Политика США в отношении Афганистана и Ирака
- Тип работы: Вопрос-ответ
- Цена: Бесплатно
Проблема Афганистана и Ирака. Эволюция политики США в отношении этих стран.
Иракская кампания, которая началась 20 марта 2003 года, официально завершена 15 декабря 2011-го. Это один из наиболее долговременных конфликтов, в которых участвовали вооруженные силы Соединенных Штатов.
Официальным поводом для начала войны стали действия правителя Ирака – Саддама Хусейна, – который не выполнял положений многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН, предусматривавших демонтаж иракских программ создания оружия массового уничтожения.
Инспектора ООН действовали в Ираке на протяжении семи лет — с мая 1991-го по август 1998 года, когда Ирак отказался от проведения дальнейших проверок. До сентября 2002 года все попытки вернуть инспекторов в страну наталкивались на сопротивление Саддама Хусейна.
В конце 2003 года Саддам Хусейн, правивший Ираком 24 года, был арестован, предстал перед иракским судом, приговорен к смертной казни и казнен. Были также осуждены некоторые его приближенные.
Несмотря на то, что в 2005 году в Ираке были проведены достаточно честные выборы и сформированы органы власти, процесс демократизации и строительства полноценного государства идет крайне тяжело.
В конце 2008 года США (во главе государства был Джордж Буш-младший) и Ирак заключили соглашение о графике вывода американских войск, предусматривающее, что американские военнослужащие покинут страну до января 2012 года. Это соглашение было выполнено к 15 декабря.
7 октября 2001 года США начали военную операцию в Афганистане с целью разрушить террористическую сеть Аль-Каида и предать суду ее лидера Усаму бин Ладена. Террорист номер один был убит.
После разгрома движения «Талибан» США и их союзниками была поставлена задача превратить Афганистан в стабильное, демократически управляемое государство с эффективно развивающейся экономикой. Это бы означало и обеспечение национальной безопасности самих США – американские законодатели, да и многие из тех, кто реально столкнулся с афганскими проблемами в конце 2001 г. и в последующий период, поняли, что корни терроризма и других крайностей следует устранять социальными, политическими и, конечно, финансовыми средствами на месте. Именно для достижения этих целей был разработан законопроект «Акт в поддержку свободы в Афганистане 2002 г.». Уже в первые месяцы 2002 г. во внешнеполитических структурах федеральной власти США сложился механизм по оказанию помощи Афганистану.
Летом 2002 г. американцам удалось провести на пост главы временной администрации Афганистана своего ставленника – Х. Карзая, ряд лет прожившего в США и имевшего там свой бизнес. Но положение переходного правительства оставалось неустойчивым. Осенью 2002 г. сенат принял «Акт в поддержку свободы в Афганистане», сумма предоставляемой новому афганскому режиму помощи в течение предстоящих 4 лет должна была достичь 3,3 млрд. долл. В структурном отношении большая часть помощи (1,7 млрд. долл.) выделялась на экономические и гуманитарные программы, а также на цели политического развития. 300 млн. долл. направлялось на создание национальной армии Афганистана. 1 млрд. долл. предназначался для укрепления международных вспомогательных сил безопасности.
За последний период ведущими американскими научными центрами востоковедческого профиля была проведена большая работа по анализу корней происшедшей трагедии и современной ситуации на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе в Афганистане. В срочном порядке были созданы специальные программы, рабочие места, в учебные модули вводятся специальные курсы.