасового тяжелого боя уничтожил идущий из Риги на помощь Карлу корпус генерала Левенгаупта с огромным обозом. Битву у Лесной Петр назвал матерью Полтавской победы, т. к., лишив армию Карла подкрепления, она способствовала и преодолению русскими войсками долгое время сковывающей их шведобоязни [1, с. 128].

Весной 1709 г. шведская армия, оставшаяся практически без пороха и провианта, осадила Полтаву. 27 июня состоялась битва, приведшая к полному разгрому шведской армии. 9 тыс. солдат Карла было убито, 3 тыс. пленено на поле боя и еще 16 тыс. сдались отряду Меншикова и М. М. Голицына у Переволочны. Карлу и Мазепе с небольшими силами удалось скрыться на территории турецкой Молдавии [1, с. 129].

Эта победа привела к уничтожению шведской армии, одной из лучших в Европе, что предопределило исход Северной войны (в 1710 г. пали последние мощные укрепления Швеции в Восточной Прибалтике: Рига, Пярну и Ревель); Петр теперь объявил не только Эстляндию, но и Лифляндию российской территорией; был восстановлен Северный союз, в котором роли изменились и Россия открыто стала диктовать свою волю; Россия вошла в состав великих европейских держав.

Несмотря на очевидность исхода войны, она продолжалась еще долгие годы. Однако усилия российской дипломатии и разведки, первые победы русского флота (у м. Гангут в 1714 г. и у о. Гренгам в 1720 г.), активные действия русских войск в южной Прибалтике, лишившие Швецию последних плацдармов и, особенно, захват Финляндии и высадка русского десанта на территории самой Швеции, в итоге, заставили ее пойти на мирное соглашение. В 1721 г. был подписан Ништадтский договор по которому Россия приобрела Ингрию, Эстляндию, Лифляндию, Карелию с Выборгом. Финляндия и 2 млн. рублей серебром в качестве компенсации за потерянные территории передавались Швеции [1, с. 129].

В результате Россия получала выход к морю и первоклассные порты – Ригу, Ревель, Петербург, что означало решение важнейшей внешнеполитической задачи страны. Появились благоприятные предпосылки для развития экономических, культурных и политических связей со странами Западной Европы, что позволило преодолеть политическую и культурную изоляцию России, и, в определенной степени, сократить ее отставание. В хозяйственную и культурную жизнь страны оказались вовлеченными новые земли и население Прибалтики, что также благоприятно сказалось на всем ее развитии. Заметно вырос международный авторитет России, ставшей великой державой. Победа укрепила самодержавную власть монарха, получившего за нее от Сената титул императора всероссийского.

5. Внутренняя политика Александра I

В социально-экономическом развитии России было много нерешенных проблем. Главными задачами своего правления Александр 1 считал решение следующих вопросов: отмены крепостного права, реформу органов управления и просвещения. Он объявил о прекращении пожалований казенных крестьян в частные руки, было запрещено печатать в газетах объявления о сдаче крепостных «в аренду». В 1803 г. последовал указ о «вольных (свободных) хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Однако эта мера фактически не повлияла на крепостническую систему, т. к. за первую четверть ХIХ в. было освобождено лишь 47 тыс. частновладельческих крестьян. Стали разрабатываться проекты освобождения крестьян. После окончания Отечественной войны 1812 г. он, по просьбе помещиков Прибалтики, отменил здесь крепостное право.

Проводя реформы государственного управления, он заменил устаревшие коллегии министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала расти прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.

В 1802 г. был реформирован сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов.

После завершения Отечественной войны 1812 г. император во внутренней политике предпринял очередную серию реформаторских попыток. Еще в 1809 г. было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 г. Александр объявил о даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати.

В 1817 – 1818 гг. ряд близких к императору людей занимались по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права в России. В 1818 г. Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции для России. В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Проект «Государственной уставной грамоты Российской империи» был готов к концу 1820 г. и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок [3, с. 121].

Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о восстании Семеновского полка (1820 г.), воспринятое им как угроза революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее, мечты о реформах не покидали императора вплоть до 1822 – 1823 гг.

В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. Одним из парадоксов этой политики послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название «аракчеевщины». Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. Цель этих поселений – добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях [3, с. 121].

В 1817 г. вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 г. Александр I запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за «дурные поступки» ссылать своих крестьян в Сибирь.

Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.

Итак, Александру I не удалось провести коренные преобразования путем «реформ сверху». Насущные общественно-политические проблемы остались нерешенными. Неожиданная смерть императора в ноябре 1825 г. породила ситуацию междуцарствия, социальные потрясения и поиски будущими самодержцами иных путей преобразований в стране.

6. Революция 1917 г. От Февраля к Октябрю

25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек. 26 февраля в столице были проведены массовые аресты участников выступлений, произошли вооруженные столкновения с полицией и войсками. Началась радикализация воинских частей, дислоцированных в Петрограде. 26 февраля на сторону революции встало 70 тыс. солдат запасных батальонов и резервных полков. 27 февраля большевики обратились с манифестом ЦК РСДРП «К гражданам России», в котором призвали восставших выбрать «своих представителей во Временное революционное правительство». Его задачами должно было стать принятие законов, «защищавших все права и вольности народа», о конфискации помещичьих земель, введении восьмичасового рабочего дня, созыве Учредительного собрания [1, с. 363].

Всеобщая политическая стачка переросла в стихийное вооруженное восстание. Восставшими был занят Таврический дворец, захвачены вокзалы, мосты, главный арсенал, важные правительственные учреждения. Были арестованы царские министры. К 1 марта весь Петроградский гарнизон оказался на стороне восставших. Вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.

В ходе революции различные политические силы обсуждали вопрос о новых органах власти. 27 февраля после получения царского манифеста о приостановке работы Думы депутаты приняли решение о создании Временного комитета Государственной думы. Комитет назначил своих комиссаров в министерства, и в дальнейшем предпринял меры с целью добиться отречения Николая II.

Одновременно пролетариат Петрограда приступил к созданию Совета рабочих депутатов по образцу 1905 г. Зачатками его стали временные стачечные комитеты, созданные на предприятиях 24-25 февраля большевиками и членами других социалистических партий. Первое заседание депутатов Петроградского Совета состоялось 27 февраля.

2 марта в результате переговоров между Исполкомом Петросовета и Временным комитетом Государственной думы была достигнута договоренность о формировании Временного правительства.

3 марта 1917 г. в специальной Декларация Временное правительство провозгласило себя высшей законодательной и исполнительной властью в России. Специальным указом от 5 марта 1917 г. власть на местах передавалась губернским и уездным комиссарам Временного правительства. Должность губернаторов упразднялась. Петроградский Совет осуществлял контролирующие функции по отношению к правительству, оказывая на него давление слева [1, с. 364].

Вторая русская революция завершилась падением института монархии и приходом к руководству страной новых социально-политических сил. Первая власть – буржуазно-демократическая, была представлена Временным правительством, его органами на местах. Вторая власть – революционно-демократическая, олицетворялась Советами рабочих и солдатских депутатов, солдатскими комитетами в армии и на флоте, фабзавкомами, другими местными демократическими организациями. Советы не являлись органами государственной власти, однако, обладая поддержкой народных масс, они осуществляли контроль за деятельностью правительства, делегируя им доверие, оказанное рабочими и солдатами руководителям Советов.

По всей стране происходило усиление роли Советов, которые опирались на вооруженные отряды солдат, рабочую Красную гвардию, фабзавкомы. В марте 1917 г. в 393 городах и населенных пунктах России существовало 513 Советов (к октябрю месяцу их число увеличилось до 1,5 тыс.). На фронтах аналогами Советов являлись солдатские комитеты, число которых достигало 50 тыс.

В Советах преобладали эсеры и меньшевики, чьи программы оказались наиболее близки народным массам. Деятельность Советов была направлена на организацию продовольственного снабжения города, создание рабочей милиции и др. Однако в первые недели после февральских событий Петросовет брал также на себя функции властного идеологического центра. 14 марта в манифесте К народам всего мира Совет призвал к прекращению империалистической войны и заключению мира без аннексий и контрибуций.

Руководство Советов поддерживало Временное правительство, расширяя, таким образом, его социальную базу.

В результате возникла альтернатива:

– постепенное реформирование страны в сторону развития западного парламентского типа демократии через деятельность Временного правительства;

– либо передача всей власти Советам и движение в сторону народовластия в форме Республики Советов – советского демократизма, представлявшего тип прямой общинной демократии. В условиях двоевластия и отсутствия единого политического центра притяжения всех социальных сил произошло усиление политической борьбы в стране.

Будущая судьба России должно была решиться Учредительным собранием. Задача Временного правительства сводилась формально лишь к организации общественно-политических условий для выборов в Учредительное собрание, которое должно было принять решение о новом государственном устройстве, создании новых постоянных органов власти. Назначенные на сентябрь выборы в Учредительное собрание затем были перенесены из-за затянувшихся переговоров с Советами о составе избирательной комиссии и несбыточной надежды демократов провести выборы после политической стабилизации в стране.

Социально-политический курс правительства был направлен на проведение демократических преобразований и достижение классового мира в стране. В декларации правительства от 3 марта и его обращении к народу от 6 марта была оглашена программа деятельности на ближайшие месяцы: политическая амнистия, отмена смертной казни, ликвидация сословного строя и всех национальных и религиозных ограничений. В апреле были приняты законодательные акты, в которых реализовывались положения мартовских деклараций: О регистрации товариществ, обществ и союзов, О рабочих комитетах, О печати и др.

28 февраля 1917 г. был принят приказ 1 Петроградского Совета. В соответствии с ним проводилась чистка высшего командного состава русских войск, были отменены военно-полевые суды, вводился институт комиссаров правительства, наблюдавших за политической лояльностью офицеров.

Главной мерой стало создание в армии выборных комитетов солдат и матросов, которые распоряжались наличным оружием, контролировали деятельность офицеров и т. п. В условиях войны, углублявшегося внутриполитического кризиса в стране и радикализации масс, подобные нововведения привели к резкому падению дисциплины в армии и боеспособности ее частей.

Временное правительство установило в целом демократический строй в стране. Была изменена вся система государственной власти. Временное правительство направляло в регионы своих губернских, уездных, волостных комиссаров, под чьим контролем действовали местные земские органы и общественные комитеты, ликвидировались старые органы высшей государственной власти. В первые дни после революции был уничтожен репрессивный аппарат самодержавия: полиция, жандармерия, цензура. Для охраны общественного порядка в апреле началось создание милиции. Для расследования действий высших чиновников царского режима была создана Чрезвычайная комиссия.

Но после краткого периода революционного энтузиазма масс и первых демократических преобразований Временное правительство находилось в состоянии перманентных политических кризисов.

18 апреля министр иностранных дел обратился к союзникам с нотой, в которой подтверждались обязательства России вести войну до победного конца. Это вызвало мощные демонстрации протеста в столице и других городах. Советы по всей стране призвали к соблюдению общественного порядка. Политический кризис завершился в мае, когда было сформировано так называемое первое коалиционное правительство.

Новое правительство выступило с заявлением о стремлении к демократическому миру без аннексий и контрибуций, о возможном переходе земли к трудящимся после созыва Учредительного собрания. Советы поддержали правительственную программу, но ее осуществление было затруднено дальнейшей дезорганизацией власти на местах и возникшими кризисными явлениями в экономике.

Правительству не удалось стабилизировать обстановку, в том числе по причине активизации левых радикальных сил.

Первый Всероссийский съезд Советов состоялся 3 – 23 июня 1917 г. Дискуссия на съезде касалась прежде всего двух принципиальных вопросов – о власти и мире. Обсуждалась и национальная проблема: на съезде впервые был поставлен вопрос о возможности федерализации страны. Социалистические партии признавали право народов на самоопределение, но при этом осудили попытки одностороннего решения национального вопроса до созыва Учредительного собрания.

Большевистская делегация потребовала от съезда Советов взять власть в свои руки и сформировать социалистическое правительство. Одновременно было заявлено о готовности РСДРП (б) к взятию власти собственными силами. Съезд и избранный им Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) отвергли это требование и отменили объявленную большевиками на 10 июня демонстрацию, назначив на 18 июня демонстрацию в поддержку правительства под лозунгом Через Учредительное собрание к демократической республике! [1, с. 372].

Однако уже началась радикализация масс. В столице и других городах прошли выступления главным образом под лозунгами: Вся власть Советам!, Долой войну!, Долой 10 министров-капиталистов!.

Волна антиправительственных демонстраций, прокатившаяся по стране в июне, вызвала очередной политический кризис, выход из которого Временное правительство нашло в давно готовившемся по настоянию союзников наступлении войск Юго-Западного фронта.

Наступление началось 18 июня и вначале развивалось успешно. Затем под ответными ударами австро-германских войск русская армия вынуждена была отступить. Противник захватил всю Галицию и Добруджу. Известия о поражении на фронте вызвали очередное обострение социально-политической обстановки в столице, что привело в начале июля к новому кризису, к взрыву революции и контрреволюции вместе. Последствия провала июньского наступления усугубились ультиматумом кадетов, пригрозивших выходом из правительства в случае принятия требований Украинской Рады об автономии Украины, на которые были готовы согласиться представители социалистов в правительстве.

3-4 июля прошли антиправительственные демонстрации рабочих и солдат Петрограда, в которых приняло участие до 500 тыс. человек. Правительство, с одной стороны, и ЦК РСДРП (б) – с другой, с трудом остановили эскалацию вооруженных столкновений, к которым стремились экстремистски настроенная часть большевиков и крайне правые, первыми открывшие стрельбу по демонстрантам. В ходе перестрелок погибло свыше 50 человек, однако временная стабильность была достигнута.

Третий по счету политический кризис завершился переходом всей полноты власти в стране в руки Временного правительства. Был создан новый кабинет министров. Деятельность нового кабинета не привела, однако, к общей стабилизации политического положения. Собравшееся в Москве Государственное совещание (12-15 августа) показало, что политика Временного правительства не удовлетворяет ни правых ни левых, а само оно не в состоянии справиться с ситуацией.

К осени 1917 г. произошло углубление экономического кризиса. Промышленное производство уменьшилось на 35%. Быстро росла инфляция, покупательная способность рубля упала в 15 раз. С 1916 по 1917 гг. денежная масса возросла на 127%, что сопровождалось ростом цен (с января 1914 г. по январь 1917 г. – на 194%; с января по декабрь 1917 г. – на 426%). Государственный долг России вырос на 14 млрд., достигнув к осени 1917 г. 49 млрд. золотых рублей. Одновременно усилилась натурализация хозяйства, денежная торговля уступала место обмену [1, с. 375].

Дальнейшая волна революционных выступлений привели к заключительному и наиболее затяжному политическому кризису в стране. С 14 – 22 сентября в Петрограде прошло Всероссийское Демократическое совещание. Совещание избрало Совет республики (Предпарламент), который до созыва Учредительного собрания призван был заниматься урегулированием вопроса о власти в стране. Новый правительственный кабинет, следуя принципу социально-политического компромисса, продолжило политику затягивания реформ, чем окончательно лишило себя социальной опоры.

Тем временем на местах по мере развития революции власть перемещалась от городских дум и земств к Советам.

На фоне углублявшегося экономического и политического кризиса в России росло социальное недовольство низов политикой властей и продолжавшейся войной.

К осени 1917 г. Временное правительство своим бездействием полностью исчерпало свой потенциал. Оно безудержно теряло опору в массах.

В этих условиях большевистская партия, активная и гибкая, связанная с городскими низами, солдатскими комитетами, получила возможность использовать стихию народной борьбы, последовательно критикуя союз с буржуазным правительством, выдвигая популярные лозунги и давая обещания, которые невозможно было выполнить.

В ночь на 25 октября под предлогом обороны и защиты революции силами красногвардейцев, частей гарнизона и кронштадтских отрядов (общей численностью около 6 тыс. человек) были заняты почтамт, главная городская электростанция, центральный телеграф, Главная контора Госбанка. Была парализована попытка Временного правительства развести мосты и тем самым изолировать центр столицы от окраин.

Утром 25 октября (еще до открытия Второго съезда Советов) было обнародовано воззвание «К гражданам России!», в котором Временное правительство объявлялось низложенным и провозглашался переход власти в руки ВРК, передавшим ее очередному съезду Советов. В ночь с 25 на 26 октября в ходе почти бескровного штурма Зимнего дворца, начавшегося с боевых выстрелов крейсера Аврора, Временное правительство было арестовано.

7. Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войны. Итоги войны

С 16 апреля – 8 мая 1945 г. проходила заключительная Берлинская операция. В 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени 8 мая война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии. 9 мая советские войска освободили Прагу. С прекращением военных действий завершилась Великая Отечественная война [1, с. 451]. Тем не менее, приняв капитуляцию, Советский Союз не подписал мир с Германией, то есть формально остался с Германией в состоянии войны. Война с Германией была формально окончена 25 января 1955 г. изданием Президиумом Верховного Совета СССР указа «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией».

После окончания войны в Европе последним противником стран антифашистской коалиции осталась Япония. К тому времени войну Японии объявили около 60 стран. Однако, несмотря на сложившуюся обстановку, японцы не собирались капитулировать и объявили о ведении войны до победного конца. В июне 1945 года японцы потеряли Индонезию, вынуждены были оставить Индокитай. 26 июля 1945 года США, Великобритания и Китай предъявили японцам ультиматум, однако он был отвергнут. 6 августа на Хиросиму, а через три дня на Нагасаки были сброшены атомные бомбы, и в результате два города оказались почти стёрты с лица земли. 8 августа СССР объявил войну Японии, а 9 августа начал наступление и в течение 2 недель нанёс сокрушительное поражение японской армии [1, с. 452].

2 сентября на борту американского линкора «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Крупнейшая война в истории человечества завершилась.

Итоги войны:

Самым главным итогом войны стало уничтожение фашизма как одной из форм тоталитаризма. Это стало возможным благодаря совместным усилиям стран антигитлеровской коалиции.

Сложившаяся в годы войны антигитлеровская коалиция стала основой для создания Организации Объединенных Наций, что открывало возможности для образования системы коллективной безопасности, возникновения кардинально новой организации международных отношений [2, с. 520].

В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В результате войны часть стран смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия. В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.

В некоторых странах сложившиеся в ходе войны партизанские движения пытались продолжить свою деятельность и после окончания войны. В Греции конфликт между коммунистами и довоенным правительством перерос в гражданскую войну. Антикоммунистические вооружённые отряды ещё некоторое время после окончания войны действовали на Западной Украине, в Прибалтике, Польше. В Китае продолжилась гражданская война, длящаяся там с 1927 года.

Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический. Отношения между двумя блоками резко ухудшились. Уже через пару лет после окончания войны началась Холодная война.

8. Россия в системе современных международных отношений

После распада СССР во внешней политике России выделилось два направления: 1) ближнее зарубежье и 2) дальнее зарубежье. Предстояло решать сложные вопросы формирования национальной армии и раздела имущества СССР, создания границ.

В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн. русскоязычного населения, проблемы защиты прав которого решаются в ходе межгосударственных контактов России с отдельно взятыми странами (особенно в государствах Балтии). Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя. Ныне раздел флота произведен, достигнута договоренность о том, что российский Черноморский флот на правах аренды будет базироваться в Севастополе.

За последнее время в рамках содружества Россия подписала свыше 500 документов по вопросам режима границ и торговли, расчетов за поставки сырья и товаров, совместного изучения космоса. Заключен Таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизстаном. Подписан договор о коллективной безопасности с 6 из 11 стран-членов СНГ.

Однако не удалось добиться роста удельного веса стран – членов СНГ во внешнеторговом обороте России. И это при том, что Россия за последние годы предоставила им льготные кредиты на сумму почти в 20 млрд. долларов, а нефть, газ и продукты их переработки отпускала по ценам в 2 раза ниже мировых.

В «большой» внешней политике для России было важно утвердиться в ООН, сохранить статус ядерной державы, добиться экономической поддержки Запада, наладить связи с крупными странами мира [5].

Среди дипломатических достижений можно назвать следующие: принятие России в члены Международного валютного фонда, заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ – 2) между РФ и США, подписанные важных соглашений с Китаем, установление тесного сотрудничества с ФРГ, Францией, Японией и др. Россия присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО. В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы.

В отношениях Россия – Запад следует выделить Кэмп-дэвидскую декларацию (1992 г.), принятую на встрече Б. Н. Ельцина и Президента США Дж. Буша [5].

В то же время Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния: Средняя Азия, страны СЭВ. США являлись единственной сверхдержавой, диктующей свою волю в большинстве регионов мира. Это наглядно проявилось во время событий в Югославии, Ираке. России не удалось воспрепятствовать включению в НАТО Польши, Чехии, Венгрии, Прибалтики.

Россия поддерживает дружественные отношения с Ираном и Ираком, особенно в области технического сотрудничества. Важная проблема в отношениях с Японией – 4 российских острова Курильской гряды, на которые претендует Япония и вопрос о которых юридически не решён со времён Второй мировой войны.

Список использованных источников:

  1. Арсланов Р. А., Керров В. В и др. История России с древнейших времен до конца ХХ века: пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Высшая школа, 2001. – 784 с.
  2. Кириллов В. В. История России: учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 661 с.
  3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. и др. История России. Учебник. – М.: Проспект, 1997. – 544 с.
  4. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XI-XII вв. М.: ИНФРА, 2002. – 583с.
  5. Чебан В. Современное международное положение и военная безопасность России // Ориентир. – 2002. – № 5.