Институты европейского управления
- Тип работы: Вопрос-ответ
Институциональная структура управления международными политическими процессами в Европе: общий обзор институтов.
Все основные вопросы общей внешней политики и политики безопасности проходят через Европейский Совет и через Совет Европейского Союза (далее - Совет).
Европейский Совет «определяет принципы и основные ориентиры общей внешней политики и политики безопасности, в том числе в вопросах, затрагивающих оборону» (ст. 13(1)). Европейский Совет также вырабатывает общие стратегии ОВПБ в областях, где государства-члены имеют общие важные интересы (ст. 13 (2). Европейский Совет представляет Общую внешнюю политику и политику безопасности на высшем уровне, регулирует политическую жизнь и развитие Европейского союза, придает тем самым необходимый импульс союзу, определяет принципы политики и ее важнейшие приоритеты, решает вопросы совместной деятельности и принимает большинство политических решений.
На основе общих ориентиров, выработанных Европейским Советом, Совет Европейского Союза «принимает решения, необходимые для определения и осуществления общей внешней политики и политики безопасности» (ст. 13 (3)) .
Решения о совместных действиях и общих позициях, основанные на принятой общей стратегии или направленные на осуществление действий или общих позиций, уже одобренных Советом, решаются голосованием с принципом квалифицированного большинства (ст. 23 (2) Амстердамского договора). Если «член Совета заявляет, что по важным причинам национальной политики он намерен выступить против принятия решения» квалифицированным большинством - голосование не проводится. В таком случае Совет квалифицированным большинством голосов может передать вопрос для единогласного решения в Европейский Совет (ст. 23 (2)).
Совет принимает необходимые решения, касающиеся формулирования и осуществления ОВПБ, на базе основных приоритетов, выработанных Европейским Советом. Совет отвечает за согласованность, последовательность и эффективность действий Союза.
Вопросы внешнеполитических отношений ЕС сводятся воедино в Совете по общим вопросам, независимо от того, идет ли речь о внешнеполитических либо совместных действиях. Кроме того, существует структура, которая в докладе Тиндеманнса обозначена как «единый центр по решениям». Каждые шесть месяцев одно из государств-членов председательствует в Европейском Союзе. Председательство направляет действия и обеспечивает преемственность.
Страна - председатель представляет Союз во внешнеполитических делах, касающихся ОВПБ и выражает позицию Союза в международных организациях и на международных конференциях.
Кроме того, страна - председатель сообщает Европейскому парламенту о важнейших аспектах и основополагающих принципиальных установках ОВПБ, и следит за тем, чтобы решения парламента учитывали данный фактор. Оно сообщает парламенту, наряду с комиссией ЕС о развитии общей внешней политики и политики безопасности.
Договор о создании Европейского Союза обеспечивает полную взаимосвязь Европейской комиссии с работой, происходящей в сфере ОВПБ. Такая взаимосвязанность необходима для обеспечения последовательности ОВПБ в отношении внешнеэкономических связей и развития сотрудничества, которые являются направлениями политики Союза и в которых Комиссия играет лидирующую роль.
Каждое государство - член ЕС выдвигает одного, максимум двух представителей. Ни один член комиссии не подчиняется указаниям национального правительства. Руководит Комиссией председатель, не обладающий по сравнению с другими членами комиссии никакими чрезвычайными полномочиями - он первый среди равных.
Председатель Комиссии присоединяется к главам государств или правительств в составе Европейского Совета. Комиссия участвует в собраниях Совета и его предварительных мероприятиях. Так же, как и государства-члены, она может выносить на Совет различные дела, затрагивающие внешнюю политику и политику безопасности, и вносить предложения для Совета. Тем не менее его право на инициативу не является эксклюзивным, как в случаях с политиками Сообществ. Договор также подразумевает, что Совет может попросить Комиссию предоставить ему на рассмотрение соответствующие предложения по обеспечению совместных действий.
Комиссия выполняет также функции международного представительства и осуществления совместных мер. Как и президентство, она информирует Европейский парламент о развитии ОВПБ.
Согласно Амстердамскому договору была создана должность Высокого Представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, который одновременно является Генеральным Секретарем Совета. В Ниццском договоре названы его функции: оказание помощи Совету в вопросах ОВПБ, в частности, содействие формулированию, подготовке и осуществлению политических решений и выступление от имени Совета по просьбе председательствующего государства в политическом диалоге с третьей стороной.
В распоряжении Высокого Представителя находится ряд специализированных структур: Генеральный Секретариат Совета, Политический орган, Военный Комитет Европейского Союза и Военный Штаб Европейского Союза.
Кроме того, существует такая структура, как Генеральный Директорат Внешних Отношений, занимающаяся экспертизой внешнеполитических отношений Европейского Союза. Представители группы участвуют в политических диалогах Европейского Союза и ответственны за их подготовку. Они действуют и в рамках межправительственных организаций - ООН, ОБСЕ, НАТО, Совета Европы.
И наконец, Специальные Представители Европейского Союза, назначаемые решением Совета для установления отношений в соответствии с прописанными в мандате полномочиями в рамках конкретного вопроса внешней политики.