СЭВ в мировой экономической системе
- Тип работы: Вопрос-ответ
- Цена: Бесплатно
Совет экономической взаимопомощи был создан в январе 1949 года, когда в ходе закрытого экономического совещания (5-8 января), в котором приняли участие представители правительств СССР, Румынии, Венгрии, Болгарии, Польши и Чехословакии было принято решение об образовании Совета экономической взаимопомощи.
Когда в 1949 г. СЭВ был образован, в него вошли СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия. В 1950 г. присоединилась Германская Демократическая Республика, в 1962 г. – Монгольская Народная Республика, в 1972 г. – Республика Куба, в 1978 г. – Социалистическая Республика Вьетнам.
Цель Совета – способствовать установлению тесных экономических связей между Советским Союзом и странами новой демократии. Протокол о создании СЭВ был подписан в Москве 18 января 1949 года.
Ключевыми приоритетами деятельности СЭВ стали экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-участников Союза, подразумевавшие развитие взаимной торговли, обмена экономическим опытом, оказание взаимной помощи сырьём, продовольствием, оборудованием, машинами и другими товарами.
В середине 70-ых годов Совету был предоставлен статус наблюдателя в ООН, что являлось подтверждением авторитета и экономического успеха организации, в эти же годы на страны СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства.
Ключевая задача СЭВ состояла в содействии путём координации усилий стран-членов организации углублению и совершенствованию экономического сотрудничества, планомерному развитию их экономик, ускорению экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней их экономического развития.
Основные расходы по содержанию СЭВ нес СССР. Согласно договору об утверждении сметы расходов на 1949 г., на содержание аппарата СЭВ тогда выделили около 6,5 млн руб. Расходы распределялись между странами-участницами в следующих долях: СССР – 34%, Польша и Чехословакия – по 15%, Румыния и Венгрия – по 12%, Болгария – 9% и Албания – 3%. При этом, СССР единолично брал на себя расходы по ремонту и оборудованию здания, где располагался аппарат СЭВ. В 1947-1957 гг. общая сумма кредитов в рамках СЭВ составила 30 млрд руб., из них 28 млрд составляли кредиты, предоставленные СССР.
В 1950-1960 гг. СЭВ ставил перед собой задачу помощи странам народной демократии в импортозамещающей индустриализации. Задачами деятельности СЭВ в тот период являлось содействие развитию взаимной торговли, оказание материальной помощи, стимулирование развития научно-технического обмена на безвозмездной или льготной основе, стимулирование инвестиций в страны СЭВ, наиболее пострадавшие после Второй мировой войны. Тем не менее, основная доля во взаимной торговле на протяжении функционирования СЭВ принадлежала СССР (рис. 1).
На Советский Союз приходилось более четверти объемов взаимной торговли, а в 1980 е гг. – почти половина. Как результат этого, в первой половине 1950 х гг. произошла экономическая переориентация стран СЭВ преимущественно на Советский Союз. Уже в 1955 г., например, во внешней торговле Болгарии на долю социалистических стран приходилось 87,6% товарооборота, Венгрии – 61%, ГДР – 72%, Польши – 63,9%, Чехословакии – 65,7%.
СЭВ во многом способствовал развитию стран-участниц. На начальном этапе своего развития (1949 – 1960-е гг.) СЭВ играл важную роль для подъема экономик стран Центральной Европы, принадлежащих к советскому блоку. За годы нахождения в СЭВ ряд стран прошли этап индустриализации, резко поднялся жизненный уровень населения, шло широкое жилищное строительство. В связи с чем СЭВ стал восприниматься в качестве альтернативы только набирающему тогда динамику процессу европейской интеграции, демонстрируя ряд преимуществ социалистической плановой экономики. Были сделаны попытки перейти в рамках СЭВ на отраслевую специализацию, охватывающую, как промышленность, так и сельское хозяйство.
К 1970-м гг. СССР и страны-члены СЭВ стали все больше нацеливаться именно на интеграцию, а не на взаимопомощь. Предпосылками стали социально-экономические причины и быстрый рост западноевропейской экономической интеграции в рамках «Общего рынка».
Для этого была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000 г., в которой были определены задачи научно-технического и экономического сотрудничества в области атомной энергетики, комплексной автоматизации и электронизации и других областях научно-технического прогресса.
СЭВ составлял серьезную конкуренцию формирующемуся в то время Европейскому экономическому сообществу.
Однако это продолжалось, пока СЭВ шел по своему пути. Как только страны СЭВ решили заменить социалистический сценарий интеграции на западный, капиталистический, то образовался дефицит экономических, природных, человеческих и финансовых ресурсов. Несмотря на имеющиеся штампы о доминирующей роли СССР в СЭВ, как оказалось, последний выступал скорее в роли арбитра, чем диктатора, при этом с трудом справляясь с задачей примирения разных интересов и нахождения компромиссных формулировок для сохранения социалистического содружества.