Культурология

Поможем написать

Культура Португалии

  • Тип работы: Реферат

Население Португалии

Сегодня Португалия относится к одной из немногих европейских стран, основную часть населения которой составляют коренные португальцы. По данным последней переписи населения 90% жителей страны – это португальцы. Согласитесь, это довольно удивительный факт, если учитывать, что многие европейские страны представляют собой многонациональные сообщества.

Однако португальцы считают сей факт вполне нормальным, и объясняют его очень просто – Португалия имеет недостаточно высокий производственный потенциал и экономическую привлекательность для других европейских народов.

Говоря о населении Португалии невозможно не сказать, что из-за низкого производственного потенциала многие коренные жители устремляют свои взоры на другие страны Евросоюза, эмигрируя по всему миру. Несмотря на высокий уровень миграции, перепись населения, проводимая 1 раз в 10 лет, показывает, что численность населения медленно, но уверенно растет. К примеру, в начале ХХ века на территории Португалии проживало порядка 5 миллионов жителей, а уже к 1980 году население превысило 10 миллионов человек. Однако такой прирост населения был достигнут не за счет высокой рождаемости, а за счет постоянных миграций. Ведь с 1990 по 1980 года рождаемость в стране упала в 1,5 раза. Хотя и смертность сократилась в 2 раза.

В послевоенные годы в Португалии был отмечен высокий рост рождаемости, который составлял 12-15 человек на каждые 1000 жителей. В 70-е годы эти показатели заметно снизились, хотя в сравнении с другими странами Европы они все еще были довольно высоки.

Вместе с тем, ежегодно страну покидает порядка 20-80 тысяч человек, соответственно в период между 1950 и 2000 годом страну покинуло более миллиона жителей. В основном Португалию покидают взрослые, работоспособные мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, направляющиеся на заработки в США, Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Францию, Германию и Канаду. А это очень сильно бьет по структуре населения Португалии, меняя её половозрастные характеристики.

С другой стороны, сегодня многие жители России, Украины, Казахстана и других стран СНГ устремляются на заработки в Португалию в надежде не просто заработать деньги, но и остаться там на постоянное место жительства. Ведь в небольших городках и населенных пунктах стран соц. Лагеря уровень доходов в 3-5 раз ниже, чем уровень доходов неквалифицированных рабочих в Португалии. Поэтому сегодня Португалия дает гражданство работоспособному населению – выходцам из других европейских стран.

По данным 2011 года демографические составляющие таковы: общее количество населения составляет 10 760 305 человек, из них мужчин – 5 241 419 человек, женщин – 5 518 886 чел.

Около 93% португальцев – католики.

Формально церковь отделена от государства, но фактически очень тесно с ним связана и оказывает большое влияние на общественную жизнь. Накануне второй мировой войны правительство Салазара подписало договор с Ватиканом, по которому во всех государственных школах обучение происходит по программам, утвержденным Ватиканом, и учителя назначаются только с его согласия. Португальский чиновник должен ходить в церковь – это считается хорошим тоном, от этого зависит его продвижение по службе, а возможно, и сохранение за ним места.

Подавляющая часть верующих — католики. Приверженность римской католической церкви признана еще первым португальским королем в XII в. Христианство распространилось на всем Пиренейском полуострове со времен римского завоевания. До сих пор местом паломничества остается город Брага, где был воздвигнут первый в Португалии католический собор.

Культура Португалии

Архитектура

Основой материальной и духовной культуры португальцев является романская культура, испытавшая в ходе становления и развития португальского государства влияние многих культурных компонентов, привнесенных и завоевателями португальских земель, и народами захваченных португальцами обширных владений.

Разные исторические судьбы северных и южных районов страны, определившие общественные и экономические особенности каждой из этих частей Португалии, породили в свою очередь некоторые различия в материальной и духовной культуре португальцев Севера и Юга. На Юге, например, более заметны черты арабской культуры, которая длительное время оказывала здесь свое влияние.

Различия между Севером и Югом страны, в числе прочего, проявляются и в характере сельских поселений и жилых построек. На Севере преобладают обособленные хутора или небольшие кучевые деревушки. Дома двухэтажные, сухой каменной кладки, крытые черепицей, а иногда – соломой. Жильем в них занят только верхний этаж, куда поднимаются по наружной лестнице. Нижний этаж с глинобитным полом используется для скота и для хозяйственных надобностей. Дом примитивный, однако в окружении сада или обвитый виноградной лозой часто выглядит живописно. На юге страны, между р. Тежу и областью Алгарви, преобладают крупные рядовые деревни уличного типа с одноэтажными, вытянутыми, побеленными глинобитными домами. Хлев и сарай не характерны для домов крестьян Юга, так как большинство из них не разводят скот или птицу. Жилые и хозяйственные постройки в таких домах расположены в ряд, под одной крышей. Помещичьи усадьбы с хозяйственными службами и бараками для батраков и сезонных рабочих расположены обособленно от деревень.

На. крайнем юге Португалии встречаются и кучевые небольшие деревни, и отдельно стоящие жилища. Дома побеленные, глинобитные, в виде кубов под красной черепицей.

Дома состоятельных жителей Юга Португалии каменные, двухэтажные с большим числом комнат. Обязательная их принадлежность – балконы и замкнутые внутренние дворики – патио. В патио по вечерам обычно собирается вся семья, а днем, в жару, здесь приятно укрыться от зноя. Замкнутость таких домов – отпечаток восточного стиля.

В разных частях страны со времен реконкисты и «золотого века» португальского колониализма сохранилось много замков феодалов и крупных землевладельцев-латифундистов. Они построены из гранита, известняка и других местных материалов. Нередко они носят названия старинных дворянских фамилий.

Многие здания городов облицованы цветными керамическими изразцами – азулежу. Часто это целые картины на библейские и другие темы. Азулежу нередко сплошным ковром покрывают фасады зданий.

Большинство португальских городов очень старые. Многие из них возникли на месте населенных пунктов в период господства римлян или еще ранее. В районах к северу от р. Дору сохранились следы лузитанских поселений с их круглыми в плане домами из блоков песчаника. В период средневековья, по мере продвижения реконкисты с севера на юг, в городах страны распространялось романское зодчество, проникнутое духом крепостной архитектуры и лишенное декоративной пышности. Проявления романского стиля видны во многих сохранившихся готических монастырях XII – XIV вв. Более поздняя готика стала основой для национального декоративного стиля мануэлино, который сочетает причудливо – натуралистические детали (например, изображения раковин, кораллов и т. д.) с готическими, мавританскими и даже индейскими мотивами, навеянными рассказами мореплавателей о дальних странах. Развитие нарядного, пышного стиля мануэлино тесно связано с эпохой Великих географических открытий, эпохой обогащения Португалии, ее возвеличивания как мощной колониальной державы при короле Мануэле I.

Это время было периодом высшего могущества Португалии, периодом её расцвета как морской державы. Она приобретает многочисленные колонии. Португальцы составили на морях конкуренцию генуэзцам и испанцам, то есть другим самым сильным мореходам тогдашнего мира. Связанный с этим экономический и культурный взлёт нашёл отражение в интенсивном строительстве.

В мануэлино смешаны элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса и экзотических мотивов. Можно говорить даже, что в этом стиле проявилось влияние индийского искусства. Этот стиль выражает как бы впечатления европейца, впервые увидевшего новый мир и неизвестные страны. Мануэлино можно сравнить с испанским платереско, особенно на ранней стадии развития. В нем также оформление построек решалось на основе плоской стены, богато украшенной деталями, но португальская архитектура оказалась «сочнее» и динамичнее. Она более насыщена образами и особенно склонна к декорации и роскоши. В первой четверти XVI в. наряду с мануэлино в Португалии распространяется стиль эпохи Возрождения.

Регулярная планировка португальских городов начала развиваться с конца XVII – начала XVIII в. Пример этому – застройка Лиссабона после землетрясения 1755 г. В зодчестве XIX в. преобладал классицизм. На архитектуру многих городов оказал влияние мавританский стиль.

Во многих городах страны, особенно в более крупных, различают Старый и Новый город. Для первого типичны узкие, с невысокими домами улицы, соединенные между собой крутыми переулками, а иногда лестницами. Новый город обычно более благоустроен. В нем размещаются деловые кварталы с торговыми фирмами, конторами промышленных компаний, банками, отелями, магазинами. Прямые улицы чередуются с квадратными площадями.

В современный период планировка и общий облик городов заметно меняются. Внедряются идеи современной архитектуры. Симметричная планировка все более сменяется асимметричной, все шире применяются новейшие строительные конструкции, строятся общественные и жилые высотные здания, отели для туристов, реконструируется ряд старых районов Лиссабона и Порту, многие из них застраиваются типовыми благоустроенными жилыми домами с лоджиями и солнцезащитными устройствами. В плане эти дома часто полукруглые и извилистые – в соответствии с изгибами улиц. Усиливаются контрасты между фешенебельными буржуазными кварталами и скученными, неблагоустроенными, лишенными элементарных удобств кварталами трудового люда.

Наука и литература

Развитие португальской науки и культуры традиционно было тесно связано с университетами. Главные университетские центры – Лиссабон, Коимбра и Порту. Один из старейших и крупнейших университетов в Португалии – Лиссабонский. Он был основан в 1290 г. После этого он неоднократно переезжал и только в 1537 г. был окончательно переведен в Коимбру. Новый университет в столице создан в 1911 г., т. е. в том же году, когда был открыт университет в городе Порту.

Эра Великих географических открытий способствовала развитию в стране картографии, астрономии, математики, судостроения. В летопись этой эпохи вошли имена бесстрашных португальских мореплавателей Бартоломео Диаша, Васко да Гамы, Кабрала, а также бывшего на испанской службе Фернана Магеллана.

В те времена в Португалии был создан новый тип быстроходных судов – каравелл. Заслуга в этом принадлежит португальскому принцу – ненаследному сыну короля Жуана I – инфанту Генриху (Энрике) Мореплавателю, которого называли так за неутомимую деятельность в организации морских экспедиций, а также в учреждении научных и учебных заведений – обсерватории, первой мореходной школы (на мысе Сагриш), в привлечении иностранных ученых. Много лет служил в Португалии, например, Бехайм, автор первого дошедшего до нас глобуса (1492). Описания стран и морских путей, составленные португальцами, долго сохраняли свое значение.

Навигационная и картографическая науки Португалии вплоть до конца XVI в. являлись образцом для всех европейских стран. В 1779 г. была образована Лиссабонская Академия наук. В 1875 г. в Лиссабоне были организованы Географическое общество и Этнографический музей заморских территорий, что стимулировалось возросшим интересом к исследованию тропиков, т. е. районов колониальной экспансии Португалии. Единого научно-координационного центра в Португалии нет. Государство финансирует исследования через министерства и специальные научные центры. Исследования ведутся Лиссабонской Академией наук, Португальской ассоциацией развития науки, другими научными обществами, а также частными фирмами.

Значительный вклад внесли португальцы в мировую культуру – в литературу, музыку, живопись, декоративно-прикладное искусство. С конца XV в. в условиях бурного подъема хозяйства и укрепления политического могущества страны разностороннее развитие получила в Португалии литература Возрождения. В этот период прославились имена основоположника португальского национального театра драматурга, актера, композитора Жила Висенте (ок. 1470 – ок. 1536); поэта Ф. Са ди Миранда (1481-1558); автора «Комедии характера» и трагедии «Инеш де Каштру» А. Феррейра (1528 – 1569), крупного представителя литературы Возрождения; основоположника классической португальской литературы, поэта и драматурга Луиша ди Камоэнса (1524-1580), автора поэмы «Лузиады», ставшей национальным литературным памятником.

В период расцвета романтизма (первая половина XIX в.) особую известность получает его основоположник в Португалии, писатель, поэт и драматург Ж. Б. да Алмейда Гаррет. С его именем связан подъем театрального искусства, создание Национального театра королевы Марии И, который называют также театром Гаррета. Реализм обрел силу в португальской литературе в связи с образованием так называемой коимбрской школы, манифестом которой стало письмо «Здравый смысл и хороший вкус», написанное поэтом и общественным прогрессивным деятелем Антеро ди Кенталом (1842-1891).

Крупнейшим представителем реалистического направления стал один из самых известных португальских писателей – Жозе Мария Эса ди Кейруш (1843-1900), создавший социально-критические романы «Преступление падре Амару», «Знатный род Рамиреш» и др.

Живопись, музыка, кинематография

В пору расцвета Португалии, в XV-XVI вв., возникли две школы живописи – Визеу и Лиссабона. Живопись Визеу религиозная по своим сюжетам, а Лиссабонская школа более светская по духу и композиции; она представлена большей частью портретами придворных и др. В живописи XVIII – начала XIX в. выделяются художники Ф. Виейра Лузитану, Ф. Виейра Портуэнса, Д. Н. Сикейра.

Во второй половине XIX – начале XX в. в изобразительном искусстве преобладает реалистическое направление (скульптура А. Соареша душ Рейша, пейзажи и жанровые композиции А. К. да Сильва Порту и Ж. М. да Сильва Оливейры, станковая и монументальная живопись К. Бордалу Пиньейру). Сохраняет свои позиции сложившееся в середине XIX в. течение неореалистов, обратившееся к темам национальной истории и народной жизни (Ж. Помар, Р. Рибейру). С произведениями португальской живописи можно познакомиться в монастырских церквах (роспись алтарей), в музеях Лиссабона (Национальный музей старинного искусства, Национальный музей современного искусства и др.), Визеу и других городов.

Яркой самобытностью отличается декоративно-прикладное искусство, возникшее еще в XV-XVI вв. (мебель, ковры, ткани, платки, керамика и майоликовая плитка – азулежу, резьба по дереву, ювелирные изделия из золота и серебра).

Музыкальное творчество, народное и профессиональное, имеет в стране давние традиции. Португальские народные песни и музыка оригинальны и заметно отличаются от испанских. Издавна, еще со времен борьбы с маврами, распространенной формой португальской песни были косанты, особенность которых – повторение припева после каждого двустишия. Из многих видов народных песен преобладают лирические. Среди них наиболее распространена, особенно на юге и в городах, песенная форма фаду. Это меланхолическая песня, в которой сочетаются элементы мавританского фатализма и рыцарского романса, песня о неразделимости любви и грусти.

Среди многочисленных народных танцев, различающихся от места к месту по манере исполнения, один из наиболее популярных - вира.

Португальская профессиональная музыка наиболее оригинальна и национальна в области комической оперы. Видными оперными композиторами XVIII-XIX вв. в Португалии были Ф. А. д’Алмейду, М. Португал. Из современных композиторов популярны В. да Мота, О. да Силва, Л. ди Фрейташ Бранку, Р. Коэлью, К. Карейру, Ф. Лопиш Граса. Из выдающихся исполнителей известен пианист Ж. де Секейра Кошта. Центр музыкальной жизни – Лиссабон, где находятся оперный театр Сан Карлуш, национальная консерватория, симфонические оркестры, хоровая капелла «Полифония» и др.

Регулярное кинопроизводство в стране началось с создания в 1909 г. кинофирмы «Португалия-фильм». Позже возникли другие фирмы. Ныне имеются несколько студий художественных, документальных и научных фильмов.

В начале 1930-х гг. был поставлен первый звуковой художественный фильм «Суровая» («Севера») крупным режиссером Л. ди Барруш. В эти годы начал ставить свои фильмы видный португальский кинорежиссер М. ди Оливейра, его документальная лента «Дору, тяжелый труд на реке» вошла в золотой фонд португальского киноискусства.

Обычаи и нравы португальцев

Семейные традиции

В городах Португалии семья состоит преимущественно из трех-четырех человек. Крестьянские семьи значительно больше. Чаще всего престарелые родители живут вместе с детьми и внуками. В Португалии преобладают ранние браки. У крестьян и рыбаков сохранился предварительный сговор родителей о женитьбе. До недавнего времени свадебные церемонии, связанные с обязательным церковным обрядом венчания, были очень красочны.

Женщина традиционно занимает в португальской семье подчиненное положение. Однако в крестьянских семьях, где мужчины уезжают на заработки (прежде всего это относится к северным районам), фактическое положение женщин более независимо, так как в длительный период отсутствия мужа она практически становится главой семьи.

В горных районах северо-восточной Португалии еще сохранились общинные формы крестьянской жизни. Здесь традиционно строили сообща, всей общиной, дороги, мосты и другие сооружения. Община владела пастбищами. Односельчане помогали друг другу при обработке земли. Главы отдельных семейств по очереди выполняли обязанности старосты. Каждая община представляла собой замкнутое, обособленное целое. Принадлежность к той или иной общине находила свое выражение даже в специфической одежде. Браки могли заключаться только внутри общин. Под влиянием распространения капиталистических форм ведения хозяйства общинный строй северо – востока все больше приходит в упадок.

Специфика различных районов Португалии наряду с прочим проявляется также в распространении различных способов наследования имущества. В одних случаях имущество дробится из поколения в поколение в соответствии с количеством детей у крестьянина. В других случаях, в основном в более крупных хозяйствах, земля и прочее имущество не подлежат разделу, и младшие сыновья, лишенные наследства, уезжают из родных мест.

Одежда

Национальная одежда португальцев красочна и разнообразна. Главные черты женского народного костюма – широкая юбка сайя (saia), обычно полосатая или клетчатая, с каймой по нижнему краю; передник красного, желтого, зеленого или черного цвета; блузка (обычно белая) с длинными рукавами (в праздничном костюме – вышитая); корсаж или болеро; наплечная накидка; белые чулки и обувь на деревянной подошве, без задников, на каблуке.

Платок – неотъемлемая часть женской одежды. Существует несколько способов его ношения: его завязывают под подбородком или так, что три конца сходятся на макушке; иногда его концы подоткнуты, а иногда свисают по спине.

Традиционный мужской костюм составляют короткие штаны calsas с гетрами, рубаха, жилет и широкий пояс (faixa), круглая фетровая или войлочная шляпа с широкими полями – сомбрейру (sombreiro). Домотканый костюм, бытовавший в начале XIX в., почти исчез, однако еще носят сара de houras – коричневый шерстяной плащ с капюшоном, отделанный орнаментом из войлока.

У жителей различных районов сохранились отличия в одежде. Наиболее богаты и красочны костюмы женщин провинции Миньу. Обязательная принадлежность наряда невесты из Миньу - черная или темно-голубая бархатная или шерстяная юбка. Ее украшает золотая тесьма. На голове – белый кружевной платок. Жених надевает светло-серый или черный строгий костюм и жилет из красной фланели с серебряными пуговицами.

Крестьянские девушки Вила-Франка-ди-Шира (бассейн реки Тэжу) носят короткую белую юбку, поверх которой надевается юбка из красной фланели.

По воскресным дням носят белые юбки гладкого покроя, на них надевают короткий передник; яркий платок повязывают узлом под подбородком. С наступлением холодов плащом служит огромная темных тонов шаль, закрывающая почти всю фигуру девушки.

В этом же районе крестьяне носят плотно облегающие бриджи, белую рубашку с оборками и двубортный алый спереди фланелевый жилет. На голове – зеленый вязаный чулком колпак barrete verde, который дал название празднику в Алкошети. Во время дождя накидывают плащ из овчины. Состоятельные крестьяне предпочитают андалусский костюм: плотно облегающие брюки, короткий жакет и широкую шляпу, какие носят в Кордове.

Девушки Коимбры, университетского города, носят скромный костюм и черный платок вокруг головы с узлом на шее.

Одежда населения рыбачьих поселков, так же, как и их быт, отличается большим своеобразием. Мужчины носят в будние дни черные вязаные колпаки, рубахи и брюки из ткани в крупную клетку. Женщины надевают круглые черные шляпы с маленькими полями, черные шали, завязываемые плотно под подбородком. Рыбачки в будни ходят босиком или в ботинках на деревянной подошве. В праздничные дни они надевают кожаные или отделанные бархатом ботинки mules.

Современная одежда горожан не отличается национальным колоритом, хотя и носит печать консерватизма. Светские женщины в Португалии носят черное платье. Даже в жаркую погоду их не увидишь на улице без перчаток.

Большим своеобразием отличается одежда рыбаков: у мужчин – это черные вязаные колпаки, рубахи и брюки в крупную клетку. У женщин – черные шляпы или черные шали, а на ногах ботинки на деревянной подошве; в будни нередко ходят босиком.

Португальская кухня

Своеобразна португальская кухня. Суп едят и днем, и вечером. Популярен густой калдо верде, приготовленный из капусты и картофеля с добавлением оливкового масла и специй. Супы готовят также из зеленого горошка, фасоли, салата-латука, томатов и др. овощей. Любят португальцы и куриный бульон с рисом – канжу, в который для вкуса закладывают кусочки копченых колбасок.

Типичное блюдо в провинции Алентежу – асорда алентежана (суп бедняков). Для его приготовления используют несколько долек чеснока и ломтей серого хлеба, которые заливают кипятком, затем разбивают туда яйца и добавляют оливковое масло.

Португалия занимает одно из первых мест в мире по потреблению рыбы. Очень распространено вяленое филе трески (бакалъяу), из которого готовят 450 блюд. Часто готовят также калдейраду – густую похлебку типа ухи из разных видов рыбы и других даров моря.

Гораздо меньше употребляют португальцы мясо. Чаще всего это козиду – отварное мясо разных сортов с овощами.

Для кухни жителей Порту типично блюдо трипашу приготовляемое из мясных потрохов с овощами и рисом. В ресторанах столицы часто подают ишкаш; это жареная, тонко нарезанная ломтями баранья печенка с беконом, жареным картофелем, заправленная чесночным соусом на белом сухом вине.

В центральной части страны специфическое кушанье – шанфана, жаркое из маринованного козлиного мяса или барашка.

Очень любят португальцы крепкий черный кофе. Из вин употребляют сухие, среди которых особым вкусом обладает мускатель винью верде («зеленое вино»); популярна агуа арденте (хорошо очищенная виноградная водка). Известные вина Португалии – портвейн и мадера – идут на экспорт, сами португальцы их пьют мало. Португальцы любят кисловатый пшеничный хлеб с примесью ржи. Его подают даже в самых дорогих ресторанах.

Однако для большой части португальских крестьян, особенно на Севере страны, основу питания составляет кукуруза. Очень распространенная пища – картофель и фасоль. Растет значение риса, особенно на юге. Традиционная приправа на столе португальцев – оливковое масло.

Своеобразный характер носит не только быт португальцев, но и традиционные формы их общественной жизни.

Особенностью Португалии, как и Испании, является большее, чем где-либо в других странах Европы, влияние католической церкви на самые различные стороны жизни населения. В центральной части страны расположена крупнейшая католическая святыня – Собор богоматери в городке Фатима, место регулярных религиозных праздников и паломничества верующих. Помимо праздников, общих для всех католических стран, в Португалии особенно отмечаются дни таких святых, как Гонсалу, Педру, покровителя Лиссабона Антониу. В эти дни организуются пышные религиозные процессии, маскарады, фейерверки, народные гуляния. В честь святых угодников даются представления на библейские сюжеты. К дням святых часто приурочивают ярмарки. Особенно известны ежегодные ярмарки в Лиссабоне, Браге, Эворе, Авейру, Вила-Нова-ди-Гая.

Кульминационный момент зимних праздников – рождество. Его празднование начинается еще накануне, в сочельник. В праздновании рождества и сочельника сочетаются церковные и чисто народные обычаи.

В августе португальцы отмечают историческую победу над испанскими войсками при Алжубаррота, которая привела к освобождению Португалии от испанского владычества.

В дни праздников во многих городах страны устраивается коррида. Бой быков – одно из любимых зрелищ португальцев. Условия боя в Португалии отличаются от испанской корриды: они менее жестоки – здесь быка не убивают, как в Испании. Любимое спортивное зрелище португальцев – футбол.

Резюме к реферату

Резюме к реферату

Основой материальной и духовной культуры португальцев является романская культура, испытавшая в ходе становления и развития португальского государства влияние многих культурных компонентов, привнесенных и завоевателями португальских земель, и народами захваченных португальцами обширных владений.

Разные исторические судьбы северных и южных районов страны, определившие общественные и экономические особенности каждой из этих частей Португалии, породили в свою очередь некоторые различия в материальной и духовной культуре португальцев Севера и Юга. На Юге, например, более заметны черты арабской культуры, которая длительное время оказывала здесь свое влияние.

Различия между Севером и Югом страны, в числе прочего, проявляются и в характере сельских поселений и жилых построек. На Севере преобладают обособленные хутора или небольшие кучевые деревушки.

В разных частях страны со времен реконкисты и «золотого века» португальского колониализма сохранилось много замков феодалов и крупных землевладельцев-латифундистов. Они построены из гранита, известняка и других местных материалов. Нередко они носят названия старинных дворянских фамилий.

Многие здания городов облицованы цветными керамическими изразцами – азулежу. Часто это целые картины на библейские и другие темы. Азулежу нередко сплошным ковром покрывают фасады зданий.

Большинство португальских городов очень старые. Многие из них возникли на месте населенных пунктов в период господства римлян или еще ранее. В районах к северу от р. Дору сохранились следы лузитанских поселений с их круглыми в плане домами из блоков песчаника.

Более поздняя готика стала основой для национального декоративного стиля мануэлино, который сочетает причудливо – натуралистические детали (например, изображения раковин, кораллов и т. д.) с готическими, мавританскими и даже индейскими мотивами, навеянными рассказами мореплавателей о дальних странах.

Развитие португальской науки и культуры традиционно было тесно связано с университетами. Главные университетские центры – Лиссабон, Коимбра и Порту. Один из старейших и крупнейших университетов в Португалии – Лиссабонский. Он был основан в 1290 г.

Во второй половине XIX – начале XX в. в изобразительном искусстве преобладает реалистическое направление (скульптура А. Соареша душ Рейша, пейзажи и жанровые композиции А. К. да Сильва Порту и Ж. М. да Сильва Оливейры, станковая и монументальная живопись К. Бордалу Пиньейру). Сохраняет свои позиции сложившееся в середине XIX в. течение неореалистов, обратившееся к темам национальной истории и народной жизни (Ж. Помар, Р. Рибейру). С произведениями португальской живописи можно познакомиться в монастырских церквах (роспись алтарей), в музеях Лиссабона (Национальный музей старинного искусства, Национальный музей современного искусства и др.), Визеу и других городов.

Яркой самобытностью отличается декоративно-прикладное искусство, возникшее еще в XV-XVI вв. (мебель, ковры, ткани, платки, керамика и майоликовая плитка – азулежу, резьба по дереву, ювелирные изделия из золота и серебра).

Музыкальное творчество, народное и профессиональное, имеет в стране давние традиции. Португальские народные песни и музыка оригинальны и заметно отличаются от испанских. Издавна, еще со времен борьбы с маврами, распространенной формой португальской песни были косанты, особенность которых – повторение припева после каждого двустишия. Из многих видов народных песен преобладают лирические. Среди них наиболее распространена, особенно на юге и в городах, песенная форма фаду.

Среди многочисленных народных танцев, различающихся от места к месту по манере исполнения, один из наиболее популярных - вира.

В городах Португалии семья состоит преимущественно из трех-четырех человек. Крестьянские семьи значительно больше. Чаще всего престарелые родители живут вместе с детьми и внуками. В Португалии преобладают ранние браки. У крестьян и рыбаков сохранился предварительный сговор родителей о женитьбе. До недавнего времени свадебные церемонии, связанные с обязательным церковным обрядом венчания, были очень красочны.

Национальная одежда португальцев красочна и разнообразна. Главные черты женского народного костюма – широкая юбка сайя (saia), обычно полосатая или клетчатая, с каймой по нижнему краю; передник красного, желтого, зеленого или черного цвета; блузка (обычно белая) с длинными рукавами (в праздничном костюме – вышитая); корсаж или болеро; наплечная накидка; белые чулки и обувь на деревянной подошве, без задников, на каблуке.

Платок – неотъемлемая часть женской одежды. Существует несколько способов его ношения: его завязывают под подбородком или так, что три конца сходятся на макушке; иногда его концы подоткнуты, а иногда свисают по спине.

Традиционный мужской костюм составляют короткие штаны calsas с гетрами, рубаха, жилет и широкий пояс (faixa), круглая фетровая или войлочная шляпа с широкими полями – сомбрейру (sombreiro). Домотканый костюм, бытовавший в начале XIX в., почти исчез, однако еще носят сара de houras – коричневый шерстяной плащ с капюшоном, отделанный орнаментом из войлока.

Современная одежда горожан не отличается национальным колоритом, хотя и носит печать консерватизма. Светские женщины в Португалии носят черное платье. Даже в жаркую погоду их не увидишь на улице без перчаток.

Своеобразна португальская кухня. Суп едят и днем, и вечером. Популярен густой калдо верде, приготовленный из капусты и картофеля с добавлением оливкового масла и специй. Супы готовят также из зеленого горошка, фасоли, салата-латука, томатов и др. овощей. Любят португальцы и куриный бульон с рисом – канжу, в который для вкуса закладывают кусочки копченых колбасок.

Типичное блюдо в провинции Алентежу – асорда алентежана (суп бедняков). Для его приготовления используют несколько долек чеснока и ломтей серого хлеба, которые заливают кипятком, затем разбивают туда яйца и добавляют оливковое масло.

Португалия занимает одно из первых мест в мире по потреблению рыбы. Очень распространено вяленое филе трески (бакалъяу), из которого готовят 450 блюд. Часто готовят также калдейраду – густую похлебку типа ухи из разных видов рыбы и других даров моря.

Своеобразный характер носит не только быт португальцев, но и традиционные формы их общественной жизни.

Помимо праздников, общих для всех католических стран, в Португалии особенно отмечаются дни таких святых, как Гонсалу, Педру, покровителя Лиссабона Антониу. В эти дни организуются пышные религиозные процессии, маскарады, фейерверки, народные гуляния. В честь святых угодников даются представления на библейские сюжеты. К дням святых часто приурочивают ярмарки. Особенно известны ежегодные ярмарки в Лиссабоне, Браге, Эворе, Авейру, Вила-Нова-ди-Гая.

Кульминационный момент зимних праздников – рождество. Его празднование начинается еще накануне, в сочельник. В праздновании рождества и сочельника сочетаются церковные и чисто народные обычаи.

В дни праздников во многих городах страны устраивается коррида. Бой быков – одно из любимых зрелищ португальцев. Условия боя в Португалии отличаются от испанской корриды: они менее жестоки – здесь быка не убивают, как в Испании. Любимое спортивное зрелище португальцев – футбол.

Список использованной литературы

  1. Минюшев Ф. И. Социальная антропология (курс лекций). – М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. – 192 с.
  2. Орлова Э А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
  3. Страны и народы: Науч. – попул. геогр. – этногр. изд. в 20-ти т. Зару-бежная Европа. Южная Европа / Редкол.: В. П. Максаковский, С. А. Токарев (отв. Ред.) и др. – М.: Мысль, 1983. – 285 с., ил., карт.
  4. Чешко С.В. Этнология и социальная антропология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / С.В.Чешко. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 000 с.

 

 

 



Еще статьи

Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь