Принцип социального государства в исторической ретроспективе
- Тип работы: Реферат
- Цена: Бесплатно
Аннотация
В данной работе сделана попытка рассмотреть понятие “социальное государство” и историческое становление. Как известно из мировой художественной литературы и кинематографа, с учетом оценки деятельности государства и государственного устройства в целом в обществе в разные времена складывались различные представления и образы государства. Разные слои предстателей общества, также по-разному относились к тому государству, в котором они жили. В статье рассматриваются процессы становления того, что сейчас в конституциях многих стран мира зафиксировано, как “социальное государство”.
Текст реферата
По справедливому замечанию известного российский профессора Ю. А. Тихомирова, для одних государство, – в их представлении, – это нечто, оторванное от земной жизни, идеальное, мистическое. По мнению других, государство – это неизменное зло, и оно проявляется в действиях властей.
Вместе с тем, человечеству как социальному виду присуща идея коллективной солидарности, и именно она позволила в разных странах западной цивилизации осмысливать идею справедливого общественного распределения и перераспределения в условиях свободного рынка. Другими словами, идея “социального государства», как говорили об этой идее в немецкоязычных странах или “государства социального благоденствия” – в странах англоязычных странах, долгие годы занимала умы людей.
Эта идея и ее воплощение в жизнь имеет давнюю, длившуюся несколько столетий, историю. Однако и сегодня отсутствует единство в понимании этого понятия. Наиболее оживленно ее стали осмысливать в XVII-XIX веках. К числу авторов можно отнести Дж. Локка, П. Гольбаха Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Г. Гегеля. Сторонники социально ориентированного государственного устройства обосновывают необходимостью солидаризма, гуманизма, справедливости, (О. Конт, Л. Дюги, Э. Дюркгейм, и др.) [1].
Сам же термин “социальное государство” непосредственно был введен в научный оборот в 1850 году ученым Лоренцом фон Штейном из Германии. По его мнению, социальное государство “обязано помогать экономическому и общественному прогрессу всех населяющих его граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного индивида выступает условием развития другого и именно в этом смысле следует понимать социальное государство»[2].
Как уже было сказано, в англоязычных странах термин “государство благосостояния» – welfare state используется в качестве синонима социального государства.
В настоящее время понятие “государство благосостояния» – Welfare State-и для политиков, и в учёном мире обозначает систему обеспечения членов общества их социальными потребностями, участие институтов государственного механизма в решении социальных вопросов населения, оптимальное сочетание свободных рыночных экономических отношений.
Социальное государство, исходя из существующих конституционных основ, предполагает свою структуру и сферу социальной жизнедеятельности. Можно утверждать, что государства нашего времени в той или иной степени стремятся проводить социальную политику. Различие заключается в масштабах, методах и глубине реализации этой политики.
Для понимания принципов социального государства, однако, следует, на наш взгляд, обратиться к истории его становления.
“В истории политико-правовой мысли известны три варианта отношений между человеческим обществом и отдельной человеческой личностью. Первый из них предполагал, что отдельно взятая человеческая личность по своей духовной и нравственной ценности выше ценности государственной машины. Это так называемы социальный индивидуализм.
Второй вариант объявляет о первичности общего интереса по сравнению с частным. О таком подходе говорят, что это либо “социальный универсализм», “социализм”, “коммунизм”.
Для третьего типа варианта отношений между человеческим обществом и отдельной человеческой личностью представляется, что существует одинаковая ценность отдельной государства и отдельной личности»[3].
Именно этот третий тип, как нам кажется, отображает идею социального государства, разрешая путем гармонизации человека и общества, частного и публичного интереса социальный вопрос.
Как свидетельствует история, первые концепции социального государства на Востоке появились раньше, чем в Западной Европе.
Так, в частности, историческая наука помнит тот факт, что ещё в XXIV в. до н. э. некое подобие гражданских “свобод” для своих подданных установил царь Шумера. Он ввел некоторый ряд карательных санкций, направленных против нерадивых сборщиков налогов, чиновников, допустивших неправомерные действия по отношению к сиротам и вдовам.
В древнем Вавилоне в XVIII в. до н. э. всё население Месопотамии согласно кодексу Хаммурапи, царя Вавилона, было разделено на свободных граждан, которые работали на царя на его земле и рабов, защищаемых им.
Выдающийся мусульманский мыслитель Авиценна в своем труде “Трактат о семейной жизни” писал, что “в идеальном государстве все материальные блага распределяются пропорционально, так, чтобы не было слишком богатых и бедных до изнеможения; население снабжается всем самым насущным. Нетрудно догадаться, что этот ученый таким образом провозгласил принципы социального партнерства и удовлетворения минимальных потребностей отдельного индивида. По мнению другого государственного деятеля той поры, Низам аль-Мулька, создание процветающего государства реально лишь при наличии грамотного, образованного общества»[4].
В XIII веке ученый из Таджикистана Насиридцин Туси в своем произведении “Мораль Насири» высказывает в том смысле, что несправедливость в разделении благ можно уничтожить внедрением передовых систем налогообложения и перераспределения через государственный бюджет части общественного богатства в пользу беднейших и нуждающихся слоев населения.
Относительно того, как появлялись идеи социального государства в европейской следует, конечно же обратиться к культуре Древней Греции.
Так, в греческих городах-полисах закладывались некоторые основы социальных отношений между государством и его подданными. В работах выдающихся древнегреческих философов Платона (427-347 гг. до н. э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) заявлялось о необходимости упорядочения общественной жизни, предлагался образ-проект идеального государства, в котором гармония добродетелей отдельных людей составляет и суть самого государства. “Диалоги Платона “Политик», “Государство”, “Законы” причиной возникновения государства и общества считают наличие у людей врождённых потребностей, которые отдельный человек не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других людей. Поэтому люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь, такое “совместное поселение” и получает название государства»[5].
Гармония небесных сфер лежит в основе всего сущего, считал выдающийся ученый античности Пифагор. То, что в природе называется гармонией, проявляется в государстве как порядок (согласие), основанное на хороших законах, в хозяйстве – как умение хорошо его вести.
Важной предпосылкой идеи социального государства эпоху Средневековья послужило распространение по инициативе германских императоров, которые себя преемниками императоров Древнего Рима, Римского права в государствах Западной Европы.
Благодаря Римскому праву произошло появление идеи равенства всех перед законом и неприкосновенности основных прав человека, а также идеи светской, а не церковной государственности. Такой правовой порядок лучше всего соответствовал возникающему экономическому движению, обмену товаров и услуг, новому социальному укладу, чем старое сословное и клерикальное право.
Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) в Западной Европе принесла с собой новые подходы в отношении к человеческой личности.
В учениях деятелей этой эпохи стала складываться новая доктрина отношения государства и личности. В это время большое значение в качестве идейных предпосылок социального государственного устройства приобретают утопические учения Т. Мора и Т. Кампанеллы. Возрождая античную философию с ее традицией разработок моделей идеального государства, гуманисты тем самым пытались обратить внимание сильных мира сего на насущные общественные проблемы.
В частности, Томас Мор (1478-1535 гг.) в своем труде “Утопия», изобразил идеальное государство, которое построено на социальных началах и в нем отсутствует частная собственность. “Социальная позиция Т. Мора стремиться устранить социальное неравенства и пытается уравнять всех граждан в возможности пользоваться социальными благами»[6].
Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) – первый мыслитель, который отступил от классической парадигмы “совершенного государства». В его трактатах создан не некий образ идеального государственного устройства, а изображено реальное существующей государство той эпохи. “Макиавелли реально разделил потребности личности и государства, первым указал, что деятельность государственных институтов есть принуждение подданных. Политику он характеризовал не с точки зрения её высшей цели – достижения Блага, а с точки зрения её эффективности относительно конкретных и частных целей, моральные принципы при этом часто игнорировались. Объектом осмысления Макиавелли являются механизмы политики. Поэтому он разделяет политику и мораль, доказывая, что государство как самостоятельный организм может иметь свои собственные интересы и устремления»[7].
Идея социальной гармонии и единства противоположностей нашла свое выражение в древнекитайской философии. Мыслители Китая полагали, что любая вещь имеет две стороны. В каждой вещи присутствуют две противоположные силы, положительная и отрицательная, находящиеся в определенном соотношении. Эти два начала должны постоянно соблюдать надлежащую меру (гармонию).
Таким образом, еще на ранних стадиях формирования человечества людей интересовал вопрос гармонии и единства противоположностей не только в окружающем их мире природы, но и в их отношениях между собой и государством, а также вопрос социальной справедливости.
Большинство исследователей (зарубежных и российских) связывает появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, которые явились в результате осмысления Английской революции 1648 года и Славной революции 1688 года. Оба философа выступали сторонниками политических соглашений и договоров в отношениях между индивидами и государством. Другой представитель эпохи Нового времени Жан-Жак Руссо, в свою очередь, считал одной из задач государственного механизма “ликвидацию несправедливого и нестерпимого для общества деления людей на богатых и нищих, но не настаивал на устранении богатства вообще и тем более богатых»[8].
Во взглядах представителя немецкой классической философии Гегеля на взаимодействие человека и государства явно заметка как логически-диалектическая сторона учения Гераклита, так и влияние учений о гармонии древнекитайских мыслителей.
По мнению Гегеля, в государственном механизме как институте власти присутствует совместное сосуществование как интересов отдельного индивидуума, так и целого. Вполне определенная свобода отдельных личностей при этом в определенной степени растворена во всеобщности государственного механизма, отчасти же личность сама признает и вбирает в себя эту государственную всеобщность, впитывает ее как свое собственное достояние. Кроме этого, классики немецкой философии настаивает на том, что личность в качестве носителя прав не представима без обращения к категории всеобщности, в то же время он отвергает и “грубый номинализм» консерваторов и либералов.
На основе философии Гегеля и философии Фейербаха создали свое собственное учение, известное в истории философской мысли как диалектический материализм, в котором утверждалась смены экономической формации и неизбежность социальной революции. Согласно этому учению, на исторической арене появился такой же, как рабы в рабовладельческих странах, обездоленный и лишенный всех социальных прав класс – пролетариат.
В попытке предвидеть развитие исторического процесса, в своих учениях о государстве Карл Маркс и Фридрих Энгельс делали попытки выяснить условия и наметить пути реального освобождения пролетариата от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм классового угнетения, неравенства и бесправия. Эти философы поставили перед собой цель определить контуры социального строя, который будет способен преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее рационально организует социальную жизнь общества, станет гарантией свободного и гармоничного развития личности.
Одним из наиболее значимых учений о справедливости и гармонии стала концепция социального государственного механизма Л. фон Штейна, который и ввел этот термин, характеризующий такое государственное устройство как систему, которая поддерживает абсолютное равноправие в правах всех общественных классов и для отдельного самоопределяющегося индивида благодаря своей системе государственной власти.
В определении данного термина, по сути, преодолеваются марксистский подход к государству как к арене классовой борьбы. “Самым главным признаков социального государства объявляется равенство всех индивидов, а главной целью государственного механизма – экономический и социальный прогресс. Такую трактовку понятия социального государства в дальнейшем поддержали Ю. Офнер, Ф. Науманн, А. Вагнер”. [9]
Появление на карте мира в начале ХХ века государства Советов, стало существенным катализатором процесса развития идей социального государства на Западе.
Советское государство, как известно, постоянно декларировала свою социальную ориентированность, не только пропагандировала, но и реально осуществляла переход к всеобщему бесплатному образованию, такому же всеобщему бесплатному здравоохранению, бесплатному предоставлению жилья, доступность для рядовых граждан ценностей культуры, отдыха, спорта и т. д.
И хотя реальная практика существующего и строящегося в те годы социализма далеко не во всем, мягко говоря, соответствовала принципам законности, демократии и правового государства, трудно отрицать влияние реальных достижений социалистических государств на формирование идей социального государства. По меткому замечанию Папы Римского Иоанна Павла II, “капитализм изменился в основном благодаря социалистической мысли».
Значительную лепту в генезис теории и практики социального государства внес так называемый “Новый курс», проведенный в жизнь президентом США Франклином Делано Рузвельтом. Новая экономическая политика, появившаяся как инструмент победы над кризисными явлениями в экономике, она в то же время стал базой для изменений в осознании охранительной роли государства и закрепления этой концепции в США благодаря обширной, продуманной и эффективной программе реформ, включающей в себя огромный блок мер социального характера: борьбу с безработицей, закрепление на уровне закона права рабочих на коллективный договор и создание профсоюзов, установление минимальной продолжительности рабочей недели, введение системы государственного социального страхования по старости и безработице и др.
“Новый курс”, провозглашенный и проведенный в жизнь президентом Рузвельтом продемонстрировал, что так как целью любого государственного устройства является сохранение социально-политической стабильности, то ради этой стабильности государство готово идти на уступки социуму, в результате чего становится социальным.
Научная разработка проблематики социального государства продолжается в произведениях современных политологов, зарубежных и отечественных юристов, социологов, экономистов и сегодня Заметное место в этом занимают труды ученых России: Г. В. Атаманчука, В. С. Нерсесянца, М. Н. Марченко, М. В. Баглая, Л. С. Мамута, А. И. Экимова, М. Ю. Федоровой, С. А. Авакьяна, А. Б. Венгерова, А. В. Васильева, Р. В. Енгибаряна, О. Е. Кутафина, Л. М. Карапетяна, Д. А. Керимова, Т. Я. Хабриевой, А. В. Корнева, Ю. К. Краснова, В. В. Лазарева, Ю. И. Лейбо, Г. В. Мальцева, И. А. Умновой, Б. С. Эбзеева, Д. В. Валового, Н. А. Волгина и др. В их научных исследованиях изучаются признаки и принципы построения социального государства, его социально-правовая сущность, его экономические, политические, правовые, социальные и духовно-нравственные предпосылки[10].
В настоящее время делаются попытки обобщить всю разнородность во взглядах на общественную проблематику. Пришло понимание того факта, что движение лишь в каком-то одном аспекте некоторой группы социальных идей (социально-демократических или либеральных) уже не способствует дальнейшему прогрессу.
Таким образом, основу концепции социального государства составляет проблема ценности отдельной личности и интересов общества, другими словами – публичного и частного, то, что прежде составляло противоречие между обществом и государством. Исторический прогресс делал разные более или менее успешные попытки разрешения этого противоречия, стремясь к тому, чтобы результатом его разрешения стала социальная гармония и справедливость, при которой были бы сняты противоречия и ему на смену пришло согласование интересов отдельной личности с интересами общества.
Как показал проведенный нами исторический обзор процесс поиска оптимальной модели учреждения и функционирования социального государства – процесс весьма сложный, длительный, многогранный. И процесс этот требует и активизации законодательной деятельности государства по укреплению социальной защищенности, и обеспечения соответствующего социального, экономического, политического, духовного климата в стране, так и активной, ответственной позиции граждан в государстве.
Список использованной литературы
- Жирнов Н. Ф. Социальное государство: политико-теоретический анализ //Власть 2008. № 9 С. 11-14
- Василевич С. Г. Понятие и сущность социального государства // Вестник экономической безопасности. №3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-sotsialnogo-gosudarstva (дата обращения: 20.05.2019).
- Евстратов А. Э. Теория социального государства (основная идея) // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №2 (43). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/teoriya-sotsialnogo-gosudarstva-osnovnaya-ideya (дата обращения: 26.05.2019).
- Охохонин Е. М. Генезис идей социального государства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2010. №25 (201). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/genezis-idey-sotsialnogo-gosudarstva (дата обращения: 20.05.2019).
- Петров В. П. Основы социального государства [Электронный ресурс]: Учебн. пособие / В. П. Петров, В. Э. Семёнова, К. А. Шкенев; Нижегор. гос. архитектур. – строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 283 с.
- Социальная философия: Учебное пособие / Под редакцией И. А. Гобозова. – М., 2003.
Сноски
[1] Жирнов Н. Ф. Социальное государство: политико-теоретический анализ //Власть 2008. № 9 С.12
[2] Социальная философия: Учебное пособие / Под редакцией И.А. Гобозова. - М., 2003.
[3] Охохонин Е. М. Генезис идей социального государства // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2010. №25 (201). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-idey-sotsialnogo-gosudarstva (дата обращения: 20.05.2019).
[4] Петров В.П. Основы социального государства [Электронный ресурс]: Учебн. пособие / В.П. Петров, В.Э. Семёнова, К.А. Шкенев; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. С. 42
[5] Петров В.П. Основы социального государства [Электронный ресурс]: Учебн. пособие / В.П. Петров, В.Э. Семёнова, К.А. Шкенев; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. – С.45.
[6] Петров В.П. Основы социального государства [Электронный ресурс]: Учебн. пособие / В.П. Петров, В.Э. Семёнова, К.А. Шкенев; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. – 84 с.
[7] Петров В.П. Основы социального государства [Электронный ресурс]: Учебн. пособие / В.П. Петров, В.Э. Семёнова, К.А. Шкенев; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2016. – 84 с.
[8] Евстратов А. Э. Теория социального государства (основная идея) // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-sotsialnogo-gosudarstva-osnovnaya-ideya (дата обращения: 26.05.2019).
[9] Евстратов А. Э. Теория социального государства (основная идея) // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №2 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-sotsialnogo-gosudarstva-osnovnaya-ideya (дата обращения: 26.05.2019).
[10] Василевич С. Г. Понятие и сущность социального государства // Вестник экономической безопасности. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-sotsialnogo-gosudarstva (дата обращения: 20.05.2019).