Россия и ОБСЕ
- Тип работы: Вопрос-ответ
Эволюция политики России в отношении ОБСЕ. Проблема реформы ОБСЕ и позиция России.
Россия (с января 1992 года как Российская Федерация; до того — СССР) участвует в деятельности ОБСЕ с самого начала деятельности организации (в то время — СБСЕ) в 1970-х годах. Русский язык является одним из официальных языков организации.
В Парламентской ассамблее Россия представлена 15 из 323 делегатов. Представитель России является одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ[2] В деятельности Суда примирения и арбитража в рамках ОБСЕ Россия не участвует, подписав, но пока не ратифицировав соответствующую конвенцию.
В 1999 году по инициативе России в отношении военной операции НАТО в бывшей Югославии был задействован Московский механизм ОБСЕ.
БДИПЧ ОБСЕ наблюдало за рядом выборов в России. На выборах Госдумы в 2007 г. и президента в 2008 г. наблюдатели БДИПЧ отсутствовали. В конце 2007 года Россия инициировала проект реформы БДИПЧ, а после его отклонения предложила сократить бюджет бюро. Спорами сопровождалось наблюдение ОБСЕ за думскими выборами 2011 г.
Открытый конфликт между Россией и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) начался 3 июля 2004 года, когда в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее организацию в "практике двойных стандартов" и "нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств". Россия призвала реорганизовать ОБСЕ с целью "вернуть ее к изначальным принципам". В конце года Москва блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовала сократить свою долю в нем и заявила, что не хочет финансировать проекты, противоречащие ее интересам. В итоге бюджет согласовали только к апрелю 2005 года, доля РФ сохранилась на уровне 9%.
5 декабря 2006 года на заседании совета министров иностранных дел ОБСЕ в Брюсселе российский министр Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из организации. Он сообщил, что это может произойти, если ОБСЕ не сместит акцент деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.
26 октября 2007 года Россия и шесть стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. Главным обвинением стало то, что на выборах наблюдатели бюро "дают не технические оценки, а выносят политические приговоры". 30 ноября на саммите глав МИДов стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.
16 ноября Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию. Предшествовавшие этому задержки с оформлением наблюдателям российских виз в бюро оценили как нежелание властей "принять представителей ОБСЕ и сотрудничать с ними". В российском МИДе сообщили, что в проблемах с визами виновны сотрудники ОБСЕ, которые "не удосужились" снабдить наблюдателей информацией о необходимых документах.